Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация сезонной экологической тропы




 

В последнее время уделяется много внимания экологическому воспитанию. Эта проблема обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Важнейшим средством экологического образования и воспитания является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы.

Одной из наиболее актуальных форм работы в этом направлении может быть организация экологической тропы. Поэтому темой нашего исследования стала организация экологической тропы.

Цель нашей работы - рассмотреть методику ее организации и создать зимнюю и летнюю экологическую тропу для детей 10-11 лет.

Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий на уроках и внеурочное время.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой "дикой" природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

В зависимости от преследуемых задач, существуют различные виды экологических троп: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику. В образовательной практике чаще используются учебные экологические тропы.

Главная задача учебных троп — способствовать воспитанию экологической культуры поведения обучающихся как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Экологическая тропа должна удовлетворять 3 главным требованиям:

1. Привлекательность троп, которая складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

2. Доступность. Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта. Экскурсия для детей должна быть рассчитана для летней экологической тропы на 45 минут т.е. равна по продолжительности одному уроку, для зимней экологической тропы - 30 минут.

3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные потребности школьников. Содержание заданий должно строиться на основе первоначальных сведений по природоведению, экологии, ботаники, зоологии. Необходимо показать детям красоту родной природы, а также вред, который может нанести ей человек своими необдуманными действиями; разъяснить, как нужно вести себя на природе.

При прохождении практики в лагере «Орленок», на основе 61отряда «Комета» и в школе МОУ «СОШ №1» г. Великий Устюг на основе 3 класса был создан экологический кружок «Эко-знайка». Серия занятий этого кружка была посвящена организации летней экологической тропы в окрестностях лагеря и зимней экологической тропы, которая проходила в зеленой зоне города в окрестностях школы.

На первых занятиях кружка дети познакомились с тем, что такое экология, каковы задачи экологического воспитания, что такое экологическая тропа. Далее совершили экскурсию по окрестностям, выбрали маршрут и объекты для создания экологической тропы.

На протяжении маршрута экологической тропы ребятами были предложены станции (остановки), где можно более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Был разработан план по созданию экологической тропы.

Далее была создана инициативная команда: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы. Поисковики занимались исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута. Оформители делали стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами, составляли паспорт экологической тропы. Организаторы и экскурсоводы составляли тексты экскурсии, подбирали задания на наблюдения, мониторинга, игры, вырабатывали правила поведения во время экскурсии на тропе. Особо важно было не просто сообщать детям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

При создании летней экологической тропы было разработано 8 станций:

1. Лесополоса; 2. Мост; 3. Ручей; 4.Сосны; 5. Муравейник; 6. Водоем; 7. Птицы; 8.Свалка.

Протяженность тропы составила 1500 метров.

Итогом работы стало торжественное открытие «На дне леса» экологическое тропы. В последующие дни был составлен график экскурсий для ребят других отрядов. На остановках экскурсантам предлагалось отвечать на вопросы про деревья, разгадывать загадки про птиц, рыб и т.д.

При создании зимней экологической тропы было создано 5 станций:

1. Зимующие птицы; 2.Кормушка; 3. Снежный покров; 4. Зимний лес; 5. Меткий стрелок.

Протяженность маршрута 500 метров. Расстояние между точками около 50-80 метров. Учитывая температурный режим, время прохождения маршрута 30-40 минут.

Таким образом, экологическая тропа - разновидность организации экскурсии, которая являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. Во время создания экологической тропы формируются компетенции: умение видеть и решать экологические проблемы, ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять сбор необходимой информации, способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Во время движения по экологической тропе дети получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Функции экотропы не ограничиваются предоставлением природоведческих и краеведческих знаний, ее основное назначение – воспитание культуры поведения детей в природе, формирование экологического мировоззрения.

Шемякина Ольга, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж",

научный руководитель: Гусенко Ю.В.

преподаватель методик дошкольного образования

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных