Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАЦИОНАРЫ И ПОЛУСТАЦИОНАРЫ ПРИ ДЕТСКИХ БОЛЬНИЦАХ И ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРАХ




В системе логопедических учреждений Министерства здраво­охранения СССР ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения при специализированных детских боль­ницах. В них созданы необходимые условия для оказания ква­лифицированной помощи лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера детям, имеющим, помимо речевых де­фектов, сопутствующие отклонения в психическом развитии. Такие дети нуждаются в коррекционном воздействии на личность и по­ведение в целом.

В дошкольный стационар дети принимаются с 4—5 лет с диаг­нозами «алалия», «дизартрия», «ринолалия», «заикание». Нередко туда направляются дети с неустановленным диагнозом. Это бы­вает в тех случаях, когда нужно отграничить речевую патологию от сходных состояний (при снижении слуха, умственной отста­лости, аутизме, задержке психического развития).

В условиях стационара осуществляется комплексное обсле­дование медицинскими специалистами (педиатром, психиатром, невропатологом, генетиком, окулистом и т. д.), логопедом, дефектологом и психологом. В случае необходимости применяются объективные методы исследования (ЭЭГ, рентген черепа, аудиометрия и т. п.). Все это помогает определить причину дефекта, структуру и степень выраженности речевой патологии, выяснить интеллек­туальные возможности ребенка, особенности его характера, по­ведения и эмоционально-волевой сферы

На основании полученных результатов обследования намеча­ются направления коррекционной работы и соответствующий комплекс лечебных мероприятий.

Детей со сходными речевыми дефектами объединяют в группы, за которыми закрепляются логопед и воспитатель. Занятия прово­дятся ежедневно в течение 3—6 мес. в утренние часы. Для детей, имеющих выраженные отклонения в поведении, комбинированные формы дефекта и т. п., организуются индивидуальные занятия.

Большое значение придается преемственности в работе лого­педа и воспитателя, который решает наряду с коррекционными и общеобразовательные задачи.

В период пребывания ребенка в стационаре осуществляется систематическое наблюдение за его развитием, психическим со­стоянием и речевой динамикой.

По истечении 3—5 мес. проводится повторное обследование ребенка, устанавливается окончательный диагноз, даются рекомен­дации по дальнейшему лечению и обучению в соответствующем типе педагогического или лечебного учреждения. Родителям даются

советы по воспитанию ребенка в домашних условиях.

ДЕТСКИЕ САНАТОРИИ

В санаторий направляются дети соматически ослабленные, имеющие выраженную речевую патологию (заикание* алалия, дислалия, дизартрия). Группы комплектуются с учетом возраста детей и тяжести речевого дефекта.

При направлении детей в санаторий принимаются во внима­ние различные расстройства вегетативной нервной системы, физи­ческая ослабленность, предрасположенность к инфекционным забо­леваниям, быстрая утомляемость и т. д.

Основная задача санатория состоит в том, чтобы устранить имеющиеся у ребенка речевые дефекты, укрепить его нервную систему и оздоровить организм в целом. Одновременно проводятся общеобразовательное обучение и воспитание.

В санатории организуются отделения для детей, имеющих однородные формы речевых нарушений (например, для заикающих­ся детей, для алаликов, для дислаликов).

Лечение в санатории предусматривает осуществление целого комплекса оздоровительных мероприятий, куда входят: вначале особый охранительный, а затем активно тренировочный режим, система рационального питания, медикаментозное и физиотерапев­тическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физ­культура, ритмика и психотерапия. Все это проводится на фоне доброжелательного и спокойного отношения к детям.

Одновременно организуются логопедические занятия и занятия, которые проводит воспитатель. Их осуществляют по подгруппам в утренние и вечерние часы. Работа воспитателя включает в себя обучение родному языку, развитие элементарных математиче­ских представлений, музыкальное, трудовое, эстетическое воспита­ние, формирование игровой деятельности в соответствии с про­граммными требованиями для разных возрастных групп детского сада.

Логопед ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи.

Большое внимание уделяется всестороннему обследованию каждого ребенка, фиксированию результатов в виде наблюдений и дневниковых записей. Полученные результаты обследования помо­гают определить оптимальный план работы логопеда и воспитателя, единые требования всего персонала к детям с учетом их индиви­дуальных особенностей. Логопед и воспитатель предусматривают наряду с исправлением речи и решением общеобразовательных задач формирование общительности, речевой активности, а также положительных черт личности.

Для более прочного закрепления полученных навыков в до­машних условиях с родителями проводятся подробные индиви­дуальные консультации, итоговые родительские собрания. Кроме того, им дается памятка о работе с ребенком, предлагаются ре­комендации по оформлению наглядного материала. После пребы­вания в санатории ребенок в зависимости от возраста переводится для продолжения обучения в специальный детский сад, дошкольное учреждение общего типа или в школу (специальную, общеобразовательную).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных