Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экскурсии в природу как средство формирования эстетической культуры младших школьников




 

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования ставится задача формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся начальных классов. Особое значение для формирования эстетической культуры имеет природа. Природа – ничем незаменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности воображения. В то же время природа учит ребенка нравственному поведению.

Одним из средств формирования эстетической культуры младших школьников через воздействие природы являются экскурсии в природу. Во время экскурсий у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воображение и образное мышление. Экскурсия позволяет показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызвать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к ней.

На педагогической практике мы изучили, как организуются экскурсии в природу для младших школьников в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Вологды, используется ли потенциал экскурсий в природу для формирования эстетической культуры. Исследование проводилось среди учителей и обучающихся начальных классов указанных школ. Опрошено 17 учителей начальных классов и 46 обучающихся начальной школы.

Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты, связанные с организацией экскурсий в природу с классом, с их отношением к этим экскурсиям, нам было интересно выяснить, совершают ли прогулки и экскурсии в природу младшие школьники вместе с родителями, наблюдают ли дети за красотой природы во время прогулок, вызывает ли экскурсия в природу желание изобразить увиденное, выполнить творческую работу. Им нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответ и обвести его в кружок или написать свой вариант ответа.

Мы получили следующие результаты. Первый вопрос был посвящен тому, как часто дети гуляют с родителями в парке, в лесу, в сквере. Часто гуляют с родителями всего 31% школьников, редко – 46%, не гуляют совсем – 23%. Во время прогулки обращают внимание на красоту природы 48% школьников, треть из них делают это иногда, 22% - никогда.

Наиболее популярными являются экскурсии в парк (этот вариант выбрали 22% школьников), 6,5% опрошенных заявили, что экскурсии организуются у школы, 38,5% - затруднились ответить, а 33% респондентов ответили, что экскурсии не организуются. Только 26% школьников участвуют в обсуждении маршрута экскурсии вместе с учителем. После экскурсии в природу все опрошенные школьники желают выполнить творческую работу (сделать фотографии, нарисовать рисунок). В конкурсе рисунков и поделок хотели бы принять участие 34% школьников, 33% - в фотовыставке, 28% - в краеведческой викторине, 3% - в КВН.

Таким образом, мы видим, что родители мало гуляют с детьми парке, в лесу, в сквере, четверть опрошенных школьников никогда не обращают во время прогулки внимание на красоту природы. Наиболее популярными являются экскурсии в парк, большинство учителей не привлекают детей к обсуждению маршрута экскурсии. Положительным является то, что дети после экскурсий в природу хотят выполнять различные творческие задания, которые развивают их эстетическую культуру.

Большинство опрошенных учителей работают во 2 классе. Учителям было предложено ответить на 8 вопросов, направленных на выявление позиции учителей о необходимости проведения экскурсии в природу, использованию экскурсий природу как средства формирования эстетической культуры младших школьников, методики организации экскурсий.

Мы получили следующие результаты. Все учителя считают необходимым проводить экскурсии в природу. 36% опрошенных делают это для развитие познавательных процессов обучающихся, 35% - для развития бережного отношения к природе, 29% - для эстетического развития. 29% респондентов организуют экскурсии 1 раз в месяц, 18% - 3 раза в месяц; 6% - раз в четверть. Организуя экскурсию в природу 28% учителей привлекают детей к организации экскурсии и подбору материала, 41% опрошенных , советуются с детьми какую выбрать тему экскурсии, но материал подбирают сами, 31% - не привлекают детей к организации экскурсии. 47% учителей не имеют четкого плана и организуют экскурсии по возможности. У всех опрошенных учителей дети с радостью принимают участие в природоведческой экскурсии, а также после экскурсии в природу все учителя дают детям выполнить творческое задание (например, нарисовать рисунок, сделать поделку, написать сочинение, сочинить стихотворение).

Исходя из этого, мы видим, что все учителя осознают необходимость организовывать экскурсии в природу, видят их потенциал для развития эстетической культуры младших школьников, не все учителя привлекают обучающихся к организации экскурсии, но делают это целенаправленно и систематически далеко не все учителя.

На преддипломной практике мы разработали план проведения природоведческих экскурсий, способствующих развитию эстетической культуры младших школьников.

Мы запланировали проведение экскурсий в природу в разные времена года. Экскурсии проводятся в парки, скверы, на площади города, а также в музей-усадьбу Брянчаниновых, этнографический музей Семёнково, запланирована и экскурсия на теплоходе по реке Вологде. Во время проведения экскурсий мы используем игры, эстафеты, различные творческие задания. В экскурсиях (и в подготовке к ним) должны активно участвовать родители.

1класс
Тема экскурсии Место экскурсии Творческие задания
«Осень – прекрасная пора» Парк Нарисовать рисунок, сделать поделку  
«Зимние забавы» Парк Слепить и украсить снеговика
«В гостях у красоты» Этнографический музей Семёнково «Секретный» разговор с цветком
2 класс
«Осенняя пора – очей очарование» (экскурсия с родителями) Парк Мира Эстафета
«Здравствуй, весна»   Парк Фантазии на что похожи облака, сочинить стихотворение, подобрать загадки про весну
«Что за чудо первоцветы!»   Сквер Посадить семена цветов (бархатцев) для выращивания рассады
3 класс
«Красота городского пейзажа» Площадь Революции, площадь Свободы Создать макет клумбы
«Зимняя красота» (лыжная прогулка) Парк Нарисовать рисунок зимнего парка
«Виртуальная экскурсия ««Природа дивной красоты!» (Путешествие по паркам России: например, «Екатерининский парк» г. Москвы, «Воронцовский парк» г. Москвы, парк «Сосновая поляна» г. Санкт-Петербург», парк «Дендрарий» в Сочи и местам, близким детям) Учебный класс Подобрать фотографии парков, где дети были с родителями, дачных участков.
4 класс
«Осень – осень…» Усадьба Брянчаниновых Создать гербарий из осенних листьев
«В серебряном царстве Волшебницы зимы» Парк Написать сочинение с описание зимней природы
«Красота окружающей природы» Экскурсия на теплоходе Нарисовать картину окружающей природы

Рассмотрим экскурсии в природу для первого класса. Первая экскурсия «Осень – прекрасная пора» организуется в парк. Учитель спрашивает у детей, чем отличается осенний парк от летнего, какие краски преобладают в природе осенью, дает задание найти красивые объекты (Что вы видите красивого, дети?), различные листья

Следующая экскурсия «Зимние забавы» тоже проводится в парке. Вначале учитель беседует с детьми о красоте зимнего парка (Что делает парк красивым зимой?), дети наблюдают за деревьями, птицами. Потом дети лепят снеговика и украшают его. Потом детям можно задать вопрос: «Почему вы именно так украсили снеговика?». Затем дети вместе с педагогом выбирают самого красивого снеговика и обсуждают, почему они сделали этот выбор. После экскурсии учитель вместе с детьми подводит итоги экскурсии и домой задает творческое задание нарисовать снеговика. Далее в плане предложена экскурсия, которая называется «В гостях у красоты». Данная экскурсия проводится в этнографическом музее под открытым небом Семёнково. Это место выбрано не случайно. Наблюдать за природой дети могут уже по ходу движения автобуса, сам музей окружает живописная природа (перелески, холмики, поля), на территории музея весной, как правило, много цветущих одуванчиков, мать–и–мачехи и других цветов. Детям можно предложить поиграть в игру «Секретный разговор с цветком». Представьте, дети, что во время прогулки вы встретили красивый цветок и сумели поговорить с ним, говорит учитель. Затем детям дается задание рассказать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

Рассмотрим экскурсии для 2 класса. Первая экскурсия «Осенняя пора – очей очарование» проводится вместе с родителями в Парк Мира. Учитель озвучивает название экскурсии и спрашивает: «Почему А. С. Пушкин так характеризуют осень «очей очарование». В парке дети с родителями могут гулять, искать интересные природные объекты, можно провести эстафету, которая будет включать, как спортивные задания (кто быстрее), так и задания на отгадывание загадок, подбор эпитетов, нахождение необычных листьев. По окончанию экскурсии учитель снова возвращается к вопросу, который задавал в начале экскурсии и предлагает нарисовать рисунок или сделать поделку, которые передавали бы очарования осенней природы. Следующая экскурсия проводится в игровой форме в зимнем парке. Весной можно провести экскурсию «Что за чудо – первоцветы!» в сквер, где на клумбах растут первоцветы (крокусы, тюльпаны, нарциссы), а на лужайках распустились одуванчики. Учитель беседует с детьми, почему эти цветы называют первоцветами, каким бы был сквер, если бы цветов не было, спрашивает, какие первоцветы растут у детей у дома или на даче.

В 3 классе осенью можно запланировать экскурсию «Красота городского пейзажа». Дети вместе с учителем идут любоваться красотой, созданной с участием человека – клумбами, цветочными композициями на площадях города, например, на площади Революции и на площади Свободы. Учитель рассказывает детям, что есть такая профессия – ландшафтный дизайнер и предлагает оценить его работу. Дети рассматривают цветочные композиции, выбирают те, которые им больше нравятся, пробуют объяснить почему. Учитель обращает внимание на сочетание оттенков, размеров цветов. После экскурсии задается задание создать макет клумбы.

Экскурсия «Зимняя красота» позволяет познакомиться с пейзажами известных художников и почувствовать себя художником. Учитель дает задание детям подготовить рассказ о картине, изображающей зиму (например, Васнецов А. М. «Зимний сон», Саврасов А. К. «Лес в инее», Гермашев М. М. «Зимний закат», А. А. Пластов «Первый снег», В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце», А. К. Саврасов «Зимняя дорога», А. К. Саврасов «Дворик. Зима», Н. П. Крымов «Зимний вечер»). Дети рассказывают о картинах в классе, а потом отправляются на лыжную прогулку в парк. Катаясь на лыжах, учитель предлагает детям представить, что они художники, которые собираются писать картину, и беседует с ними: «Что бы вы изобразили в своей картине, какие краски будете использовать, будет ли на вашей картине солнце, люди, животные. После прогулки дети могут нарисовать картину зимнего парка. Далее в плане предлагается проведение виртуальной экскурсии «Природа дивной красоты!». Экскурсия проводится с использованием интернет – ресурсов и мультимедийной техники. Учитель знакомит детей с красивыми местами России (Ленские столбы, Байкальский заповедник, Алтайский заповедник, Золотые горы Алтая, Озеро Байкал), спрашивает у детей, что им больше понравилось, что объединяет различные объекты, подводя их к мысли, что все они красивы, каждый по–своему. Потом предлагает детям поделиться своими впечатлениями о встречах с красивой природой (дети могут принести свои фотографии, где они путешествуют с родителями, отдыхают на даче, в лесу).

В 4 классе можно запланировать экскурсию в Усадьбу Брянчаниновых. Парк дает удивительные возможности для развития эстетического вкуса детей. Дети могут любоваться красотой парковых дорожек, вековых деревьев, прудов, восхищаться мастерством садовников. Учитель может заранее попросить детей выучить стихотворение об осени и предложить почитать их в парке. Возвращаясь с экскурсии, дети вместе с учителем в автобусе могут пофантазировать, какой бы парк они разбили около школы. Экскурсию «В серебряном царстве Волшебницы зимы» можно соединить с конкурсом чтецов. Экскурсия проводится в зимнем парке. Перед экскурсией дети заранее готовят стихотворения с описанием зимней природы, вместе с родителями выбирают место в парке, где будут читать стихи. В парке дети читают стихи, объясняя, почему они выбрали именно это место. После чтения стихотворений, учитель спрашивает у детей, какие слова наиболее точно передают красоту зимней природы. После конкурса дети могут поиграть в подвижные игры. Дома можно предложить детям сочинить сказку о снежинке. В конце 4 класса можно провести экскурсию на теплоходе с «зеленой» стоянкой. Экскурсия позволит любоваться красотой реки, проплывающей природы. На «зеленой» стоянке проводятся подвижные игры, конкурсы, организуется обед. При организации обеда дети учатся красиво накрывать «стол» на природе, также можно провести беседу об окружающей красоте (например, Что вы увидели красивого с теплохода? Какие объекты вам запомнились? Что бы вы нарисовали на картине?).

Реализуя данный план, мы провели экскурсию в природу, тема которой «Здравствуй, весна!». Планирование экскурсии осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий. Задачи экскурсии были следующие: вызвать интерес детей к окружающей природе; развивать наблюдательность, воображение, фантазию; развивать умение видеть красоту природы; воспитывать бережное отношение к природе.

В процессе подготовительной работы вместе с детьми мы обсуждали тему экскурсии, план экскурсии, обсудили маршрут экскурсии. В связи с темой и маршрутом экскурсии были подобраны различные задания (загадки, игры, наблюдение за снежинками и др.), была проведена проверка маршрута экскурсии. Перед проведением экскурсии в школе был проведен инструктаж по технике безопасности. Инструктаж был посвящен правилам дорожного движения (перед тем как перейти дорогу нужно остановиться и осмотреть проезжую часть, переходить дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке, переходить дорогу только на зеленый свет светофора), также вопросы были посвящены правилам поведения в природе (соблюдать порядок и дисциплину, по маршруту экскурсии двигаться, не отставая друг от друга, нельзя срывать растения, не ломать ветви деревьев и кустарников, убирать за собой мусор). После чего, организованно всем классом отправились в парк. Дети разделились на три команды, и каждая команда придумывала свое название. Для активизации познавательной деятельности младших школьников, в процессе экскурсии использовались различные задания: загадки, игры (например, игра «Назови дерево, которое имеет такие же листья», игра «Угадай–ка», т. е. детям нужно было понаблюдать за облаками и пофантазировать, на что похожи облака. Так как экскурсия была организована в игровой форме, каждая команда пыталась быстрее всех выполнить задания и такая игровая форма способствовала активной деятельности детей. В начале экскурсии детям было предложено отгадать загадки (В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка; Сад примерил белый цвет, соловей поёт сонет. В зелень наш оделся край – нас теплом встречает…). Затем ребята наблюдали за погодой. Дети наблюдали за небом, есть ли на небе облака, фантазировали, на что похожи облака, есть ли ветер. На следующем этапе каждой команде выдавались карточки с изображением листьев. Необходимо было подбежать к дереву, которое имеет такие же листья и описать это дерево. Потом каждой команде были выданы карточки с изображением птиц, и командам нужно было описать красоту птицы и постараться найти птицу в парке и понаблюдать за ней. Так как экскурсия состоялась ранней весной, у ребят была возможность полюбоваться снежинками. Ребята подбирали эпитеты для характеристики снежинок. В конце экскурсии мы организовали обсуждение: что им понравилось, что увидели красивого, если бы вы были художником, чтобы вы нарисовали? Дома детям было предложено нарисовать парк в начале весны или сочинить стихотворение, или подобрать загадки про весну. Мы считаем, что такие экскурсии развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким, а игровая форма способствует активной деятельности детей.

Мы считаем, что такие экскурсии развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким, а игровая форма способствует активной деятельности детей.

 

 

Павлова Екатерина,студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж",

научный руководитель: Михно Е.С.,

преподаватель методики естествознания

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных