![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников
В 2013 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовании. ФГОС является нововведением в системе дошкольного образования. В рамках стандарта особое внимание уделяется психологической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школе мы понимаем необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. В данном случаем мы придерживаемся взглядов Н. И. Гуткиной. Традиционно выделяется четыре компонента психологической готовности: интеллектуальный; эмоциональный; коммуникативный; личностный. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования. Особый акцент ставится на личностной готовности к обучению в школе. Личностная готовность, по мнению многих авторов (Божович Л.И. Волков Б.С., Волкова Н.В., Гуткина Н.И.), выражается в трех аспектах: 1) в определенном отношении ребенка к школе и учению (наличие внутренней позиции школьника); 2) в отношении к учителю; 3) в отношении к себе лично, проявляющееся в самооценке. Следует отметить, что в ДОУ акцент чаще всего ставится на интеллектуальную готовность детей к обучению в школе. И недостаточно времени уделяется их личностной готовности к обучению в школе. В связи с вышеизложенным возникает потребность в изучении и формировании личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников». Целью нашего исследования является формирование личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников в рамках специально разработанной психолого-педагогической программы. В исследовании мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, дать определения основным понятиям. 2. Проанализировать основные компоненты структуры личностной готовности. 3. Разработать программу по формированию личностной готовности к обучению у старших дошкольников. 4. Провести эмпирическое исследование. Проинтерпретировать полученные результаты. 5. Оценить эффективность разработанной программы. 6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию личностной готовности к обучению в школе. Предмет исследования — условия формирования личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Объект исследования - личностная готовность к обучению в школе у старших дошкольников. Исследование было организовано на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Чебурашка» г. Вологды. Участие в нем приняли 28 детей подготовительной к школе группы. Средний возраст детей — 6 лет. В ходе реализации экспериментальной работы была проверена выдвинутая нами гипотеза: специально разработанная психолого-педагогическая программа является эффективным условием повышения личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников. С целью исследования имеющегося уровня личностного развития у детей, мы использовали следующие методики: 1) методика «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина); 2) методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.); 3) тест «Лесенка» (модификация Марцинковской Т.Д.). Результаты данных методик позволили нам сформировать экспериментальную и контрольную группы с помощью процедуры рандомизации. Для доказательства эквивалентности групп по каждой из методик мы использовали критерий Манна - Уитни. Мы доказали, что эти группы являются эквивалентными. На втором этапе на основе полученных данных была разработана программа по формированию личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Разработанная программа занятий осуществлялась три раза в неделю и была рассчитана на 15 занятий по 25-30 минут. На третьем этапе по окончанию реализации программы нами была проведена повторная диагностика с помощью тех же методик, что и в первичной диагностике. Использование критерия Манна — Уитни позволило выявить значимые различия в уровне личностного развития между контрольной и экспериментальной группами. С помощью Т - критерия Вилкоксона мы оценили достоверность сдвига показателей в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод об эффективности реализуемой программы. Таким образом, специально разработанная психолого-педагогическая программа является эффективным условием повышения личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников и может быть использована в работе педагогами — психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений. На основе анализа полученных данных нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей. Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников. 1. Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе. Рассказывайте ребенку о школе, читайте стихи и рассказы школьной тематики. Тем самым вы сформируете у ребенка желание пойти в школу. 2. Играйте с детьми в игры, моделирующие школьную жизнь. 3. Обсуждайте с ребенком правила и нормы поведения в школе. 4.Рассказывайте ребенку о своих школьных годах. Приводите примеры преодоления школьных трудностей. 5. Знакомьте детей с атрибутами школьной жизни, организовывайте походы, экскурсии в школу. 6. Поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечайте на его вопросы. Задавайте ребенку свои вопросы, побуждайте любознательность. 7. Если ребенок просит у вас помощи, не отказывайте ему, но и не стремитесь решать за него все проблемы. 8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой. 9. Не критикуйте ребенка в присутствии других детей. 10. Привлекайте внимание ребенка к обсуждению его успехов и неудач. Оценивайте вслух его возможности и достигнутые результаты. И. Обязательно выражайте уверенность в том, что «завтра» у вашего ребенка все получится, если не получилось «сегодня». 12. Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок. 13. Говорите детям чаще о том, что любите их. 14. Больше проводите времени с детьми, играйте с ними, общайтесь. Не заставляйте ребенка учиться, если он этого не хочет. 15. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте его поощрять, когда он это заслужил.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|