ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типология Г. Эспинг-Андерсена 4 страницаос влияние государства на реализацию гражданских прав ,85 Э. Орлофф о значении гендерной составляющей Энн Орлофф (в 1993 г. — доцент факультета социологии университета Висконсина (г. Мадисон), в настоящее время — 135 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... профессор факультета политики Северо-западного университета, США) в своей работе обращается к проблеме включенности гендерной составляющей в исследование политики государства всеобщего благосостояния86. Согласно исследователю, вопрос, на решение которого должны быть направлены исследования, не сводится к тому, чтб государство всеобщего благосостояния делает для женщин. Важнее, включен ли «гендер» в понятийный аппарат исследования государства всеобщего благосостояния («гражданин», «социальные права», «требования», «благосостояние»), участвуют ли гендерные отношения в аналитических измерениях. Орлофф обращается к истории вопроса. Первые программы социального обеспечения создавались на Западе с 1880-х годов и предназначались для укрепления доходов семьи, причем мужчины рассматривались как кормильцы, а женщины — как домохозяйки. Системы, созданные в то время, получили название патерналистских — они укрепляли положение отца-кормильца. Материалистские элементы государственного социального обеспечения были недоразвиты, а равноправия между мужчинами и женщинами не было. Дальнейшее развитие социальной политики и реформирования находилось под сильным влиянием этих исходных предпосылок патерналистской системы. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах основной целью мужских рабочих движений стало расширение социальных прав мужчин как кормильцев87. Оценить, насколько в стране развит патернализм, полагает Орлофф, можно, обратившись к следующим вопросам: 1) в какой степени государство берет на себя обязательства по социальному обеспечению (аспект отношений семьи, рынка и государства); 2) какова поддержка занятых и незанятых рабочих (аспект стратификации); 3) насколько программы социального обеспечения доступны для людей; 4) каков доступ женщин к оплачиваемой работе; 5) каковы возможности женщин создавать и поддерживать автономные домохозяйства. Орлофф считает, что факторы типологии государств благосостояния требуют корректировки. Три фактора классификации режимов государств всеобщего благосостояния, предложенные Г. Эспинг-Андерсеном и другими исследователями88, положили 136 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... начало широкому спектру сравнительных исследований в области типологии Welfare State, позволили выделить различные группы стран, отличающихся собственными системами социального обеспечения. Однако эти типологии страдают от того, что фактор пола в них не был учтен. Так, опираясь в своем анализе на фактор властных отношений, последователи Эспинг-Андерсена уделили больше внимания отношениям власти, разделению полномочий между государством и рынком в деле обеспечения благосостояния, нежели отношениям между государством, рынком и семьей. Согласно Орлофф, элемент «семья» должен быть добавлен к тандему «государство — рынок». Действительно, различие между общественным и частным видится как различие между политикой и рынком, семья же игнорируется как «частный» поставщик товаров благосостояния и услуг. Кроме того, не учитывается гендерное разделение рабочей силы. Обращение к гендерному измерению должно быть основано на признании важности семей и женской неоплачиваемой работы для обеспечения благосостояния. Эспинг-Андерсен пренебрегает гендерными отношениями, что существенно обедняет его систему. Понимание гендерных отношений, особенно разделения рабочей силы, помогает исследовать проблемы рынка труда и занятости. Многие женщины работают неполный рабочий день, потому что это «позволяет» им выполнять семейные обязанности, не ограничивающиеся домашним трудом, а предполагающие заботу о близких, которая всегда была женским уделом89. Феминистское исследование «заботящейся рабочей силы» показало, что во всех промышленных западных странах благосостояние, учитывающее потребности детей, пожилых, больных и калек, в значительной степени обеспечено не государствами, рынками и добровольными некоммерческими организациями, а частными домашними хозяйствами благодаря женщинам, не получающим компенсации за свой труд. Также следует учитывать, что «женская рабочая сила» включает заботу и домашнюю работу. Женщины выполняют непропорционально большую часть благотворительной работы независимо от того, обеспечено ли это государством, частными организациями, корпорациями или семьей. Исторически сложилось, что женщины преобладают в благотворительных организациях и среди волонтеров в различных социальных организациях90. И эта работа 137 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... до сих пор недооценена обществом: недостаточно обеспечена льготами и не пользуется уважением в обществе. Исследователи государства благосостояния, основывающие свои типологии на анализе ресурсов власти, фокусировали внимание на государственном социальном обеспечении классовых структур, но игнорировали роль гендерных иерархий в социальной политике. Восстановление этой составляющей может выявить различия в уровнях обеспеченности в зависимости от пола, исходя из анализа механизмов рынка труда. Орлофф обращает внимание, что статус женщины как второстепенного работника означает, что она находится заведомо в проигрышном положении91. На сегодняшний день традиционно сложившийся подход к анализу политики социального обеспечения не смог выявить никаких связей социальной политики и гендерной дискриминации92. Приверженцы трехмерной властной схемы Welfare State упустили из внимания аспекты, связанные с гендерной иерархией: 1) предпочтение отдается работающим полную смену в отличие от работников, выполняющих неоплачиваемую работу или совмещающих работу по дому с неполным рабочим днем; 2) укрепление гендерного разделения труда, в результате чего женщинам приходится делать основную часть неоплачиваемой работы. Государство косвенно способствует гендерному разделению труда. Известны случаи, когда женщина должна была продемонстрировать навыки ведения домашнего хозяйства, чтобы получить право на социальную помощь93. Исследователи отмечают, что наличие гендерных аспектов в неменьшей степени нуждается во внимании систем социального обеспечения, нежели наличие классовых диспропорций. Особенностью либеральных режимов, как отмечается в научной литературе, является то, что пособия и услуги социального обеспечения при их скудности доступны только самым бедным индивидам, представители других слоев общества за приобретением благ и услуг вынуждены скорее обращаться к рынку. В то же время женщины в государствахлиберального блока демократии благосостояния составляют весьма значительную часть населения, которая не имеет доступа к услугам, предоставляемым рынком, и, следова- 138
тельно, в большей степени, чем мужчины, зависит от благ и услуг, предоставляемых государством94. Таким образом, согласно Орлофф, отношения рынка с государством и стратификация систем социального обеспечения могут быть переосмыслены с учетом гендерной иерархии, властных отношений внутри семьи и социальной организации опекунства и работы по дому. Учет гендерной составляющей позволяет в несколько ином свете увидеть параметры типологии, на основании которых Эспинг-Андерсен строит анализ политики благосостояния. «В расширение содержания первого фактора типологии до отношений государства, рынка и семьи, — пишет Орлофф, — я бы хотела отметить необходимость учета вклада семей в общественное благосостояние и политическую важность разделения общественного труда между государством и семьей. Название второго аспекта — стратификация — достаточно эластично, чтобы включить понятие пола. Что касается фактора декоммодификации — соотношения трудового вклада индивида и получаемых благ/услуг, — то, поскольку подход Эспинг-Андерсена игнорирует гендерные различия в положении работающих мужчин и женщин и не учитывает особенности домашнего труда и опекунства, а также ограниченный доступ к оплачиваемой работе, этот недостаток должен быть компенсирован, в то время как модели участия мужчин и женщин в оплачиваемом и неоплачиваемом труде отличаются, что не учитывается при распределении благ и услуг, а также обеспечении социальными пособиями»95. Например, предоставление отпуска по уходу за ребенком: с одной стороны, это пример преимущества, а с другой — перерыв в работе может сказаться на отношениях с работодателем и уровне заработной платы96. Так же и работа по дому, уход за детьми, престарелыми и инвалидами преимущественно осуществляется женщинами. И эта работа также должна быть учтена, поскольку доступ к услугам — это право гражданина, обусловленное уровнем участия в труде, семейным положением и финансовыми потребностями. Следует также учесть, добавляет Орлофф, что политические и гражданские права до сих пор недоступны для женщин в полном объеме, что также требует пересмотра, в частности, изменения семейного права. 139 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Итак, для того чтобы тщательно оценить эффект от воздействия государства благосостояния на гендерные отношения, к базовым факторам исследования и сопоставления моделей государства благосостояния должны быть добавлены два новых аспекта, определяющих структуру Welfare State. Аспект доступа к оплачиваемой работе отражает то, в какой степени женщины (в особенности замужние женщины и матери) уверены в получении такой работы — важного источника экономической и политической независимости. Аспект способности женщин управлять показывает, в какой степени она способна создавать домашние автономные хозяйства и управлять ими, позволяет определить степень ее свободы от принуждения к заключению брака, для того чтобы оставаться экономически независимой. Модели мужчины-кормильца Дж. Льюис Джейн Льюис, профессор Лондонской школы экономики, известна работами в области теории государства всеобщего благосостояния, ее статьи широко цитируются. Статья «Гендер и развитие режимов благосостояния» (1992) является одной из основополагающих для изучения гендерных аспектов демократии благосостояния97. Согласно Льюис, развитие теории государства всеобщего благосостояния должно включать рассмотрение соотношения «социальное обеспечение — оплачиваемая/неоплачиваемая работа». Критику предшествующего этапа развития теории Welfare State Льюис основывает на том, что для создания типологий режимов социального обеспечения послужила исторически сложившаяся модель, в которой мужчина — кормилец семьи, а женщина (в силу своего зависимого положения) имеет лишь права жены и матери. В современном мире эта модель была серьезно модифицирована, причем по-разному в различных странах. Льюис выделяет три режима благосостояния в зависимости от того, какую роль играет мужчина в обеспечении семьи. Государства с прочно устоявшейся моделью мужчины-кормильца (Великобритания, Ирландия) В Ирландии исторически сложилась и по-прежнему сохранилась крепкая модель мужчины-кормильца. Дж. Льюис приво- 140 дит следующий пример: крупные фирмы электроники, которые нанимали до 80% женщин-работниц в разных странах мира, в Ирландии смогли нанять лишь 51%; а в обрабатывающей промышленности только 30% рабочей силы составляли женщины. В литературе высказывается мнение, что политика правительства Ирландии, в частности, в отношении промышленного развития, сыграла решающую роль в том, что мужчины имеют приоритет на рынке труда. Замужние женщины сталкивались с препятствиями в работе вплоть до 1977 г.: проблемами в рамках налоговой системы, высокими ставками и очень низкими налоговыми льготами, атак-\ же с самым низким уровнем детских пособий в Европе. До 1984 г. замужние женщины получали более низкие пособия с меньшей,," продолжительностью их выплаты и не имели права на пособия по / безработице. При этом Ирландия была единственной европейской страной, выплачивающей иждивенцам пособия независимо от того, находится жена на оплачиваемой работе или нет98. Согласно Льюис, Великобритания также исторически привержена мужской модели кормильца, хотя эта модель претерпела изменения в конце XX столетия. В начале XX столетия ответственность мужчины играла первостепенную роль в обеспечении иждивенцев, в том числе женщин как жен и матерей. Национальные системы здравоохранения и страхования на случай безработицы, введенные в Великобритании в 1911 г., не распространялись на женщин и детей (за редким исключением, не превышавшим 10%). Работающие замужние женщины не были серьезно защищены. В Англии не предоставлялся оплачиваемый отпуск по беременности и не было ратифицировано пособие МОТ Вашингтонской конвенции для шести недель оплачиваемого отпуска". Аргументом служило то, что отец должен поддерживать свою семью и что оплачиваемая работа женщины наносит ущерб благополучию ее детей и стабильности семьи. После Второй мировой войны, во время послевоенного урегулирования, женщин по-прежнему считали иждивенцами. У. Беверидж рассматривал вопрос о роли женщин как жен и матерей в обеспечении продолжения рода британцев (во время опасений по поводу сокращения численности нации) и настаивал на том, что брак — это «партнерство», а не патриархальные отноше- 141 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... ния. Однако партнерство, в котором стороны должны были быть хотя и равными, но различными100. Таким образом, была определена роль женщины, с одной стороны, как жены и матери, а с другой — как социального иждивенца, зависящего от заработной платы мужчины. С середины 1970-х годов в Великобритании обсуждался вопрос о введении пособия по неоплачиваемой работе по уходу за беспомощными иждивенцами (пособие по уходу за нетрудоспособными) в рамках системы социальной защиты. Законодательство пошло по пути предоставления женщинам средств правовой защиты на индивидуальной основе в отношении половой дискриминации в оплате труда, продвижения по службе, приема на работу и в других случаях, главным образом связанных с работой. Однако в этом пособии замужним женщинам было отказано на том основании, что уход за нетрудоспособными является частью их «естественных» обязанностей. Государства с сильной моделью мужчины-кормильца, как правило, проводили четкое разделение между государственной и частной ответственностью. Хотя в настоящее время ничто не препятствует женщинам работать, их труд (и заработная плата) остается второстепенным. Несмотря на большое число женщин, работающих по найму, они, как правило, задействованы неполный рабочий день и на непрестижных должностях. Страны с модифицированной моделью мужчины-кормильца (Франция) Иная картина наблюдается во Франции, где позиция женщин на рынке труда всегда была сильнее, чем в Великобритании и Ирландии. Как правило, женщины были заняты полный рабочий день, пользовались льготами, системами социального обеспечения (хотя и не всегда напрямую). Семейная политика была доминирующей во французской системе социальной защиты. Основная цель французского социального обеспечения состояла в том, чтобы компенсировать родителям расходы, связанные с воспитанием детей. В этом отношении система была гендерно-нейтральной. С. Педерсен описала развитие французской политики в отношении семьи как следующей «родительским обязанностям», что отличает ее от модели мужчины- 142 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... кормильца101. Исторически семейные пособия во Франции финансируются в значительной степени со стороны работодателей и поэтому должны восприниматься как часть системы оплаты труда. Выплата семейных пособий никогда не рассматривалась как феминистский запрос, коим она считалась в Англии в 1920-е годы102. Французское семейное право наделяло мужа полной родительской властью (до реформы 1970 г.), и предполагалось, что интересы мужа и жены выступают как единое целое. В целом социальная политика Франции была направлена на увеличение рождаемости. Это проявилось в выплате щедрых пособий, компенсирующих расходы на детей, что помогало женщинам-матерям. Таким образом, согласно Льюис, французская модифицированная модель мужчины-кормильца (по сравнению с британской и ирландской), в которой главенствующая роль была возложена больше на мужа, чем на профсоюзы, работодателя и правительство, в то время как государственная политика признала роль женщины и как матери, и как наемного работника, — способствовала реальному улучшению жизни женщин. Слабая модель мужчины-кормильца (Швеция) Швеция не всегда была государством со слабой моделью мужчины-кормильца. До Второй мировой войны шведские социал-демократы пересмотрели свое понимание отношений между мужчинами и женщинами, главным образом в результате серьезного влияния Эллен Кей — шведской писательницы, автора романов о проблемах семьи и детства103. И если в начале столетия социал-демократы утверждали, что вклад женщин (и их вознаграждение) ограничивался замужеством и материнством в соответствии с моделью семейного заработка104, то в 1930-х и 1940-х годах ситуация в Швеции изменилась и приблизилась к французской, хотя политическая логика была несколько иной. В течение этого периода на представления социал-демократов о месте женщины в обществе своими трудами и деятельностью существенно повлияли супруги дипломат Альва Мюрдаль и экономист Гуннар Мюрдаль. Они настаивали на том, что, наряду с проведением материалистской политики и политики стимулирования уровня рождаемости, государственная политика должна быть направлена на реализацию потенциала каждого человека. Таким образом, роль женщин и как 143 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... матерей, и как членов общества приобрела «национальное» значение, поэтому также требовалось, чтобы женщины имели право развивать свои таланты в других областях, особенно в сфере наемного труда. С середины 1970-х годов женщин принято было рассматривать как работников, получающих компенсацию за неоплачиваемую работу в качестве матерей по ставкам, которые устанавливались для них как работников в сфере труда. Одним из самых важных изменений, направленных на содействие женщинам на рынке труда, было введение раздельного налогообложения в 1971 г. В сочетании с высокими ставками налогообложения это привело к тому, что в целом для семейного дохода считалось благоприятным, когда женщина выходила на работу, а не мужчина брал сверхурочную работу105. Вторым важным изменением стало увеличение числа мест в государственных детских дошкольных учреждениях: в 1968 г. 10% детей дошкольного возраста занимали места в таких учреждениях, в 1979 г. — 27%, а в 1987 г. — 47%. Наконец, в 1974 г. была введена схема страхования родителей, женщинам вместо предоставления материнских пособий предлагалась компенсация потери доходов на рынке труда. Таким образом, Швеция отошла от модели мужчины-кормильца и демонстрирует одинаковое отношение к женщинам и мужчинам как работающим