Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внеурочная деятельность по физической культуре как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников




Выбор темы выступления актуален, так как в последние годы возникли серьезные демографические проблемы в России. Проблема обострилась в 90-е годы, после падения СССР. Население огромной страны оказалось не готовым к грандиозным переменам, в ходе которых одни превратились в самых богатых людей, другие не знали, где взять деньги на хлеб. Это привело к тому, что негативные стороны жизни, как алкоголизм, наркомания, преступность, стали развиваться быстрыми темпами, стал привычным суицид. Население оказалось социально незащищенным. Появилось платное образование и здравоохранение.

В новых федеральных государственных стандартах выделены основные направления: это формирование целостной личности человека в развитии мышления и сознание нравственных качеств, понимание физической культуры как средства организации и активного ведение ЗОЖ, профилактика вредных привычек и бережное отношение к собственному здоровью.

Значимость проблемы формирования здорового образа жизни продиктована тем, что состояние здоровья школьников вызывает обоснованную тревогу. Среди детей, поступающих в школу, только 10-15% являются абсолютно здоровыми. Около 10% первоклассников имеют хронические патологии, а 60-70% относятся ко 2 группе здоровья (то есть уже не здоровы, но еще не имеют хронических заболеваний); за 9 лет обучения в школе количество учеников с хроническими заболеваниями увеличивается в 2,5 раза, показатели остроты зрения и осанки ухудшаются в 7,2 и 8,5 раз соответственно. 16% юношей призывного возраста по медицинскими критериями не готовы к службе в Вооруженных Силах. Вместе с тем, по оценкам ученых, доля факторов внутришкольной среды (условий обучения, организации учебно-воспитательного процесса) составляет около 20% в формировании здоровья детей. Остальное зависит от экологии, генетической предрасположенности, социально–экономической и психологической обстановки в семье. Растет число курящих учащихся и употребляющих алкоголь, наркотики.

Ведущими специалистами в исследовании данной проблемы являются: валеологи- Чумаков Б.Н., Брехман И.И, Зайцев В.Г., работники медицины −Кузнецов С.А., Гаврикова С.А., Мартыненко А.В., Григорьев С.И.; педагоги− Кузнеченкова Н.В., Творогова Н.Д., Тен Е.Е.

Здоровье-это состояние полноценного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.Образ жизни – определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни. Здоровый образ жизни— образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. С помощью здорового образа жизни человек увеличивает продолжительность своей жизни и полноценно выполняет свои социальные функции. Для того чтобы ЗОЖ соблюдался в полной мере, необходимо соблюдать все компоненты, - рациональное питание, личная гигиена, закаливание, полноценный сон и отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркомания). Рассмотрим компоненты ЗОЖ:

Рациональное питание является одним из самых важных критериев ЗОЖ. Питание играет одну из главных ролей в жизнедеятельности человека. Для здорового образа жизни рекомендуется употреблять меньше жареной и пассированной пищи, так как при этих манипуляциях все полезные вещества разрушаются. Приветствуется приготовление продуктов на пару. Нужно есть немного и желательно 5-6 раз в день. Такой тип питания оптимально поддерживает хорошее самочувствие в течение дня и держит массу тела в норме. Что касается физических нагрузок, достаточно делать зарядку по утрам в течение 15 минут, и можно уже получить заряд бодрости на весь день. Актуальным является третий урок физической культуры в расписании занятий школьника.

Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Ведь если этого не делать, то вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.

Закаливание. Самыми оптимальными способами закаливания являются обливания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купание в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Потребность во сне у всех различна. В среднем эта норма составляет около 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Немаловажным компонентом здорового образа жизни является борьба с вредными привычками. Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболевания лёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. Курение укорачивает человеческую жизнь и не способствует здоровому образу жизни. Алкоголь также отрицательно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности. Особенно опасны вредные привычки для будущего поколения, поскольку вызывают мутации, и вследствие этого курящие и пьющие родители не могут воспроизвести здоровое потомство. Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать определенные правила по отношению к каждому компоненту.

Во внеурочной деятельности по предмету физическая культура кроме мероприятий в режиме учебного дня, таких как гимнастика до учебных занятий, физкультурных минут, физкультурных пауз, динамических перемен, спортивного часа в группе продленного дня следует большое внимание уделять проведению спортивно- массовых мероприятий: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник подвижных игр», туристические походы и др.

Для расширения кругозора о здоровом образе жизни, и его составляющих рекомендуется чаще использовать тематические классные часы, беседы, викторины, конкурсы, экскурсии.

Степень сформированности здорового образа жизни невозможно определить с помощью какого – либо прибора, можно лишь по объему и содержанию работы учителя судить о возможном уровне его сформированности.

Следовательно, в вопросе формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности младших школьников рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей должно стать воспитание потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить здоровье. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.

Шохин Андрей,студент БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж",

научный руководитель: Неустроева О.А.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных