![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возрастаПроблема формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста представляет собой современное российское общество, которое остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Над проблемой формирования представлений о родном крае работали педагог Д.С.Лихачёв, ученый и известный писатель А.К.Омельчук, С.А.Козлова, Л.И.Беляева, Н.Ф.Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К.Суслова и др. В этой связи мы считаем формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста актуальной задачей. В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно. В ходе исследования поставлены следующие задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность понятий: нравственное воспитание, родной край, дошкольный возраст. 2.Выявить имеющийся уровень представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. 3.Реализовать условия для наиболее эффективного формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: анализ педагогической литературы позволил предположить, что процесс формирования представлений о родном крае у детей в дошкольном возрасте будет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий: - при использовании дидактических игр - при взаимодействии с родителями. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; моделирование эксперимента; беседа; анкетирование. В теоретической части исследования нами были рассмотрены основные понятия: воспитание, нравственное воспитание, родной край, дошкольный возраст; особенности формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста; методы, приемы и формы работы по данному направлению, а также формы взаимодействия с родителями: совместные экскурсии, проектная деятельность. Так как дошкольный возраст отличается высоким восприятием к социальным воздействиям, в это время происходит бурное накопление опыта и приобретение знаний об окружающем мире, в том числе о родном крае, поэтому на этом этапе развития ребенка очень важно вести работу по формированию представлений о родном крае с помощью определенных средств, методов и в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов и родителей. В практической части своего исследования мы провели опытно-экспериментальную работу в 2 этапа. База исследования: МДОУ «Детский сад №1,№ 2" города Белозерска. Первый этап - констатирующий эксперимент, цель которого - выявить реальный уровень представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. Для этого провели беседу с детьми и анкетирование. Цель беседы с детьми: выявить уровень представлений о родном крае. В ходе беседы ответы детей оценивались по следующим показателям: -название своего города; -знание домашнего адреса; -умение узнавать достопримечательности родного города; -знание и называние профессий родителей, жителей города; -умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников; -знание растительного мира, животных родного города, правила поведения на природе. На основе показателей дана характеристика уровней: Высокий уровень (35-45 баллов) - Ребенок без особого труда узнает и называет город; называет полностью домашний адрес; узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом; без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии; называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения; без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе. Средний уровень(24-34 балла) - Ребенок неуверенно называет город; неуверенно называет домашний адрес, путается; ребенок неуверенно называет растения и животных. Называет не все правила; узнает, но не всегда может назвать достопримечательность; ребенок называет не всех родственников, путается в связях; ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий. Низкий уровень (15-23 балла)- Ребенок не знает названия города, домашний адрес (адрес детского сада); ребенок не знает растения и животных, не знает правила; ребенок не узнает и не называет достопримечательность; ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий; ребенок не знает фамилию, родственников. Критерии оценивания ответов детей: 3 балла - ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос; 2 балл - ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога; 1 балл - ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога. Анализ проведенной беседы в экспериментальной группе показал, что 25% детей имеют высокий уровень представлений о родном крае, что составляет 4 человека, 40% детей имеют средний уровень представлений о родном крае, что составляет 7 человек, 35% детей имеют низкий уровень представлений о родном крае, что составляет 5 человек. Анализ результатов, в контрольной группе показал, что - 20% детей имеют высокий уровень представлений о родном крае, что составляет 3 человека, - 50% детей имеют средний уровень представлений о родном крае, что составляет 8 человек, - 30% детей имеют низкий уровень представлений о родном крае, что составляет 3 человека. Таким образом, сравнив результаты, можно сделать вывод, что и в экспериментальной и в контрольной группах преобладают дети со средним уровнем представлений о родном крае. С целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование. В ходе него были получены следующие результаты. На первый вопрос «Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?» 70% из числа опрошенных родителей считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания. Для большинства родителей «патриот» своей страны - это человек, который любит и охраняет свою Родину, бережно чтит её историю и память. Многие родители считают, что важно воспитывать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства. 30% родителей утверждают, что ребенок получает основы патриотизма в детском саду, 30% - в семье и 40%, -в школе. На вопрос «Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?» многие родители ответили «да». 30% родителей ответили, что рассказывают своему ребенку о Белозерске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, 70% ответили «иногда». Анкета также показала, что родители любят больше всего бывать со своими детьми в детском парке, гулять по набережной и валу. 40% родителей для воспитания любви у детей к родному городу беседуют с ними, показывают фотографии, картинки, лишь немногие водят своих детей по музеям и экскурсиям. На вопрос: «Какой помощи в этом направлении Вы ждёте от детского сада?» родители ответили так: «нужно проводить совместные походы по музеям, экскурсии, показывать старые фотографии, знакомить с жизнью знаменитых людей и др.» Таким образом, полученные данные в ходе констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что необходимо проводить работу по формированию представлений о родном крае у дошкольников. На втором этапе мы провели формирующий эксперимент, в ходе которого проверяем гипотезу: процесс формирования представлений о родном крае у детей в дошкольном возрасте будет наиболее эффективным при реализации следующих педагогических условий: - при использовании дидактических игр - при взаимодействии с родителями. Для реализации первого условия гипотезы нами были разработаны дидактические игры, цель которых повысить уровень представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. Все игры были сгруппированы по направлениям, они представлены на слайде: -достопримечательности города: «Собери достопримечательности родного города», «Отбери названия улиц»; - история города: «Найди отличия», «Волшебный звук»; - растительный и животный мир: «Что это за растение?», «Что это за животное?». Данные дидактические игры мы используем на занятиях и в свободной игровой деятельности детей. Более подробно раскроем реализацию первого условия гипотезы на примере занятия «Белозерск - наш любимый город». Цель: повысить уровень патриотического воспитания путем изучения истории нашей страны. Задачи: познакомить с историей города Белозерска (возникновение, название, название улиц); формировать и расширять представление о старом и современном городе, о родном крае; воспитывать любовь к родному городу, к Родине; учить внимательно слушать взрослых и сверстников; вызвать желание рассказывать о родном городе. В ходе занятия воспитатель вместе с детьми проводил беседу, дети слушали стихи и песни о родине, называли пословицы о русском солдате. Педагог рассказывал об истории Белозерска, а после задавал вопросы. Дети вместе с воспитателем вспоминали названия улиц своего родного города, почему или в честь кого они так названы. В заключении была проведена дидактическая игра под названием «Волшебные звуки». Предварительная работа: целевые экскурсии, рассматривание иллюстраций, фото, заучивание стихов, пословиц, песен о Родине, родном городе, беседы о городе. Материал: стенды с картинами и фотографиями старого и современного города, ТСО. Для реализации второго условия гипотезы - взаимодействие с родителями - нами была продумана организация работы с родителями по формированию представлений о родном крае у дошкольников. Совместно с детьми и родителями были проведены экскурсии: в краеведческий музей, где дети познакомились с историей города. Провели родительское собрание по теме «Учим детей знать, любить и беречь свой город». Цель его: дать представления о том, как знакомить детей с историей родного города. Силами родителей была организована фотовыставка. Еще одна форма работы с родителями – составление проектов: «Улица, на которой мы живем», «Моя семья». Таким образом, проведенная работа по реализации условий гипотезы способствует формированию представлений о родном крае у дошкольников, что подтвердили результаты контрольного эксперимента. Практическая значимость: разработка дидактических, подбор материалов для проведения родительского собрания и создание проекта. Овчинникова Валентина, студентка БОУ СПО ВО "Белозерский индустриально-педагогический колледж", научный руководитель: Томашова С.В., преподаватель педагогики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|