Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебный диалог как средство развития общеучебных универсальных действий младших школьников




 

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Познавательные действия делятся на общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным универсальным действиям относятся следующие: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Мы предположим, что учебный диалог как процесс взаимодействия учителя и обучающихся, а также самих обучающихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество во время организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии будет способствовать формированию ОУДу обучающихся.

На наш взгляд, умение вести учебный диалог целесообразно развивать у детей на всем протяжении их обучения в начальной школе.

Я проходила практику в Вотчинской общеобразовательной школе в 3 классе, которая работает по УМК «РИТМ». Система учебников для начального общего образования «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Она создана на основе УМК «Классическая начальная школа» и отличается сочетанием современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. УМК всех предметных линий, образующих систему, обеспечивают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС начального общего образования, формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.

Цель опытно-практической работы – определить психолого-педагогических условия организации учебного диалога для формирования ОУД младших школьников на уроках в начальной школе.

Задачи опытно-практической работы: 1) изучение основных теоретических положений об организации учебного диалога в начальных классах; 2)проведение диагностики сформированности ОУД у обучающихся; 3) организация учебного диалога на уроках с целью создания условий для формирования ОУД у младших школьников; 4)определение условий организации учебного диалога для формирования ОУД; 5) анализ работы.

На преддипломной практике нами была проведена диагностика по методике М.А.Ступницкой с целью выявления уровня сформированности ОУД у обучающихся 3 класса. Согласно М. А. Ступницкой, существует множество вариантов классификации ОУД. Она выделяет три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, - это интеллектуальные, организационные и коммуникативные.

Методика (опросный лист) оформлена в виде таблицы из трех колонок. Образец опросного листа вы видите на слайде. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые постоянно наблюдаются на уроках. Учителю нужно выбрать наиболее подходящую характеристику и поставить галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Согласно результатам, у 66 % обучающихся в классе выявлен высокий уровень сформированности всех диагностированных групп ОУД. Это значит, что 4 ученика из 6 успешно воспринимают учебную информацию с первого предъявления, способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала, темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся, способны дать развернутый ответ и обосновать его, в большинстве случаев могут дать объективную оценку результату своей работы. Также способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности, в случае необходимости уточняют детали до начала работы, осуществляя работу, точно придерживаются имеющегося плана или отступают от плана лишь в деталях, завершая задание, обязательно добиваются запланированного результата, закончив работу, проверяют ее, находят и исправляют ошибки. Способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее ради успеха общего дела, всегда удерживают социальную дистанцию в ходе общения.

Средний уровень выявлен у одной девочки. Воспринимая учебную информацию, она нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его. Не всегда может дать объективную оценку своей работы. В целом ряде случаев способна осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убеждена в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью. Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к ней вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способна отстоять свою позицию или разумно изменять ее для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректна. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Слабый уровень сформированности ОУД выявлен у одной девочки. Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ. Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустила их в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способна обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Рассмотрим организацию учебного диалога с целью создания условий для формирования ОУД у младших школьников. На уроке изобразительного искусства по теме «Конструирование. Град на острове стоит» в 3 классе происходило формирование ОУД моделирование в учебном диалоге.

Сначала через учебный диалог с помощью открытых вопросов мы проанализировали конструкцию, ее детали, возможные варианты цвета. Потом в ходе учебного диалога заполнили технологическую карту. ОУД моделирование также развивалось через учебный диалог на уроках технологии в коллективном проекте по теме «Конструирование. Декорации к кукольному театру», русского языка при работе со схемами, на уроках математики при работе со схемами, при составлении схем к задачам.

Рассмотрим на примере урока математики, как развивается ОУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Использовалось решение задач разными способами, их анализ и нахождение значения выражений удобным способом.

На доске написано выражение 6728 + 6728 +2281 * 3 + 6728, значение которого требуется найти.

У. Как мы находили значение у таких длинных выражений?
Д.По действиям.

У.Сосчитайте, сколько действий.

Д.Четыре.

У. Согласитесь, выполнять четыре действия слишком долго. Посмотрите на выражение, что интересного заметили?

Д. Прибавляем одно и то же число 6728.

У.Верно. Каким действием заменим сложение?

Д. Умножением.

У.Сколько раз повторяется число 6728? Как запишем?

Д. З раза. 6728 * 3.

У.Часть 2281 * 3 изменяется?

Д.Нет.
У.Правильно, ее перепишем без изменения. Посмотрите, у нас получилось новое выражение 6728 * 3 + 2281 * 3, которое можем решить в несколько действий. Но посмотрите внимательно, нет ли еще одинаковых чисел?

Д.Есть – число 3.

У.Правильно. Кто вспомнит правило, которое мы изучали ранее?

Д. Умножение числа на сумму.

У.Верно. Как запишем?

Д.3 *(6728 + 2281)

У.Во сколько действий решается?

Д.В три.

У.Как легче решать: долгим способом в 4 действия или новым, в 2 действия?

Д.Новым.


Рассмотрим на примере урока окружающего мира, как происходит формирование ОУД поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
На уроках дети работают с планом знакомства с новым материком, где важно было умение находить нужную информацию в тексте: 1)Географическое положение (где находится, какие океаны омывают); 2) Рельеф материка (горы, равнины, вулканы материка); 3) Природные зоны, климатические условия; 4) Водные ресурсы: реки, озера; 5) Животный мир; 6) Растительный мир; 7)Население; 8) Государства, расположенные на материке.

Вопросы учителя соответствовали пунктам плана и при необходимости были более четкими, точными, направляющими на ответ. Данное ОУД также развивалось на уроках литературного чтения, русского языка, математики.

Рассмотрим условия организации учебного диалога для формирования ОУД на уроках в начальной школе: опора на субъектный опыт ученика; применение активных методов обучения в урочной деятельности; использование заданий, способствующих развитию ОУД. Мастерство учителя заключается в умении создать на уроках такую атмосферу, которая способствует овладению приемами познания. На практике активно использовались как приемы активного слушания (трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного), резюмирование (обобщение сказанного), так и пассивного слушания (зрительный контакт, кивки головой, слова:"Угу", "Так", "Хорошо", "Продолжай" и т.д.)), а также такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы; рефлексивные задачи; "ловушки", противоречия; проблемные ситуации. Для ведения диалога формулируются правила и для учителя, и для обучающихся.

Правила общего обсуждения: не говорить всем сразу; во время разговора смотреть на говорящего, реагировать жестами или знаками на реплики говорящего; проявлять уважение к говорящему; не допускать недоброжелательных комментариев. Правила для педагога: ни одна реплика не должна оставаться без ответа; учебный диалог должен быть строго ограничен во времени; необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге; нужно добиваться четкости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.

Мы считаем, что ученик в диалоге – активный участник процесса добывания знаний. Такое общение – конструктивное, содержательное, равноправное – является одним из важнейших условий всестороннего развития личности, в том числе и развития ОУД.

Лебедева Александра, студентка БОУ СПО ВО

"Белозерский индустриально-педагогический колледж",

научный руководитель: Исакова С.М.,

преподаватель общественных дисциплин

 

Формирование интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста на уроках "Окружающего мира"

 

Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Данные науки изучаются в курсе школьного обществознания.

В обязательном минимуме содержания обучения в начальной школе обществознание представлено интегрированной образовательной областью «Окружающий мир», которую включены первоначальные знания по истории, обществознанию, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности. Значение курса состоит в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Методика преподавания общественных наук в начальных классах исследованы педагогами А.А.Плешаковым, Н.И.Ворожейкиной, Н.Б.Истоминой, М.Т.Студеникиным и др.

Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию интеллектуальных приемов и умений учащихся. Владение приемами организации умственного труда помогает восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.

Анализ педагогического опыта показывает, что уровень интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста является недостаточно высоким. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Формирование интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста на уроках «Окружающего мира».

Цель: выявить и обосновать педагогические условия, при которых развитие интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет осуществляться наиболее эффективно.

В систему приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, выявление существенного, формулировка выводов, понятий, приемы воображения и запоминания. От класса к классу интеллектуальные умения учащихся усложняются. Успешность формирования интеллектуальных умений в значительной мере зависит от применения ряда методических средств и приемов. Для наиболее эффективной работы учителю следует учитывать психологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

В процессе работы по данной проблеме нами разработана модель опытно – экспериментальной работы.

Опираясь на требования программы интегрированного курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова и работы методиста М.Т.Студеникина нами выявлены следующие показатели уровня знаний историко-обществоведческого материала учащихся на уроках «Окружающего мира» в 4-м классе:

1. Знание историко-обществоведческих понятий.

2. Знание исторических фактов.

3. Знание исторического пространства.

4. Знание исторического времени.

Для выявления уровня знаний разработаны тест и беседа.

Интеллектуальные умения – это совокупность действий и операций по получению, переработке и применению информации в образовательной деятельности. По мнению методиста Запорожец Наталии Ивановны, эффективность формирования интеллектуальных умений неразрывно связана с использованием логических схем. Они могут быть выражены в виде графических схем, таблиц, планов, предписаний о способах умственной деятельности – памяток. Логические схемы позволяют анализировать и характеризовать исторические явления в строгой логической последовательности и обобщать знания учащихся.

Например, при изучении темы «Жизнь древних славян», обучаем четвероклассников анализу текста рассказа. Предлагаем выделить отдельные эпизоды текста, обозначить главную мысль, а затем нацеливаем на синтез – изложение основных эпизодов, воссоздающее общую картину события. В ходе анализа текста составляем план его пересказа. Объяснив цель этой работы (выделить главное, чтобы пересказать в определенном порядке), мы на практике показываем приемы составления плана исторического рассказа. Перед тем как составить план, параграф читаем по абзацам. Четвероклассники убеждаются, что один пункт плана может отражать содержание иногда одного абзаца, а иногда и двух-трех. В результате получаем следующий план текста:

1.)Наши предки - славяне.
2.) Быт древних славян.
3.) Жилище славян.
4.) Вера древних славян.

