Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников




 

В 2013 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовании. ФГОС является нововведением в системе дошкольного образования. В рамках стандарта особое внимание уделяется психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Под психологической готовностью к школе мы понимаем необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. В данном случаем мы придерживаемся взглядов Н. И. Гуткиной.

Традиционно выделяется четыре компонента психологической готовности: интеллектуальный; эмоциональный; коммуникативный; личностный.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования. Особый акцент ставится на личностной готовности к обучению в школе.

Личностная готовность, по мнению многих авторов (Божович Л.И. Волков Б.С., Волкова Н.В., Гуткина Н.И.), выражается в трех аспектах:

1) в определенном отношении ребенка к школе и учению (наличие внутренней позиции школьника);

2) в отношении к учителю;

3) в отношении к себе лично, проявляющееся в самооценке.

Следует отметить, что в ДОУ акцент чаще всего ставится на интеллектуальную готовность детей к обучению в школе. И недостаточно времени уделяется их личностной готовности к обучению в школе.

В связи с вышеизложенным возникает потребность в изучении и формировании личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников».

Целью нашего исследования является формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников в рамках специально разработанной психолого-педагогической программы.

В исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, дать определения основным понятиям.

2. Проанализировать основные компоненты структуры личностной готовности.

3. Разработать программу по формированию личностной готовности к обучению у старших дошкольников.

4. Провести эмпирическое исследование. Проинтерпретировать полученные результаты.

5. Оценить эффективность разработанной программы.

6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию личностной готовности к обучению в школе.

Предмет исследования — условия формирования личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

Объект исследования - личностная готовность к обучению в школе у старших дошкольников.

Исследование было организовано на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Чебурашка» г. Вологды. Участие в нем приняли 28 детей подготовительной к школе группы. Средний возраст детей — 6 лет.

В ходе реализации экспериментальной работы была проверена выдвинутая нами гипотеза: специально разработанная психолого-педагогическая программа является эффективным условием повышения личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

С целью исследования имеющегося уровня личностного развития у детей, мы использовали следующие методики:

1) методика «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина);

2) методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.);

3) тест «Лесенка» (модификация Марцинковской Т.Д.).

Результаты данных методик позволили нам сформировать экспериментальную и контрольную группы с помощью процедуры рандомизации. Для доказательства эквивалентности групп по каждой из методик мы использовали критерий Манна - Уитни. Мы доказали, что эти группы являются эквивалентными.

На втором этапе на основе полученных данных была разработана программа по формированию личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

Разработанная программа занятий осуществлялась три раза в неделю и была рассчитана на 15 занятий по 25-30 минут.

На третьем этапе по окончанию реализации программы нами была проведена повторная диагностика с помощью тех же методик, что и в первичной диагностике. Использование критерия Манна — Уитни позволило выявить значимые различия в уровне личностного развития между контрольной и экспериментальной группами.

С помощью Т - критерия Вилкоксона мы оценили достоверность сдвига показателей в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод об эффективности реализуемой программы. Таким образом, специально разработанная психолого-педагогическая программа является эффективным условием повышения личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников и может быть использована в работе педагогами — психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

На основе анализа полученных данных нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

1. Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе. Рассказывайте ребенку о школе, читайте стихи и рассказы школьной тематики. Тем самым вы сформируете у ребенка желание пойти в школу.

2. Играйте с детьми в игры, моделирующие школьную жизнь.

3. Обсуждайте с ребенком правила и нормы поведения в школе.

4.Рассказывайте ребенку о своих школьных годах. Приводите примеры преодоления школьных трудностей.

5. Знакомьте детей с атрибутами школьной жизни, организовывайте походы, экскурсии в школу.

6. Поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечайте на его вопросы. Задавайте ребенку свои вопросы, побуждайте любознательность.

7. Если ребенок просит у вас помощи, не отказывайте ему, но и не стремитесь решать за него все проблемы.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

9. Не критикуйте ребенка в присутствии других детей.

10. Привлекайте внимание ребенка к обсуждению его успехов и неудач. Оценивайте вслух его возможности и достигнутые результаты.

И. Обязательно выражайте уверенность в том, что «завтра» у вашего ребенка все получится, если не получилось «сегодня».

12. Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок.

13. Говорите детям чаще о том, что любите их.

14. Больше проводите времени с детьми, играйте с ними, общайтесь. Не заставляйте ребенка учиться, если он этого не хочет.

15. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте его поощрять, когда он это заслужил.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных