Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ученическое самоуправление как условие развития организаторских способностей младших школьников




Активное развитие социально-экономической жизни страны не могло не отразиться на школьном образовании. В связи с этим содержание и основные цели образования изменились. Министерство образования и науки РФ утвердило федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, где прописаны новые требования к результатам начального образования. Обучающиеся не просто получают базовые знания, но также учатся искать и применять информацию для решения проблем, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, участвовать в совместной деятельности, ставить цели, анализировать свои учебные действия и оценивать их. В школьном коллективе благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности и подготовка к участию ребенка в общественной жизни.

Следовательно, одной из задач, стоящей перед начальной школой, выступает развитие организаторских умений младших школьников. На наш взгляд, решение данной задачи возможно при условии создания и развития ученического самоуправления.

Большую работу по исследованию организаторской деятельности провел А. Н. Лутошкин. Он определил организаторские умения как способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации. Как правило, наряду с понятием «организаторские умения», рассматривают понятия: организаторские знания, организаторские способности.

А. Н. Лутошкин и другие исследователи выделяют этапы деятельности организатора: получение задания; определение цели и усвоение задач; обеспечение работы (условия, средства, исполнители); планирование работы и распределение обязанностей; оперативное руководство (согласование, учет, контроль); анализ эффективности и подведение итогов работы; отчет о выполнении задания. Умения реализовать данные этапы по сути своей выступают содержанием организаторских умений.

У младших школьников организаторские умения нельзя сформировать полностью в силу возрастных особенностей, но начинать их развитие в этом возрасте необходимо. Младший школьник еще в детском саду получил опыт взаимодействия со сверстниками, включаясь в различные виды совместной, коллективной деятельности. В процессе взаимодействия друг с другом детям необходимо уметь ставить цели, выбирать средства для их достижения, планировать свою деятельность, считаться с мнением партнера, уметь распределять обязанности и др. Младший школьный возраст сензитивен для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, усвоения социальных норм, становления адекватной оценки по отношению к себе и окружающим, а также для развития навыков общения со сверстниками. Поэтому именно в этот период необходимо развивать организаторские способности, чтобы в будущем преобразовать их в организаторские умения. Необходимо отметить, что развитие организаторских способностей и умений в этом возрасте происходит не всегда, оно может происходить только в комплексе всех видов и форм непрерывной и целенаправленной воспитательной работы.

Значительный вклад в развитие ученического самоуправления внесли известные педагоги, такие как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. И. Бочкарев, М. И. Рожков и др. Каждый из них рассматривал термин «самоуправление» по-разному. М. И. Рожков предлагает следующее определение: «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». Процесс развития детского самоуправления, по его мнению, – это последовательная смена состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающая перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Изучив научную и методическую литературу, мы сделали вывод, что развитие организаторских умений в младшем школьном возрасте только начинается. Обосновывается это тем, что у ребенка в этом возрасте недостаточно развиты психические процессы, недостаточно опыта самостоятельной деятельности, поэтому начинать работу необходимо с их развития в процессе учебной и внеучебной воспитательной работы, которая должна проводиться целенаправленно, систематически и последовательно. Необходимо включать детей в участие в ученическом самоуправлении, при этом, естественно, учитывая особенности детей младшего школьного возраста. В соответствии с новыми требованиями к результатам начального образования обучающиеся учатся решать проблемные ситуации, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить цели, достигать их и анализировать свою деятельность. Именно организаторские умения помогут младшему школьнику научиться отвечать всем этим требованиям и стать ответственным и активным гражданином своей страны. Непосредственное включение младших школьников во внеурочные и внешкольные мероприятия и их подготовку является средством развития их организаторских умений. Задача педагога – разработать такой комплекс мероприятий, чтобы ребенок мог реализовать все свои способности, т. к. в каждом мероприятии могут развиваться определенные процессы. Следует учитывать, что каждый возраст младшего школьника имеет свою специфику развития организаторских умений и сформированности детского коллектива. Лишь тогда можно будет говорить об успешном начале формирования организаторских умений у младших школьников.

Учитывая особенности организации ученического самоуправления в начальной школе, можно отметить, что в первом классе начинают развиваться склонность к организаторской работе и такие организаторские умения, которые позволяют обеспечить выполнение порученного задания (в большей степени умения - самоорганизации). Во втором классе следует обратить внимание на развитие умения планировать работу и распределять обязанности, а также оперативное руководство (согласование и учёт), т. к. в этом возрасте акцент делается на коллективном исполнении обязанностей, ко всему добавляется умение анализировать свою работу и отчитываться за выполнение задания. В третьем классе следует обратить внимание на развитие организаторской проницательности, широты организаторских возможностей, умение определять задачи и цели с минимальным контролем педагога. В четвертом классе расширяется сфера ученического самоуправления – дети могут входить в органы общешкольного самоуправления.

Таким образом, каждый возраст младшего школьника имеет свою специфику развития организаторских умений и сформированности детского коллектива.

С целью изучения опыта организации самоуправления в начальных классах школ Вологодской области мы провели анкетирование учителей начальных классов. В анкетировании приняло участие 10 учителей начальных школ Вологодского района. Предложенная участникам анкета состояла из 14 вопросов, из которых 11 носят закрытый характер и 3 – открытый.

Анализ анкет дал следующие результаты: 8 респондентов считают, что ученическое самоуправление у младших школьников можно сформировать лишь частично; 1 человек выбрал ответ «да» и 1 человек ответил отрицательно.

Результаты анкет показали, что организуют ученическое самоуправление в классе двое опрошенных; у 8 человек в классе присутствуют лишь элементы. Из них 4 человека оценивают организацию самоуправления на среднем уровне, а остальные 6 – на низком.

В ходе исследования выяснилось, что представители класса входят в общешкольные органы самоуправления у 3 учителей; у 7 – таких представителей нет.

Самостоятельность детей и степень их вовлеченности в процесс ученического самоуправления 5 учителей оценивают на среднем уровне; остальные 5 – оценивают детей по тем же критериям на низком уровне.

Учителя отметили, что при разработке модели ученического самоуправления они в равной степени учитывают как интересы детей, так и пользуются наработками коллег, публикациями в Интернете, и в меньшей степени используют рекомендованные модели специалистов.

Анализ ответов на вопрос «Что вы принимаете во внимание при выборе приемов организации ученического самоуправления?» показал, что большинство педагогов принимает во внимание интересы детей, опыт других педагогов, уровень развития организаторских способностей. Лишь один человек отметил вариант «опыт участия детей в самоуправлении», это говорит о том, что всего одному человеку из опрошенных удается достичь планируемых результатов развития самоуправления в классе; остальным 9 это удается лишь частично.

На вопрос «Интересуетесь ли вы разработками специалистов и коллег в области развития ученического самоуправления?» абсолютное большинство ответило утвердительно.

Обработка ответов на вопрос: «С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации самоуправления в классе?» показала следующее: большинству респондентов трудно организовывать самоуправление из-за недостаточного опыта детей, их малой заинтересованности, низкого уровня организаторских способностей, самостоятельности детей и их потребности в постоянном контроле со стороны учителя, а также большой загруженностью детей, что мешает четко спланировать работу.

Потенциал ученического самоуправления в развитии организаторских умений младших школьников признаётся всеми опрошенными педагогами. Они отмечают такие умения, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение сотрудничать и отстаивать свое мнение.

Таким образом, результаты анкетирования учителей начальных классов подтвердили значимость развития организаторских умений младших школьников посредством их участия в ученическом самоуправлении, а также теоретические подходы к организации ученического самоуправления, представленные в научной литературе, показали трудности в реализации данного процесса.

 

Мараховская Анна, студентка БОУ СПО ВО

"Вологодский педагогический колледж",

научный руководитель: Шубина Е.В.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных