![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников
Мир вокруг нас меняется – меняются и дети. Современный ребенок совсем не такой, каким был его сверстник десять назад. Педагогические исследования, проводимые в рамках подготовки программы «Мир открытий», дали портрет современного ребенка следующего типа: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, воспитываемый телевизором, компьютером. У большой информативности есть оборотная сторона: современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. У современных детей отмечается снижение творческой активности. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата (нажатием одной кнопки). Конечно, современные дети технически подкованы, легко управляются с телевизором, дивиди, электронными и компьютерными играми, но выполнение построек из конструктора даётся сложнее, чем их сверстникам прошлых лет. Назрела необходимость сменить подход к организации детской деятельности, в том числе и образовательной. Федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого сейчас строится работа в дошкольных учреждениях, дает нам целевые ориентиры. Именно к такому идеалу мы должны вести своих детей. Сегодня изменился подход к развитию личности ребенка, педагог должен видеть в каждом ребенке личность, замечать его успехи и вести ребенка, развивая его индивидуальность. Человек не научится плавать, если будет только лишь наблюдать за тем, как плавает его тренер. Поэтому, учитывая низкую эффективность объяснительно-иллюстрационного подхода, необходимо менять цели подготовки. В стандартах мы видим цель – развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. Леонтьев А.Н. говорил, что деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих личность в процессе различных видов деятельности. Какие виды детской деятельности в соответствии с федеральным государственным стандартом существуют сейчас в детских садах? - игровая, как ведущая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятельносного подхода заключается в том, что в центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми в процессе деятельности. Деятельность должна быть значимой и общественно полезной. Познавательно – исследовательская деятельность является методом экологического образования, актуальность которого диктуется современными условиями. Федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают развитие у дошкольников познавательного интереса к окружающему миру. Причем взрослый, в совместной деятельности с ребенком принимает позицию «равного» партнёра, т.е. они вместе (позднее ребенок самостоятельно) изучают окружающую природу, вместе фиксируют изученные события. Опираясь на исследования Маневцовой Л.М. и Савенкова А.И., мы выделили схему последовательности проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного, которая включают в себя 6 последовательных этапов: 1. Введение в игровую ситуацию. Это, когда формулируется «детская» цель. 2. Далее возникает проблемная ситуация. Например: Почему на земле лужи? Почему замерзла вода? Почему снег бывает липким? Почему летом идет дождь, а зимой снег и др. Когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, и 3. Выдвигают предположения - это следующий этап. 4. Отбор способов проверки предположений. (А как проверить, кто из вас прав?). Далее 5. Проверка предположений (организуется опыт, дети самостоятельно выполняют действия): дети должны сделать «открытие» для себя. 6. Осмысление произошедшего фиксируется в виде рисунков-схем; рассказа - где были? Чем занимались? - это осмысление деятельности. Почему вам это удалось? - узнали новое и чему-то научились. (раскрывается ситуация успеха детей). Организуя познавательно-исследовательскую деятельность со старшими дошкольниками,мы объединили комплекс различных видов детской деятельности вокруг единой темы. И первым предметом исследовательской деятельности дошкольников была вода. В ходе исследований были рассмотрены понятия: твердость, жидкость, газообразность (пар) воды, вода не имеет цвета, вкуса, запаха, объема, формы, может быть теплой и холодной. Детям была предложена игровая обучающая ситуация. В гости пришла волшебная Капелька и попросила их о помощи: она ещё маленькая и не знает о себе ничего, она потерялась, у неё нет дома и друзей. Дети решили подружиться с Капелькой и помочь ей. Для этого они отравились в путешествие. Мы беседовали с детьми о том, где может встречаться вода, кому и зачем нужна вода, что вредит воде? Провели опыты с водой:
Перед детьми ставят два стакана: один с водой, а другой – с молоком. В оба стакана положили палочки. В каком из стаканов палочка видна, а в каком – нет? Почему?
Детям предлагается через соломинку попробовать воды. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дают пить молоко, сок.
Детям предложили понюхать воду и сказать, чем пахнет. Дали понюхать молоко, сок.
Принесли лед в помещение, положили его в стакан и наблюдали, что с ним станет. Он растаял. Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Над паром помещали зеркальце. На нем выступили капельки воды. Рассуждения после опыта были построены о круговороте воды в природе, дети познакомились с "Капризной тучкой".
Дали детям два стакана: один с водой, другой – пустой, предложили аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. В ходе опытов дети "колдовали": в их руках была "волшебная палочка", дети занимались превращениями. После занятия дети не только называли свойства воды, но нашли их, опираясь на примеры явлений природы. Большинство детей активно отвечали на вопросы, к данным опытам проявили большой интерес, стремились рассказать об этом родителям. Следующим этапом в работе по ознакомлению детей со свойствами воды планируем наблюдение движения воды в реке Сухона, проведение беседы «Вода в жизни растений, животных и человека», чтение художественной литературы о воде. Для этого собраны конспекты образовательной деятельности "Куда бежит река", "Ходит капелька по кругу", "Какой бывает вода", "Что растет в воде". К детям придут Тетушка Туча, Солнышко. Опыты и эксперименты с водой помогают детям осознать причинно – следственные связи в природе, а использование деятельностного метода усиливает познавательный интерес к происходящему. Дети стали более любознательными, пытаются сами найти ответы на свои вопросы: наблюдают, сравнивают, высказывают предположения, пытаются доказать их правильность. Таким образом, ребенок, действуя, получает знания и усваивает механизм получения знаний, а воспитатель, который находится «рядом» с ребенком, помогает ему понять происходящее, стимулирует его активность.
Фабричнова Наталья, студентка БОУ СПО ВО "Вологодский педагогический колледж", научный руководитель: Будилова Т.А., зам, директора
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|