ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрииЛогопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи. У детей школьного возраста учитывается состояние письменной речи. Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи. В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи. Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике. Дети дошкольного возраста с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, владеющие навыками самообслуживания и имеющие нормальный слух и полноценный интеллект, обучаются в специальных детских садах для детей с нарушениями речи. В школьном возрасте дети с тяжелой степенью дизартрии обучаются в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где получают образование в объеме девятилетней школы с одновременной коррекцией речевого дефекта. Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Вопросы методики логопедической работы с детьми-дизартри-ками разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдивой, М. В. Ип-политовойГ Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И.'Панченко и др. Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией: 1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляцион 2. Развитие фонематического восприятия, формирование навы 3. Нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление 4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи. Преодоление ОНР у детей с дизартрией осуществляется в процессе обучения и воспитания в специальном детском саду. Первоначальная задача коррекции произношения детей-дизартриков — добиться дифференцированного произношения. Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения). Кроме того, проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении; круговые поглаживающие движения в углах рта. Массируется мягкое нёбо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. Продолжительность массажа не более 2 мин. Имеющиеся у ребенка непроизвольные движения необходимо закреплять путем систематического повторения. Ребенок наблюдат движения органов артикуляции у себя (в зеркале) и у логопеда, слушает звук стона (для звука м), звук кашля (для звука к). Движения производятся сначала совместно с логопедом, затем после показа отраженно. Этим обеспечивается постепенный переход к самостоятельному выполнению. Метод пассивной гимнастики наиболее эффективен для детей с подкорковой и псевдобульбарной дизартрией. Ребенок с помощью взрослого или с механической помощью воспроизводит нужный уклад органов артикуляции и тем самым более четко ощущает движения языка, губ и пр. Постепенно создается возможность для выполнения активных самостоятельных движений. Применяется механическая помощь (рука логопеда, специальные зонды и шпатели) при пассивной гимнастике органов артикуляции. Можно производить упражнения рукой ребенка (с контролем перед зеркалом). Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды. Например, ребенок шире открывает рот, для этого большой палец правой руки, тщательно вымытый, кладется на нижние зубы, а четыре пальца — под подбородок. Или дальше высовывается язык, для этого кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед. По мере того как пассивные движения делаются менее затрудненными, можно уменьшать механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения. В этот период начинают устранять слюнотечение. Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой. Следующий этап — активная гимнастика артикуляционного аппарата. Примерные виды упражнений: 1. Для нижней челюсти — открывание и закрывание рта (с 2. Для выработки движений губ: а) оскал зубов, вытягивание губ хоботком (поочередно). Для б) после этих упражнений можно переходить к удерживанию в) вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение; г) вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых д) натягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает е) втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам; ж) прикусывание нижней губы верхними зубами; з) втягивание нижней губы под верхнюю; и) вращательные движения губ, вытянутых хоботком. 3. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка, в сложных случаях начинают с непроизвольного рефлекторного уровня. Для того чтобы вызвать движение языка вперед к губам, ко рту ребенка подносят конфету, или намазывают нижнюю губу вареньем, или же к ней прикрепляют кусочек липкой бумажки. Чтобы вызвать сокращения языка, нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до него шпателем. Для выработки движений языка в сторону кладут кусочек сахара между щекой и зубами или намазывают сладким уголок рта. Для поднятия кончика языка полезно дотрагиваться карамелькой до верхней губы. Эти упражнения постепенно подготавливают активные движения языка: а) движения вперед-назад. Если язык напряжен, выдвигается б) легкое покусывание высунутого языка, при этом нужно следить за тем, чтобы язык выдвигался по средней линии; в) движение вправо-влево, кончик языка должен дотянуться до г) поднимание языка за верхние зубы. Это движение вырабатывают постепенно. Причмокивание губ комбинируется с выдвижением языка вперед, таким образом можно получить прищелкивание языком, если оно отсутствует. Затем язык продвигается между губами (межгубное положение), ребенок причмокивает губы при помощи руки логопеда отодвигаются (межзубное положение языка), производится прищелкивание спинки языка о края верхних зубов. Когда подобное движение будет достигнуто, логопед, ставя шпатель горизонтально на ребро под язык, отодвигает при поднятый кверху кончик языка в глубь рта. Так вырабатывается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов. Усвоение этого навыка требует времени и упорства. Для усиления тактильного (осязательного) восприятия при проведении артикуляционной гимнастики используют упражнения с сопротивлением. 4. Одновременно с этими упражнениями осуществляют развитие речевого дыхания и голоса. Цель дыхательных упражнений — увеличить жизненную емкость легких, улучшить подвижность грудной клетки, научить ребенка рационально использовать выдох во время речи. Логопед должен показать на себе правильный, короткий и глубокий вдох и длительный постепенный выдох. Для контроля диа-фрагмального вдоха нужно положить руку на живот в области диафрагмы. Для выработки удлиненного выдоха используют упражнения типа задувание свечи, надувание резиновых игрушек и т. п., обычно применяемые в работе с детьми-ринолаликами. Когда будет сформирован правильный ротовой выдох, приступают к голосовым упражнениям. Сначала их проводят на гласных звуках, затем по мере появления в речи согласных звуков вводят и слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса и речевого дыхания принадлежит музыкальным занятиям. Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи, включает в себя фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л. Данные звуки как наиболее простые часто можно отрабатывать до нормы. Попутно на этих фонемах ведется работа по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделение звука из ряда других, из слогов, в простых словах и т.д.). В выраженных случаях артикуляционных расстройств постановка этих звуков требует специальной помощи. Используя зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, логопед объясняет и помогает ребенку произвести движения, необходимые для произнесения того или иного звука, и кинестетически ощутить их. Например, при анартрии логопед для создания артикуляции звука у сближает рукой губы ребенка. Существенную помощь оказывает четкое произношение данного звука логопедом в момент артикулирования ребенком, так как при этом недостаточно четкие кинестетические впечатления от собственного неполноценного произношения восполняются у малыша за счет восприятия чужой речи. Работая над постановкой звуков, логопед должен добиться хотя бы приближенного их произношения. На первых порах даже владение ребенком аналогом звука чрезвычайно важно для его различения, поскольку таким образом формируется соотношение между артикуляционными и слуховыми образами звука. Качество аналога и степень его близости к нормальному звуку определяются степенью поражения артикуляционного аппарата. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка аналог включает в себя разное количество элементов артикуляции. Отрабатывая каждый новый звук, необходимо изучить его артикуляционные особенности, выделить основной характерный признак артикуляции, отличающий его от других звуков, сравнить с другими артикуляциями. Путем систематических упражнений происходит приближение к нужному артикуляционному укладу и переход от аналога к полноценному звуку. Логопед постепенно увеличивает требования к четкости и правильности артикуляции изучаемого звука. Помимо работы над артикуляционной моторикой и постановкой звуков, ведется систематическая работа по развитию фонематического восприятия. Детей учат узнавать гласные звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух-трех согласных фонем. По мере изучения звуков дети учатся повторять различные сочетания из двух-трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность. Через короткий промежуток времени дети, произносящие изучаемый звук с разной степенью приближения к нормальному, одинаково свободно узнают его на слух в слоговых сочетаниях и словах. На занятиях по звукопроизношению проводится фронтальная работа, направленная на развитие органов артикуляционного аппарата. Упражнения, которые при этом используются, должны быть доступны всей группе. Кроме того, обязательны дыхательные упражнения. Часть каждого занятия по звукопроизношению составляет произнесение детьми уже освоенных гласных и согласных звуков, изолированных и в звукосочетаниях. Для проверки усвоения пройденного логопед предлагает детям описать (или показать) положение органов артикуляции, характерное для того или иного звука, а затем произнести его изолированно и в словах. Упражнения на звуки проводятся под контролем зрительного и тактильного восприятия. В качестве речевой зарядки дети произносят хором и индивидуально доступные им слова, состоящие из нужных звуков, и предложения с этими словами. За первоначальный период дети значительно выравниваются в фонематическом развитии; слуховое восприятие улучшается и значительно опережает сдвиги в артикуляции. На данном этапе проводятся Yaкжe упражнения по дифференциации звуков, наиболее резко противопоставленных друг другу по артикуляционным признакам: 1) дифференциация ротовых и носовых звуков (п-м); 2) внутри группы носовых звуков дифференциация звуков мин; 3) в группе взрывных звуков дифференциация звуков к и х; 4) дифференциация гласных а, у, о, ы, 5) дифференциация взрывных и фрикативных звуков (т-с). В процессе этих упражнений создается база для усвоения остальных звуков. Следующую группу звуков, которые предстоит изучать, составляют фонемы, сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие согласные, аффрикаты и звук р. Существенную, ведущую роль в этот период играют уже довольно развитое фонематическое восприятие и некоторые навыки звукового анализа. Дети способны легко выделять звуки, которые еще не научились произносить, например звук р. Значительно повышаются речевая активность детей, навыки звукового анализа. Вторичные отклонения в слуховом восприятии преодолеваются успешнее, чем недостатки произношения. Во втором периоде (т. е. при изучении остальных звуков) упражнения по различению звуков имеют меньшую артикуляционную опору. Произношение таких звуков, как р, ш, ж, аффрикат, у большинства детей очень неточное, но различение их представляет значительно меньшие трудности. Тем не менее на упражнения по различению и дифференциации звуков отводится специальное время. Таким образом, у детей формируются звуковые представления на основе дифференцированного произношения звуков, отражающего определенный период их усвоения. В это время проводится работа по дифференциации звуков с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т' и по дифференциации внутри группы йотированных. После того как логопед убедится, что все дети безошибочно различают звук, могут определять его место в слоге, слове и т. п., он предъявляет им соответствующую букву (в подготовительной к школе группе). С этого момента коррекция произношения имеет своей целью уточнение аналога звука до нормального. Эта задача решается с помощью упражнений в четком произношении звуков, которые проводятся на групповых и индивидуальных занятиях. Особенности артикуляции, качество аналога, его близость к нормально произносимому звуку регистрируются в индивидуальных планах, исходя из которых логопед планирует содержание индивидуальных занятий. Необходимо неоднократно возвращаться к одним и тем же звукам с целью их наибольшего уточнения. В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи с работой по воспитанию фонематического восприятия звуков на базе приближенного произношения у детей с дизартрией создается фонематическая готовность к полноценному усвоению письма. Это предупредительное направление логопедического воздействия крайне важно в общей системе адаптации детей, страдающих столь тяжелым речевым дефектом. Ранняя и правильно организованная логопедическая помощь в сочетании с соответствующими воспитательными мероприятиями (преодоление речевого негативизма, активизация компенсаторных возможностей ребенка, его познавательных интересов и т.д.) дает возможность значительной части детей с дизартрией усваивать программу общеобразовательной школы. Родители детей с дизартрией должны учитывать, что интенсивность речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы Поскольку развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, определенное место в общей системе коррекционных мероприятий отводится совершенствованию ручной умелости. У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений пальцев и кистей рук. Ребенок не может самостоятельно одетый, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистой рук Упражнения должны, быть снизаны и с игровой деятельностью ребенка, и с его повседневной жизнью. Сначала развивают координированные движения с крупными предметами, затем с мелкими. В первую очередь нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Для таких упражнений специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, весу. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Эффективно, например, такое упражнение: ребенок по заданию взрослого раскладывает предметы на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры (воспитатель заранее наносит на бумагу контуры предметов). Можно попросить ребенка разложить игрушки или предметы по размеру (или цвету); определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывание мелких предметов: пуговиц, палочек, зерен и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигают косточки на счетах; вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки или теннисного мячика. Упражнения такого рода надо всячески разнообразить. Целесообразно использовать лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности следует постепенно усложнять. Игры со строительным материалом начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют за счет увеличения количества деталей и видов построек. Воспитатели и родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения: 1. На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равно 2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей 3. Ребенок плотно складывает обе ладони вместе и постукивает 4. По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы 5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино. 6. «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, дву Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой. Посуду можно закрепить на подносе. При обучении питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами. Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что также благотворно сказывается на выработке правильного звукопроизношения. Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр. Полезны следующие упражнения: 1) захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц; 2) застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреп Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения: 1) раскрашивание картинок; 2) точное обведение контуров предметов; 3) рисование простых предметов по проставленным точкам; 4) соединение данных точек линиями разного направления; 5) штриховка. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра. Контрольные вопросы 1. Какие формы дизартрии характерны для детского возраста? 2. Чем объяснить влияние расстройств артикуляции на речевое развитие ребенка с дизартрией? 3. Зависит ли от степени нарушения артикуляции выраженность вторичных отклонений речевого развития ребенка с дизартрией? 4. В каких типах логопедических учреждений получают логопедическую помощь дети с дизартрией? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|