![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в раннем обучении английскому языку
За последние годы число людей, изучающих английский, резко возросло. Дошкольный возраст признан большинством психологов как наиболее благоприятный период для этого вида деятельности. Огромную роль в эффективности раннего обучения английскому языку играет организация образовательной деятельности, которая в соответствии с современными требованиями должна проводиться с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Решение этой проблемы актуально в раннем обучении иностранному языку, т.к. образовательная деятельность в области иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от воспитанников высокой концентрации внимания и напряжения сил. Таким образом, проблема внедрения и использования на занятиях по иностранному языку элементов здоровьесберегающих технологий становится действительно актуальной в условиях современной жизни. Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим особенностям ребенка, как: - пластичность природного механизма усвоения речи; - быстрое запоминание языковой информации; - интенсивное формирование познавательных процессов; - способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения; - особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. На занятиях по английскому языку обучающимся приходится много запоминать, говорить, слушать и анализировать информацию, то есть нагрузка достаточно интенсивная, поэтому, педагог должен уделять особое внимание рациональному построению образовательного процесса, активно использовать здоровьесберегающие технологии.. Отмечаемое многими исследователями глобальное ухудшение в начале 21 столетия состояние здоровья населения не могло не коснуться и России. Это актуализирует проблему изучения развития, формирования и сбережения здоровья дошкольников, которое рассматривается как базовое основание для успеха в любом виде их будущей деятельности. А необходимость в знании иностранных языков создает дополнительную нагрузку на детей, и вопрос уже заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы не навредить здоровью и сохранить его. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье детей. Интенсификация образовательного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое образовательное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить образовательную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья дошкольников. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; -психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой воспитателя на занятии, воздействие, которое он оказывает на протяжении всего времени занятия на дошкольников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с дошкольниками после занятий, просвещение их родителей. Большое значение имеет здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – "это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей образовательные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил",- пишет зав. лабораторией Научного центра охраны здоровья детей РАМН Степанова М. От организации образовательного процесса зависит его результативность. Важную роль играют такие факторы, как -плотность занятия, -число видов деятельности, -средняя продолжительность различных видов деятельности, -частота чередования различных видов деятельности, -наличие эмоциональных разрядок, -место и длительность применение ТСО, -физкультминутки, -психологический климат, -момент наступления утомления обучающихся. Свидетельства утомления: 1) снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания; 2) ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; 3) появление чувства усталости; 4) шум. Общие и характерные симптомы утомления: 1) появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; 2) отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия; 3) ухудшение внимания; 4) изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть; 5) внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок. Для организации благоприятного климата на занятиях английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых детей рекомендуется активно использовать на занятиях с дошкольниками такие элементы здоровьесберегающих технологий как релаксации, смена видов деятельности и чередование видов активности, аутогенная тренировка, новизна и нетрадиционность учебного материала, игры, физкультминутки, песни, драматизации. Смена видов деятельности и чередование видов активности. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Песня используется на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции детей. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной образовательной деятельности. Это своего рода релаксация в середине или в конце занятия, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню дети учат лексику, практикуют грамматические структуры, отрабатывают фонетику языка. Релаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Для достижения оптимального эффекта релаксацию следует проводить в начале занятия или в середине. Центральной задачей релаксации является регуляция собственных эмоций. При ее проведении не надо ставить перед детьми цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ребенка на какое-то время от умственного напряжения. Динамические физкультминутки - комплекс физических упражнений, выполняемых с целью разминки мышц и суставов. Они снимают вялость, сонливость, облегчает переход организма от состояния заторможенности к деятельности. Она имеет и воспитательное значение: под влиянием упражнений вырабатывается уверенность в своих силах, дисциплина, организованность, внутренняя собранность. Все эти качества являются необходимым условием трудовой активности, целеустремлённости, оптимизма. Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, легкость и удовольствие. Аутогенная тренировка. Некоторым обучающимся бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им можно использовать элементы аутогенной тренировки. Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения обучающихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком- либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций. Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию обучающихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого рассказывают что-нибудь забавное, остроумное, часто используя смешные игрушки, картинки. Использование элементов театрализации на занятии и игровых приемов. Элементы театрализации на занятиях, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года и т.д. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, дети занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Таким образом, изучение проблемы использования элементов здоровьесберегающих технологий в процессе раннего обучения английскому языку позволило установить, что внедрение в образовательный процесс элементов здоровьесберегающих технология является необходимым условием для достижения эффективности в обучении детей английскому языку с сохранением их здоровья. Широгорова Ксения, студентка БОУ СПО ВО "Вологодский педагогический колледж", научный руководитель: Гороховская И.В., канд. пед. наук, зам. директора
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|