гражданам. Эта модель двух кормильцев предоставляет социальные права всему взрослому населению в зависимости от статуса на рынке труда и предлагает больше в плане пособий и социальных услуг, особенно в отношении ухода за детьми, чем сильная модель мужчины-кормильца. Льюис замечает, что, действительно, в Швеции женщине легче сочетать оплачиваемую и неоплачиваемую работу. Но это не означает, что оплачиваемое трудоустройство стало выбирать большинство женщин. Женщины были «вынуждены» выйти на рынок труда, но сохранили ответственность за неоплачиваемый домашний труд; поведение мужчин не изменилось. Высказывалось мнение, что реорганизация труда женщин вкупе с политикой введения родительских отпусков (которые принимаются чаще женщинами, чем мужчинами) способствовала укреплению гендерного разделения оплачиваемого труда, которое в результате оказалось одним из самых сильных в западном мире106. 144 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства... Итак, модель семьи, в которой мужчина является кормильцем, послужила образованию типологии режимов благосостояния, и в каждой стране она была разной. Так, Ирландия и Великобритания являют собой примеры исторически «сильного» государства. Государства, построенные на модели мужчины-кормильца, резко различают общественную и частную ответственность. Иначе обстоит дело во Франции, где эта модель смягчена. Исторически сложилось, что женщины здесь работали в основном полный рабочий день и пользовались преимуществами социальной системы безопасности, которая отдавала предпочтение горизонтальному распределению средств с помощью системы заработных плат между семьями с детьми и без детей. Патриархальный контроль был сосредоточен больше внутри семьи, нежели в общественных институтах, и, в отличие от Великобритании и Ирландии, Франция признала требования женщин быть одновременно женами, матерями и оплачиваемыми работниками. Швеция рассматривается Льюис в качестве примера государства, в котором модель мужчины-кормильца выражена слабо. В течение конца 1960-х — 1970-х годов успешное социал-демократическое правительство сознательно двигалось к модели общества, в котором женщины вовлечены в оплачиваемую занятость благодаря введению отдельного налогообложения и отпусков по уходу за ребенком и увеличению выплат на его попечение107. Таким образом, мы видим, что модели Франции и Швеции предлагают женщинам больше, чем модель Великобритании. Льюис делает вывод, что ни во Франции, ни в Швеции требования самих женщин не играли значительной роли в определении их положения. Это может показаться парадоксальным, но наиболее сильным феминистское движение было в Великобритании. Феномен дефамилизации К. Бамбра в своей статье обращается к рассмотрению феномена дефамилизации. Дефамилизация касается отношений между женщинами, государством и семьей. Бамбра отмечает, что понятие «дефамилизация» употребляется достаточно широко и означает степень поддержки государством благосостояния женщины: ослаб- 145 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.2. Множественность подходов к построению моделей государства.. ление ее зависимости от семьи и создание благоприятных условий для ее экономической независимости108. В ходе исследования Бамбра сопоставила распределение стран в зависимости от уровня дефамилизации с системой стран Эспинг-Андерсена и пришла к выводу о неправомерности критики концепции Эспинг-Андерсена относительно того, что его модель не учитывает роль семьи и женщины в государстве благосостояния. Исследование уровня дефамилизации основывалось на измерении следующих факторов и расчете индекса дефамилизации. 1. Относительный (в сравнении с мужчинами) уровень вовлеченности женщин в работу. Этот фактор показывает степень экономической независимости женщины от семьи, включенности ее в общественную жизнь и успешности в достижении социальных прав. Данный индикатор свидетельствует о том, насколько государство благосостояния поддерживает занятость женщин. 2. Компенсация заработной платы во время декретного отпуска. Этот фактор показывает уровень компенсации дохода, которую женщины получают, уходя в декретный отпуск. 3. Компенсируемая продолжительность декретного отпуска. Этот фактор означает продолжительность периода, в течение которого женщины могут получать финансовую помощь в виде компенсации. 4. Средняя заработная плата женщин. Этот фактор определяет уровень обеспеченности женщин и гендерное неравенство в зарплате. Кроме того, с ним связан выбор женщины между зависимостью от семьи или государства и оплачиваемой занятостью. Исследование феномена дефамилизации, проведенное Бамб-рой, включает те же 18 стран, которые использует Эспинг-Андер-сен в своей классификации: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. На основании данного исследования Бамбра сопоставила уровень дефамилизации с режимами государства благосостояния (табл. 4.6). Как видно из табл. 4.6, группы стран, отнесенные Эспинг-Ан-дерсеном к одному из типов государств благосостояния, почти в 146 полном составе соответствуют тому или иному уровню дефамилизации: для либеральных стран характерен низкий, для консервативных — средний, для социал-демократических — высокий уровень дефамилизации. Лишь четыре страны выбиваются из этой схемы: Канада, Ирландия и Великобритания относятся к либеральному режиму, но со средним уровнем дефамилизации, а Япония, будучи консервативной страной, имеет низкий уровень дефамилизации. Таблица 4.6 Соотношение стран с различными уровнями дефамилизации и режимов государств благосостояния Г. Эспинг-Андерсена Источник: Bambra С. "Sifting the Wheat from the Chaff'... 147 Глава 4. Развитие теории государства всеобщего благосостояния... 4.3 Сравнительный анализ типологий государства всеобщего благосостояния (вторая половина XX — первое десятилетие XXI вв.) Итак, со времени опубликования типологии Г. Эспинг-Андерсена неоднократно предпринимались попытки построения более совершенных иерархий. Каждая из них базировалась на различных классификационных критериях, пыталась дать определение государству всеобщего благосостояния и охватить все сферы его деятельности. В результате появилось множество конкурирующих типологий государства всеобщего благосостояния109. Ряд исследователей основывались на корректировке концепции Эспинг-Андерсе-на и предлагали альтернативные классификации стран110. В настоящее время существуют различные комбинации, рассматривающие не только три1'', но и четыре112 или более пяти различных режимов государства всеобщего благосостояния"3. Все это вызвало определенную путаницу и стало предметом особого анализа в области сравнительной социальной политики. Таксономия благосостояния С появлением корпуса различных типологий стали проводиться сопоставительные исследования самих типологий. Причем эти исследования не только имели описательный характер, но и проводились с применением статистических методов. Среди таких исследований можно отметить работу К. Бамбра «Двумерный дискриминантный анализ теории государства всеобщего благосостояния» (2007), в которой автор приводит результаты сопоставления известных конкурирующих типологий, развивающих теорию Welfare State114. В табл. 4.7 отображены результаты проведенной систематизации с учетом параметров дифференциации, методов исследования, а также постранового участия. 148 Таксономии благосостояния Таблица 4.7
Источник: Bambra С. "Sifting the Wheat from the Chaff'... 4.3. Сравнительный анализ типологий государства... Исследование показало, что ряд стран оказываются включенными практически во все классификации. К примеру, Канада и США в большей степени относятся к либеральному режиму благосостояния, присутствующему во всех типологиях и иерархиях; точно так же в Дании, Норвегии и Швеции господствует социал-демократический режим. Греция, Португалия и Испания рассматриваются как основные страны латинского режима благосостояния, а Германия — как идеальный образец консервативной модели. Однако распределение других стран до сих пор является спорным. Например, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Великобритания могут быть отнесены к либеральной либо радикальной модели; Австрия, Бельгия, Финляндия и Нидерланды — к консервативной либо социал-демократической модели; Италия и Франция — к консервативной либо латинской модели. Серьезные споры вызывает Швейцария, социальная политика которой сочетает элементы различных моделей (либеральной115, консервативной"6, а также латинской"7). Проблема выбора Предполагая провести серьезный сравнительный анализ ответвлений теории государства всеобщего благосостояния, датский исследователь Питер Абрахамсон возвращается к истории вопроса"8. «Любой человек, — пишет Абрахамсон, — хоть немного знакомый с рассуждениями в области социальных наук о всеобщем благосостоянии в течение 1990-х годов, знает, что публикация Г. Эспинг-Андерсена "Три мира капитализма благосостояния" в 1990 г. сделала трехполярную типологию государств всеобщего благосостояния известной и широко обсуждаемой; но дискуссия на тему, что государства группируются согласно определенным различным режимам, началась в социально-политической литературе задолго до 1990-х годов. Проблему демократии благосостояния принято относить к числу послевоенных (Вторая мировая война), и, возможно, самые первые различия государств были определены Гарольдом Виленски, когда он и Либо сравнивали остаточные и институциональные государства всеобщего благосостояния»"9. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|