![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение её к другим людям. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется и сложившейся ситуацией в современном обществе. Важный вклад в развитие проблемы нравственного воспитания в XX столетии внесли А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Они подчеркивали необходимость глубокого изучения индивидуальности каждого ребенка, его возрастных, физиологических и психологических особенностей, важность формирования свободного мышления, гуманных черт характера у детей, гуманизации отношений в детском коллективе. Объект исследования: процесс воспитания нравственного поведения у детей дошкольного возраста Предмет: процесс формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста Цель: выявить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых процесс формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Задачи исследования: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность понятий нравственность, нравственное поведение, дошкольный возраст. 2.Выявить уровень сформированности нравственных привычек у детей дошкольного возраста. 3. Реализовать психолого-педагогические условия для наиболее эффективного формирования привычек нравственного поведения Гипотеза: анализ психолого-педагогической литературы позволяет предположить, что процесс формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях: - при использовании игр; - при учете уровня сформированности привычек нравственного поведения. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; моделирование эксперимента; наблюдение; беседа. В теоретической части мы рассмотрели основные понятия: Нравственность - система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Нравственное поведение — это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы: 1) беседа 2) чтение и анализ литературных произведений 3) игры Для проверки выдвинутых в гипотезе условий была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования явился МБОУ «Детский сад Кенозерская СОШ «Колобок», экспериментальная группа, контрольная группа, в количестве 15 человек. Опытно-экспериментальная работа проходит в два этапа: 1 этап — констатирующий эксперимент. 2 этап - формирующий эксперимент На первом этапе опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня сформированности привычек нравственного воспитания провели беседу и наблюдение. В ходе индивидуальной беседы каждому из детей предложили выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши. Оценивание проводим следующим образом: 5 баллов (высокий уровень) - ребенок самостоятельно выделил все 5 ситуаций в рассказе и определил все ошибки в поведении мальчика. 4 балла (средний уровень) - ребенок выделил ситуации в рассказе с помощью взрослого и определил 3-4 ошибки в поведении мальчика. 2 балла (средний уровень) - ребенок выделил 2 ситуации и определил только 2 ошибки в поведении мальчика. 1 балл (низкий уровень) - ребенок выделил 1 ситуацию и определил только 1 ошибку в поведении мальчика. В ходе индивидуальной беседы были получены следующие результаты: Экспериментальная группа: Высокий-40% Средний-50% Низкий-10% Контрольная группа: Высокий -40% Для того, чтобы конкретизировать полученные данные в ходе беседы, было организовано наблюдение за поступками детей в реальной ситуации в экспериментальной и контрольной группах. Наблюдение проводим по следующим показателям: - приветствие и прощание; - умение культурно вести себя за столом; - умение помогать взрослым по их просьбе; - умение извиняться за плохие поступки. На основе показателей дали характеристику уровней: - высокий (от 15 до 20), - средний (от 10 до 14), - низкий (от 5до9) В результате наблюдения были сделаны выводы: дети в типичных ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом: в экспериментальной группе присутствуют дети с тремя уровнями высокий, средний, низкий. Высокий уровень имеют 5 человек, что составляет 33%, В контрольной группе также присутствуют 3 уровня. Сопоставив результаты, полученные в ходе беседы и наблюдения, сделали следующий вывод: в экспериментальной группе присутствуют дети с высоким уровнем сформированности привычек нравственного поведения 6 человек, что составляет 40%, со средним уровнем - 7 человек - 47% и с низким - 2 человека - 13%. В контрольной группе также присутствуют дети с высоким уровнем сформированности привычек нравственного. Таким образом, полученные данные показывают, что в обеих группах присутствуют дети с тремя уровнями сформированности привычек нравственного поведения - высоким, средним, низким. Преобладает количество детей со средним уровнем. Для повышения уровня необходимо проводить целенаправленную работу. Цель формирующего эксперимента: реализовать психолого-педагогические условия по формированию привычек нравственного поведения. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе. В ходе формирующего эксперимента проверяем гипотезу: анализ психолого-педагогической литературы позволяет предположить, что процесс формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях: при использовании игр; при учете уровня. Реализацию условий, выдвинутых в гипотезе, проводим в комплексе. Нами были подобраны игры, направленные на повышение уровня сформированности привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста. В проведение игры вместе с воспитателем принимают участие в роли ведущих дети с высоким уровнем. Игры представлены на слайде «Кукла Таня у нас в гостях». Задачи игры: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость. Подготовка к игре. Воспитатель совместно с детьми заранее готовит угощение к чаю. Ход игры. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости. Воспитатель: - Как мы встретим Таню? Саша: - Скажем: «Здравствуй!» Воспитатель: Да, скажем: «Здравствуй, Таня!» И сделаем поклон головой (показывает). А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста».) Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу Таню. Таня здоровается. Дети отвечают так, как показывал воспитатель. Воспитатель: Сашенька, предложи, пожалуйста, Тане стул. Саша с готовностью несет стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста!» Воспитатель: Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем! Саша. Таня, чай пить! Воспитатель. Нужно сказать: «Садись, Таня, с нами чай пить». Саша повторяет приглашение. Таня благодарит. Воспитатель: Алла и Наташа, расставьте, пожалуйста, чашки для всех. Девочки старательно расставляют кукольный сервиз. Воспитатель предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню. Сашу просит налить чай. Саша сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай. Воспитатель: Правильно, Саша, гостье первой наливают чай. Саша (протягивает Тане конфету): Ешь, Таня, конфету. Воспитатель: Надо взять вазочку и сказать: «Угощайся, Таня». Вот так. Саша подает вазочку, предлагает Тане угощение. Таня благодарит. Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Воспитатель, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать ее высоко, допивая чай, и так далее. Воспитатель обращает внимание на то, как следует держать чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой, и говорит: -А что у нас вчера было интересного? Расскажите Тане. - Ежик! Плавал, лапки расправлял, — говорит Наташа. Все радостно улыбаются, вспоминая о еже. Рассказывают о новых игрушках, об интересной прогулке и о других интересных событиях. Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ней, приглашают снова в гости. Таким образом, мы предполагаем, что данная работа будет способствовать формированию привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста. На этапе контрольного эксперимента мы проверим её эффективность, для этого будем использовать подобные задания. Лысова Наталия, студентка БОУ СПО ВО "Сокольский педагогический колледж", научный руководитель: Фокина М.В., преподаватель английского языка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|