Порядок действий при выполнении нового приема закрепляем в памятке «Учись составлять план текста». На последующих уроках постепенно углубляем анализ содержания текстов учебной книги: между выявленными фактами устанавливаем различные связи, при этом увеличивается и число умственных действий, выполняемых четвероклассниками.

Аналитические умения формируем при работе с иллюстрацией. При изучении темы «Жизнь древних славян» предлагаем учащимся рассмотреть рисунок и определить, чем занимались древние славяне. Анализ иллюстрации проводим в форме беседы. В результате анализа иллюстрации учащиеся выясняют основные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и т.д. Работу завершаем синтезом: учащиеся описывают занятия жителей славянского поселка.

Анализ картин усложняем при изучении темы «Во времена Древней Руси». Мы предлагаем учащимся при знакомстве с картиной «Крещение Руси» последовательно выполнить задания, обучающие анализу и синтезу исторического события: 1. Прочитать текст к картине; 2. Найти на картине составляющие ее сцены (т. е. мысленно разбить его содержание на основные части); подобрать к ним названия; 3. Разобрать каждую из них; 4. Составить рассказ, объясняющий содержание рисунка в целом, используя для этого текст учебника.

Руководя анализом, объясняем: важно обращать внимание не только на действия изображенных на рисунке людей, но и на их внешний вид, на различия в одежде и поведении. Можно обратить внимание на отношение людей к событию (крещению в реке). Помогая ученикам углубить анализ, установить необходимые связи, задаем наводящие вопросы.

Аналитические умения развиваем при работе с картой. При изучении темы «Жизнь древних славян» в ходе беседы выясняем значение условных знаков, какие племена жили в Древней Руси, по берегам каких рек жили славяне. Учащиеся, опираясь на географические ориентиры, находят районы расселения каждого из славянских племен. Выясняем, почему славянские племена расселялись по берегам рек и озер.

Наряду с анализом и синтезом важнейшим средством познания исторической действительности является сравнение. С его помощью устанавливается общее и специфическое, сходное и различное в общественных явлениях, прогрессивная и регрессивная тенденция их развития. Формирование умения сравнивать исторические явления начинается с разъяснения цели этой логической операции. Объясняем учащимся, в чем сходны и чем различаются друг от друга предметы, события и т.д.

При изучении темы «Страна городов» проводим анализ и сравнение схем, предложенных в учебнике. Анализируя схему Древнего Киева, выясняем, на берегу какой реки расположен город Киев, что окружает город, как изменился город с X по XI века,
какие постройки расположены в центре города, как можно было попасть в город. Затем проводим аналогичный анализ схемы древнего Новгорода. После анализа схем даем учащимся задание: «Сравнить города и сделать вывод, почему Киев и Новгород в XI веке переживали период расцвета. Сравнение в этот раз ведется более упорядочено и последовательно. Предлагаем учащимся сравнивать города по следующему плану-памятке:

– Первое упоминание о городах;

– Расположение и укрепление города;

– Способы управления;

– Памятники архитектуры

После того, как ученики высказались по каждому пункту плана и обобщили результаты сравнения, мы еще раз, более развернуто подводим итоги проделанной работы

Анализ, синтез и сравнение неразрывно связаны с умозаключениями. Усваивая выводы, которые имеются в учебниках, школьники вместе с тем должны усвоить и ход обоснования этих выводов.

Руководя работой школьников, мы соблюдаем следующие условия: 1) систематически разъясняем содержание и характер выводов, имеющихся в учебнике; 2) четко и обоснованно сами делаем выводы, демонстрируя последовательность умозаключений; 3) объясняем учащимся, как строятся индуктивные и дедуктивные выводы, закрепляем эти приемы; 4) неуклонно требуем от учащихся завершать выводами изложение фактов, их анализ, сравнение, самостоятельно делать выводы при выполнении заданий, требующих анализа.

Таким образом, формировать интеллектуальные умения младших школьников на уроках «Окружающего мира» необходимо при изучении каждой темы, при этом успешность работы связана с использованием логических схем.

Новизна и практическая значимость нашей работы заключается в выявлении и обосновании гипотезы, направленной на наиболее эффективное изучение «Окружающего мира» через формирование интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста. Результаты работы могут быть использованы учителями начальных классов при изучении историко-обществоведческого материала на уроках «Окружающего мира» в начальных классах и студентами при проведении пробных уроков.

 

 

Тюлина Софья, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж",

научный руководитель: Гурьева С.Н.,

преподаватель психологии

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных