Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ребенок - флегматик - аккуратный и основательный, у него безупречная композиция. Правда, приступает он к работе не сразу. Ребенка - флегматика нельзя торопить.




Сангвинику не хватает места на листе, он хочет поместить на рисунке все, о чем говорилось в сказке.

Работу холерика ни с чем не перепутать. Самый огромный дракон и самые большие люди будут у него. Чем больше красного и оранжевого будет на его рисунке, тем лучше кажется ему его работа.

Теоретическое изучение психологических особенностей типов темперамента детей дошкольного возраста было подкреплено в опытно- практической работе.

Диагностическое исследование по определению типа темперамента проводилось сначала с 21 ребенком старшего дошкольного возраста, а потом были выбраны 5 детей.

В исследовании были использованы диагностические методики для изучения психологических особенностей темперамента.

Анкетирование воспитателей

Воспитателям была предложена анкета из нескольких вопросов по определению темперамента детей. Вывод был сделан по общему результату.

По результатам анкетирования воспитателей удалось выявить темперамент каждого ребенка группы (21 ребенок). Однако в некоторых случаях мнения воспитателей разошлись (5 случаев). Это не ошибка, т.к. существуют смешанные типы темперамента, лишь с небольшим преобладанием какого-то одного. Его сложно выявить, поэтому следует провести дальнейшее диагностическое исследование.

Далее из всей группы было выбрано 5 детей с преобладанием разных типов темперамента: Айсу (флегматик-меланхолик), Демид (холерик), Катя (флегматик), Ксюша (холерик-меланхолик), Саша (холерик). Дальнейшее диагностическое исследование проводилось только с ними и с их родителями.

1. Анкетирование родителей.

Для определения типа темперамента у детей провели тест – опрос с родителями. Предложили им ответить на четыре вопроса и по ответам определили доминирующий тип темперамента детей исследуемой группы.

Анкетирование родителей помогло приблизиться к более точному определению темперамента детей: Айсу (меланхолик), Демид (холерик), Катя (сангвиник-флегматик), Ксюша (сангвиник-холерик), Саша (сангвиник-холерик). Однако и здесь нет категоричного результата. В этом опять же нет ошибки, т.к. существуют смешанные типы темперамента. Для полной уверенности провели еще одну диагностическую методику.

Игровая методика «Перенос кубиков».

Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой ставят кубики в виде домика. При этом ребенку поясняется, что домик нужно перенести на скамейку. Всякий раз, как кубики упадут, нужно восстановить первоначальную постройку и продолжать путь к цели.

При выполнении задания «Перенос кубиков» учитывались работоспособность, сосредоточенность, импульсивность и др. качества. Диагностика помогла сделать более точный вывод по определению темперамента детей: Айсу (флегматик), Демид (холерик), Катя (флегматик), Ксюша (сангвиник-холерик), Саша (холерик).

Результаты всех диагностик были обобщены в таблице.

Итоговые результаты показали темперамент каждого ребенка: у 3 из 5 детей существенно преобладает один тип темперамента над другими: Демид, у 2 других ребят эта разница не столь заметна, поэтому темперамент более смешанный.

Для подкрепления теоретических положений по определению типа темперамента провели анализ рисунков исследуемых детей. Для сравнения были выбраны по 2 рисунка каждого ребенка на одинаковые темы: «Моя группа» и «Дорога».

Айсу (флегматик-меланхолик): на первом рисунке преимущественно присутствуют темные, блеклые цвета (коричневый, серый, зеленый), что характерно для флегматиков и меланхоликов. Работа выполнялась долгое время, тщательно, что подтверждает темперамент флегматика.

Ко второму рисунку ребенок опять же приступил не сразу, долго размышлял, но потом начал тщательно выполнять задуманное. Цветовая гамма холодная и темная. Все это подтверждает преобладание флегматического типа темперамента.

Демид (холерик): первое, что бросается в глаза на рисунке – изобилие красного цвета, даже если можно было использовать другие цвета, раскрасить по-другому одежду, ребенок придерживался именно этого цвета, что явно указывает на холерический тип темперамента. Вдобавок люди занимают почти весь лист и достают до ярко-желтого солнца – признак преобладания холерического типа темперамента.

На втором рисунке цвета более разнообразны, однако они все яркие (яркое солнце, яркий светофор). В рисунке уверенные и четкие линии. Персонажи на рисунке хорошо просматриваются, они на первом плане, ребенок не мельчил – это признак холерического типа темперамента.

Катя (флегматик): на первом рисунке преобладает красный цвет, что является чертой холерика, однако нужно заметить, что ребенок-флегматик тщательно следит за каждой черточкой на своем рисунке, он не забудет про маленькие детали вроде резиночек на волосах и зеленой травки под ногами.

На втором рисунке также присутствует много цветов, ребенок не забыл даже про зебру на дороге. Композиция продуманная, основательно законченная. Обе работа выполнялись тщательно, аккуратно и долго.

Ксюша (сангвиник-холерик): яркая черта сангвиника – желание уместить на своем листе как можно больше. Больше людей, больше деталей.

Если персонажи на улице, то нужно обязательно надеть на них шапки, добавить шарики, в небе обязательно должно быть солнце и облака. Наличие красного цвета может также говорить и о холерических чертах.

Если тема «дорога», то сангвиник точно на этом не остановиться, он захочет нарисовать деревья и дома вдоль дороги, солнце и птиц в небе. Много насыщенных цветов указывают на преобладание сангвинических черт в темпераменте.

Саша (холерик): цвета сочные и насыщенные, присутствие ярких красного и желтого, персонажи большие, крупные, достают до солнца – все это холерик. А желание уместить много всего на листе (например, вставить радугу) показывает и черты сангвиника.

Второй рисунок вновь показывает преобладание холерических черт темперамента. Цвета яркие, обязательно присутствие красного и желтого, а персонаж размером с проезжающий автомобиль.

Таким образом, анализ рисунков помог более четко определить преобладающий тип темперамента ребенка. Рисунки Айсу (флегматик-меланхолик) показали больше флегматических черт темперамента, а значит, именно этот тип темперамента преобладает.

Рисунки Демида (холерик) еще раз доказали, что именно холерический тип темперамента преобладает.

Рисунки Кати (флегматик) подтвердили, что характерных для флегматика черт больше, а значит, этот тип темперамента преобладает.

Рисунки Ксюши (сангвиник-холерик) показали, что черт сангвиника в ее темпераменте больше, чем черт холерика. Сангвинический тип темперамента преобладает.

А рисунки Саши (холерик) дали убедиться, что холерических черт в ее темпераменте больше, этот тип темперамента преобладает.

Существует много способов проявления темперамента и его особенностей у детей, одним из самых ярких и насыщенных является рисунок. Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Знание черт темперамента просто необходимо, как педагогу, так и родителям, ведь это дает возможность осуществить к ребенку индивидуальный подход, решить множество проблем, а главное понять ребенка и сделать его детство счастливым.

 

Баркова Ксения, Конева Наталия, студентки БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж",

научный руководитель: Буева Н.К.,

преподаватель методики экологического образования

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных