Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Условия самовыражения подростков в системе дополнительного образования




 

Современная система дополнительного образования детей ориентирована на формирование творческой личности, являющейся субъектом жизненного самоопределения. Ведущими свойствами такой личности являются: стремление к самосовершенствованию, творческое отношение к делу, независимость суждений и поведения.

Дополнительное образование- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Проблемой самоопределения, самопознания, самовыражения подростков занимались А.Е.Егорова, Д.В.Григорьев, Ю.А.Орлов, О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова, О.В.Хухлаева.

Понятия, составной частью которых является «само», применяемые по отношению к человеку, удостоверяют нас в наличии особой реальности – «самости», сущности человека, выступающей внутренней основой для развертывания тех или иных субъективных процессов.

Рассмотрим значение близких понятий: самопознание, самосовершенствование, самовоспитание, самореализация и самовыражение.

Самопознание представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые можно воспринимать, относятся к тому, что можно называть Я.

Самопознание осуществляется ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.

В основе стремления к самосовершенствованию лежит потребность в самореализации, т.е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возможностей. Поэтому, чтобы самовоспитание стало приятным и легким, требуется: 1) желание, 2) выработка больших и малых привычек, 3) постепенность и 4) устранение эмоциональных барьеров.

Самовыражение - выражение наружу, людям того, что находится в человеке внутри него как его актуальное содержание. Самовыражение отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже сформировалось и есть.

Современным подросткам общество не оказывает помощи в обретении взрослого «Я», понимании себя, своих прав, обязанностей, сил и возможностей. Они достигают этого самостоятельно, часто путем довольно трудной внутренней работы.

Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего хочу и что могу?», т.е. стремительное развитие самосознания.

Одним из важнейших условий для развития рефлексии является удовлетворение потребности в самораскрытии. Раскрывая себя другому, подросток раскрывает, прежде всего, себя самому себе.

Подростковый возраст очень важен для становления субъектной позиции, поскольку именно в этот период появляется личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, в том числе создавая условия для самовыражения подростков.

Для изучения условий самовыражения подростков в системе дополнительного образования детей мы провели анкетирование студентов и подростков.

Анкетирование студентов было проведено в Вологодском педагогическом колледже с целью изучения их опыта, полученного в системе дополнительного образования.

По результатам анкетирования студентов большинство (15) занимались в системе дополнительного образования несколько лет. Ведущие области деятельности - это занятия спортом и искусством, так же студенты занимались информатикой, рукоделием, по 1 человеку занимались иностранным языком, военным делом, туризмом. Ни один из опрошенных не занимался в области науки и техники. Это может быть связано с гуманитарной направленностью нашего образовательного учреждения. Большая часть опрошенных студентов занимались в системе дополнительного образования в основной школе (5 – 9 классы), чуть меньше в начальной школе (1 – 4 классы). Половина опрошенных посещали центры, дома детского творчества, остальные посещали кружки и секции в своей школе, спортивные и музыкальные школы. Основной причиной занятий в системе дополнительного образования было желание самих детей и подростков, лишь некоторые отличают роль родителей, педагогов и друзей в побуждении заниматься в системе дополнительного образования. Больше всего в системе дополнительного образования подростков привлекала возможность реализовать свои интересы, самореализоваться, занять свободное время и научиться какому – либо делу.

Таким образом, большинство студентов занимались в системе дополнительного образования по собственному желанию, им было интересно, была возможность реализовать свои интересы в соответствующей сфере. Наиболее значима, по мнению опрошенных, роль дополнительного образования в подростковом периоде, в том числе в сфере самовыражения подростков.

По результатам анкетирования подростков, большинство (34) занимаются в системе дополнительного образования, но 1/3 из них не занимаются. Ведущие области деятельности – это занятие искусством, спортом, а так же 2 человека занимаются рукоделием и 1 человек фотографией. Большинство опрошенных занимаются в центрах, домах детского творчества (18), секциях в своей школе, в цирке, а так же 4 человека в музыкальной школе, 3 человека в художественной школе и 1 человек в спортивной школе. Дети занимаются по собственному желанию, что совпадает с мнением опрошенных студентов, а так же 8 человек занимаются по предложению друга (подруги) и 7 человек по желанию родителей. Большинство подростков отмечают, что занятия в дополнительном образовании пригодятся им в будущей жизни, ¼ из опрошенных детей не видят данного значения.

Сравнивая результаты анкетирования современных подростков и студентов, можно сделать вывод, что ведущие области деятельности детей в учреждения дополнительного образования совпадают, так же основным мотивом и у студентов и у подростков является желание реализовать свои интересы в системе дополнительного образования. Если студенты в основном положительно оценивают свой опыт заниматься в системе дополнительного образования, то не все подростки считают, что это им пригодится в будущем. Среди опрошенных студентов больший процент посещали учреждения дополнительного образования по сравнению с подростками. Это связано с тем, что не всегда предлагаемые области деятельности в учреждении дополнительного образования соответствуют интересам подростков. Так, например, в свободное время предпочитаемыми видами деятельности является гулять, смотреть телевизор, заниматься спортом, играть в компьютерные игры, спать, танцевать, читать и играть на музыкальных инструментах.

На основе анализа психолого - педагогической литературы и результатов анкетирования можно назвать следующие условия:

1) желание учащихся и интерес

2) стремление к самосовершенствованию

3) творческое отношение к делу

4) развитие образовательной среды для свободной реализации и проявления своих возможностей

5) индивидуально – ориентированная помощь для реализации базовых потребностей деятельности (игра, общение, познание и пр.)

6) активное участие педагога в духовном самоопределении человека, позволяющие осуществлять действия, социально значимые не только для себя, но и для других людей, накапливать собственный личный опыт

7) практико – деятельностная основа дополнительного образования позволяет ребенку самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы (общение с друзьями, организация досуга и т.д.)

8) педагогическая поддержка обеспечивает индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, развивать его самостоятельность

9) расширение форм основного образования за счет тех или иных интересующих детей видов деятельности.

10) обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды

11) содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения

Дополнительное образование становится по – настоящему эффективным, если программы дополнительного образования соответствует интересам и потребностям школьников, а так же учитывает реальные возможности их удовлетворения в конкретном образовательном учреждении.

Жеребцова Марина, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж",

научный руководитель: Пестовская С.В.,

преподаватель методики преподавания математики

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных