Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава ХV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ




Разработка общих проблем воспитания и обучения детей с различными отклонениями в умственном и физическом развитии составляет основное содержание советской дефектологической нау­ки.

Наиболее актуальными задачами дефектологии как отрасли пе­дагогической науки на современном этапе ее развития являются следующие:

— раннее выявление детей с различными видами аномалий;

— всестороннее изучение структуры дефекта при каждой фор­ме нарушения;

— разработка принципов дифференцированного обучения и вос­питания детей с учетом их компенсаторных возможностей на основе современных представлений о закономерностях развития высших психических функций;

— определение наиболее эффективных педагогических средств по предупреждения нарушений психического развития детей, имеющих дефекты зрения, слуха, речи, двигательной сферы.

Советская дефектология рассматривает дефект ребенка в ди­намическом аспекте, исходя из того, что правильно организованное семейное и общественное воспитание позволяет развить познава­тельные возможности аномальных детей и обеспечить значительно­му их числу полноценную адаптацию в современном обществе.

Аномальное развитие детей дошкольного возраста определяется различной структурой дефекта.

Л. С. Выготским и его последователями (Т. А. Власова, А. И. Дьячков, Ж. И. Шиф, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер, Н. Г. Моро­зова и др.) было установлено, что у ребенка с дефектом какого-либо анализатора или интеллектуальным дефектом в процессе раз­вития проявляется целый ряд отклонений, создающих картину атипичного развития, отличного от нормы. В ней выделяется первичный дефект, обусловленный раличными заболеваниями: нарушениями. зрительного и слухового восприятия, элементарных интеллектуаль­ных операций; выраженными нарушениями двигательных функций.

Наряду с этим выявляются вторичные отклонения, возникаю­щие под воздействием первичного дефекта. Например, ребенок, переболевший менингитом в раннем возрасте, может потерять слух. Это в свою очередь приводит к нарушению его нормального раз­вития: самостоятельно не формируется речь (вторичный дефект), отстает в развитии словесно-логическое мышление, появляются спе­цифические трудности в усвоении элементарных математических представлений и т. д.

Сложная структура аномального развития наблюдается и у детей с поражением зрительного анализатора.

Остановимся более подробно на характеристике детей с наруше­ниями зрения. В эту группу входят дошкольники с разной степенью утраты зрения: слабовидящие — дети со сниженной остротой зрения (0,05—0,2); слепые — дети, у которых или полностью отсутствует зрение, или имеется лишь светоощущение; дети с остаточным зре­нием (0,04 на лучшем видящем глазу с применением очков); ос­лепшие дети (потерявшие зрение после рождения).

Нарушения зрения возникают в результате различных заболева­ний или пороков развития: первичной и вторичной глаукомы, не­законченной атрофии зрительных нервов, злокачественных форм вы­сокой близорукости, отслойки сетчатки и др., астигматизма высо­ких степеней, катаракты и др. Причинами тяжелых нарушений зре­ния могут быть также заболевания центральной нервной системы (опухоли мозга, менингит, менингоэнцефалит), осложнения после ин­фекционных заболеваний (корь, скарлатина и др.), а также трав­матические повреждения мозга и глаза.

Нарушения зрения могут сочетаться с другими формами аномаль­ного развития (нарушения речи, слуха, интеллекта и др.).

Первичное нарушение остроты зрения может влиять на форми­рование цветовосприятия, периферического зрения, затруднять фик­сацию взора.

Для детей характерны фрагментарность и замедленность зри тельного восприятия, трудности пространственной ориентировки.

Вторичные отклонения возникают прежде всего в двигательной сфере и могут быть своевременно предупреждены коррекционными мероприятиями (на занятиях по ритмике, физическому воспитанию, лечебной гимнастикой).

Значительные затруднения в восприятии предметов, процессов и явлений действительности, в оценке направления, расстояния, величины предметов и т. п., которые испытывают дети, снижа­ют возможности их полноценного сенсорного и интеллектуаль­ного развития (Л. И. Солнцева, В. П. Ермаков, Л. С. Волкова, Л. И. Плаксина и др.).

В ряде случаев у детей возникают нежелательные изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются негативные характероло­гические черты.

Большим своеобразием в развитии отличаются умственно от­сталые дети, у которых наблюдается стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития (Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина).

В основе этого нарушения лежат органические поражения цент­ральной нервной системы, вызванные внутриутробными, родовыми, послеродовыми травмами. У таких детей отмечаются низкий уровень мыслительных операций, нарушенный темп и подвижность психи­ческих процессов, ограниченность развития памяти и внимания. Большой процент умственно отсталых дошкольников имеет выражен­ные нарушения речевого развития. Умственно отсталые дети начина­ют с первых месяцев своего развития резко отличаться от нормаль­но развивающихся сверстников.

Многие умственно отсталые дети испытывают трудности в об­щении. Часто причины этих трудностей кроются в патологических чертах характера. Эмоционально-волевая сфера характеризуется или повышенной возбудимостью, или, наоборот, вялостью, инертностью, пассивностью. Снижение активности познавательных процессов при­водит к сужению социальных мотивов деятельности.

Как уже отмечалось выше, у умственно отсталых детей часто наблюдаются дефекты речевого развития. Ребенок в возрасте 3—4 лет общается с окружающими с помощью звуковых ком­плексов и жестов. Активный и пассивный словарь таких детей весь­ма беден, а понимание чужой речи нередко ограничивается знако­мой ситуацией.

К 5—6 годам при спонтанном речевом развитии и несколько раньше при систематических логопедических занятиях умственно отсталые дети достигают второго уровня речевого развития. У ребен­ка возрастает запас слов, развивается фразовая речь, улучшается восприятие обращенной к нему речи, но остается малодоступным понимание логико-грамматических отношений, страдает смысловая сторона его собственной речи. Наряду с этим характерна определен­ная диссоциация между речевым и интеллектуальным развитием с преимуществом в сторону первого. Недостаточность абстрактного мышления выявляется все более отчетливо в старшем дошкольном возрасте.

Значительные трудности в воспитании и обучении представляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (М. В. Ипполи-това, Е. М. Мастюкова и др.).

Детский церебральный паралич — поражение двигательных сис­тем головного мозга. Двигательный дефект нередко сочетается с незрелостью психического развития ребенка и поражением речедви-гательного анализатора. Причины, вызывающие детский церебраль­ный паралич, могут быть внутриутробными, природовыми, послеро­довыми (интоксикация, инфекции, травмы матери в период беремен­ности, механические травмы мозга и нарушения мозгового крово­обращения в период родов, тяжелые заболевания центральной нерв­ной системы в первые годы жизни).

При детском церебральном параличе прежде всего задерживается развитие двигательных функций и психомоторное развитие в целом: дети поздно начинают держать головку, переворачиваться с бока на бок, живот, спину, сидеть, стоять; иногда не могут научиться самостоятельно ходить. У отдельных детей наблюдается косогла­зие, снижение слуха и другие нарушения. Наиболее часто у них возникает расстройство членораздельной речи (см. гл. «Дизартрия»). Развитие предпосылок познавательной деятельности задерживается уже на первом году жизни. Это связано с ограниченным вос­приятием информации о фактуре, форме, величине, весе и других качествах различных предметов окружающей действительности.

Позднее освоение навыков ходьбы затрудняет формирование восприятия пространства и времени. В течение длительного времени прикованный болезнью к кровати ребенок не приобретает необходи­мых практических знаний об окружающем мире и опыта общения. Это в свою очередь значительно обедняет не только его активный, но и пассивный словарный запас.

Для больных детей характерна повышенная утомляемость. Они часто бывают раздражительны, плаксивы, а порою пугливы и нереши­тельны, быстро утрачивают интерес к занятиям. У таких детей на­блюдается быстрая смена настроения, повышенная впечатлитель­ность. Воспитателю следует быть крайне тактичным и осторожным в оценке поступков, реакций и результатов деятельности детей с церебральной недостаточностью. В то же время очень полезно для предупреждения формирования нежелательных черт характера, определив круг доступных ребенку домашних обязанностей, давать ему посильные поручения, прививать элементарные бытовые навыки. В семье необходимо создать атмосферу терпения, доброжелатель­ности, организованности и единства требований по отношению к малышу.

Задержка формирования познавательной деятельности и речи у больного ребенка с возрастом не исчезает, а, наоборот, усугубля­ется, и без специального обучения и лечения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.

В последнее десятилетие наиболее активно изучается еще одна группа аномальных дошкольников — дети с задержкой пси­хического развития (В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина). Для них харак­терен замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: ослаблениостью нервной системы вслед­ствие интоксикации, инфекции, травм; нарушениями эндокринной системы; хроническими соматическими заболеваниями, а также пе­дагогической запущенностью при неблагоприятных условиях вос­питания. Дети с задержкой психического развития в отличие от умственно отсталых детей имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развива­ющихся сверстников. Трудности в обучении вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием незрело­сти эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти, речи и др.).

Дети с задержкой психического развития отличаются импульсинностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и аилтичностью.

Может наблюдаться и плохая координация мелких движении, недостаточная их переключаемость и точность.

Дети с задержкой психического развития без специального коррекционного обучения не могут быть готовы к школе. Они постоян­но нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении дос­тупных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно-след­ственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.

С целью полноценной подготовки детей данной категории к обу­чению в нашей стране организованы экспериментальные группы при детских садах. В этих группах помимо решения задач общего pat вития осуществляется коррекция специфических отклонений в сфере познавательной деятельности, мышления, речи, расширение и углуб­ление представлений ребенка об окружающем мире. Занятия про водятся педагогом-дефектологом.

Результаты раннего коррекционного обучения являются весьма эффективными. Часть детей получает возможность продолжать обучение в общеобразовательной школе, а остальные (в более сложных случаях) — в специальных классах выравнивания.

Изучение детей с различными дефектами позволило исследователям выявить еще одну группу аномальных дошкольников — детей с ранним аутизмом (К. С. Лебединская и др.).

Аутизм (от греч. autos —сам) характеризуется болезненным состоянием психики, при котором ребенок полностью уходит в спои переживания, отстраняясь от внешнего мира. Распространенность данного заболевания — примерно 3—6 случаев на 10000 детей.

При раннем детском аутизме отмечается значительное повышение эмоциональной и сенсорной чувствительности, стойкое чувство страха перед окружающими, снижение психической активности. Этиология возникновения данного заболевания изучена еще недостаточ­но. Одни ученые считают детский аутизм явлением, характерным для шизофрении, другие видят причины этой болезни в недостаточно ласковом отношении к ребенку матери, ее холодности. У таких детей не формируется уверенность в себе, чувство безопасности, а в слу­чаях жизненных неудач они перестают эмоционально'взаимодей­ствовать с окружающими. Данное заболевание чаще возникает •у детей в возрасте 1,5—2 лет, преимущественно у мальчиков.

Характерным для детей с ранним аутизмотм является нарушение временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явле­ний действительности. Такие дети легко могут быть смешиваемы с умственно отсталыми детьми, так как отсутствие должного контак­та с окружающими, пониженная физическая и игровая активность, ограниченная потребность в информации приводят к резкому отста­ванию психического развития ребенка. Отсутствие полноценного речевого контакта нередко вызывает мутизм (молчание). Появляют­ся негативные характерологические особенности (замкнутость, мрач­ность, агрессивность).

Тяжелые формы раннего детского аутизма не дают оптимисти­ческого прогноза. Во многом это объясняется недостаточно разра­ботанной и низкоэффективной медикаментозной терапией. В настоя­щее время направленную медицинскую и педагогическую помощь такие дети получают в экспериментальных группах, где в содру­жестве педагогов, врачей и психологов разрабатываются комплек­сные методы, направленные на устранение у ребенка страхов, вос­питание самостоятельности и активности, потребности в общении с окружающими.

При нерезко выраженных симптомах детского аутизма большое значение имеют разумно составленный режим дня, игротерапия, упражнения с психотерапевтическим воздействием, работа с детьми по воспитанию трудовых навыков, а также навыков самообслужи­вания. Все это осуществляется в русле формирования организован­ного взаимодействия ребенка с коллективом сверстников.

Система комплексной медико-педагогической работы позволяет подготавливать определенный процент таких детей к обучению в специальной, а иногда и в общеобразовательной школе.

Наиболее тяжелой категорией аномальных дошкольников явля­ются слепоглухонемые дети. Это дети, не имеющие слуха, зрения и речи, полностью оторванные от окружающего мира. Без специаль­ной помощи они умственно не развиваются.

Возможность социальной адаптации таких детей, включение их в организованное обучение во многом определяются тем, в каком вфрасте наступила потеря зрения и слуха. В нашей стране для слепоглухонемых детей открыт специализированный детский дом в г. Загорске. Разработана система коррекционной работы, предус­матривающая на первом этапе воспитание у детей навыков адекват­ного поведения, самообслуживания, простейших трудовых операций, а также формирование образов предметов окружающего мира (В. Н. Чулков и др.). При этом широко используются жесты, дак-тильная речь, (ручная азбука). Постепенно дети усваивают лекси­ческие значения слов, грамматические формы языка, приобретают знания и навыки, необходимые для овладения школьной програм­мой.

В нашей стране и за рубежом широко известна О. И. Скороходова, слепоглухонемая ученица профессора И. А. Соколянского, напи­савшая книги «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я представляю окружающий мир»; защитившая канди­датскую диссертацию по психологии. Некоторые выпускники Загор­ской школы окончили МГУ и занимаются сегодня научной работой.

В настоящее время в нашей стране широко развивается сеть дошкольных учреждений для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Дети могут находиться в них начиная 'с младшей группы до поступления в школу.

В этих дошкольных учреждениях учебно-воспитательная работа, режим дня, сетка занятий, оздоровительные мероприятия определя­ются психофизиологическими особенностями детей.

Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы позволя­ет проводить коррекцию в процессе всей учебной работы и на спе­циальных занятиях (логопедические, лечебная гимнастика, ритмика и др.). Правильно организованное специальное воспитание аномаль­ных дошкольников строится и базируется на учете общих закономер­ностей развития детей и специфики дефекта. Воспитатели специаль­ных учреждений помимо общеобразовательных задач решают и ряд специфических:

— на занятиях по физическому воспитанию устраняют некоорди­нированные, скованные движения, нарушения общей моторики, отрабатывают плавность и регуляцию дыхания;

— в связи со зрительными нарушениями особое внимание уделя­ют регулированию зрительных нагрузок, корригирующей гимнастике, коррекционным упражнениям для зрения. Воспитатель организует динамические паузы (физкультминутки) для снятия напряжения, утомления мышц глаз. Одновременно проводят упражнения по раз­витию мелкой моторики кистей рук и пальцев. Это помогает готовить детей к письму. Для компенсации зрительного дефекта используют кожный и двигательный анализаторы; формируют полноценную речь, устойчивое внимание, память, необходимые для развития познавательной деятельности и успешной подготовки детей к обучению в школе;

— с помощью специальных приемов и на основе учета харак­терологических трудностей аномальных дошкольников, особенностей их поведения и реакций у детей воспитывают критичность к себе, терпимость к товарищам, чувство доброжелательности, ответствен­ности, навыки взаимопомощи.

Воспитание и обучение детей в специальных учреждениях осу­ществляется в единстве с семейным воспитанием. Важно, чтобы ро­дители понимали и правильно оценивали характер дефектного раз­вития своего ребенка. Нередко они допускают крайности по отноше­нию к больному ребенку: не уделяют малышу никакого внимания и тем самым усугубляют отклонения в его развитии или же чрезмер­но жалеют и полностью отстраняют от выполнения каких-либо требований, балуют, выполняя за него всю работу. Из-за неправильно­го воспитания в семье у детей не формируются в должной мере навы­ки самообслуживания; ребенок становится беспомощным и слабым, обидчивым и капризным, не всегда адекватно реагирует на замеча­ния.

Правильное формирование личности ребенка во многом зависит от поведения окружающих, их отношения к нему. Не следует излиш­не фиксировать внимание аномального ребенка на его дефекте. Это будет вызывать у малыша излишнюю жалость к себе, осознание собственной неполноценности. Родители и воспитатели должны про­являть разумную ласковую твердость, сосредоточивать свое внима­ние на позитивных качествах ребенка, всячески поощрять его ус­пехи, даже самые незначительные. Детей нужно психологически готовить к тому, что не все им может удаваться без ошибок и неудач, но что, правильно и тщательно выполняя советы воспита­теля, можно многому научиться и наладить нормальные взаимоотно­шения Со сверстниками.

У детей с различными видами аномалий отклонения в развитии характеризуются не только негативными проявлениями. В процессе развития у ребенка возникают различные замещения пострадавшей функции, в основе которых лежит мобилизация резервных возмож­ностей центральной нервной системы. Последние полно раскрыва­ются в условиях целенаправленного специального педагогического воздействия. При этом формируются функциональные системы, на­ходящиеся в стадии созревания и становления (в зоне ближай­шего развития по Л. С. Выготскому). Одновременно корригируются обусловленные дефектом особенности ребенка и формируются поло­жительные стороны его личности. Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений советской дефектологии.

Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно должно быть не только воспи­тывающим и развивающим, но и коррекционным. Характер этого сочетания зависит от первичного дефекта и вытекающих из него последствий.

В процессе коррекционного обучения родители и воспитатели особенно тщательно должны учитывать своеобразие поведения ано­мальных дошкольников, характерные проявления внутри каждой категории аномальных детей. Важно знать и правильно оценивать мотивацию поступков детей, предотвращать возможные конфликты между ребенком и его сверстниками, взрослыми в семье и детском саду, формировать у малыша навыки правильного поведения, поло­жительные черты личности. Необходимо научить его управлять соб­ственными поступками, критично относиться к себе и товарищам, быть доброжелательным по отношению к окружающим.

Педагогам и родителям следует помнить, что первые трудности в характере и поведении аномального ребенка определяются не столько тяжестью дефекта, сколько неблагоприятным воздействием на нервную систему перенесенного заболевания, а также лечения.

Педагог должен знать особенности своих воспитанников. Напри­мер, всегда можно выделить подгруппу относительно благополуч­ных детей, которые легко контактируют с окружающими, доброжела­тельны, могут быстро переключаться с одних занятий на другие. Такие дети любят выполнять поручения воспитателя. Они достаточ­но активны, хотя внимание ребенка может быть неустойчивым и ему будет нужна частая смена деятельности. Ограниченность рече­вых средств диктует необходимость широкого использования прак­тической деятельности в воспитании этой категории детей.

Очень трудны в общении дети неуравновешенные, беспокойные, иногда агрессивные по отношению к сверстникам и окружающим. Часто они упрямы, драчливы, раздражительны, неусидчивы. Во вре­мя занятий, режимных процессов дети бегают по комнате, мешают товарищам, на замечания взрослых реагируют не всегда адекватно. Многие не имеют стойкого интереса к игрушкам: быстро меняют их, ломают, отнимают у других детей, чувствуя свою безнаказан­ность. Сюжетной игры организовать не могут. Отдельные дети неряш­ливы в быту.

Ровное обращение педагога, систематический контроль за пове­дением ребенка, терпеливое обучение его нормам поведения, опора на положительные эмоции помогают воспитать у малыша ответ­ственность за свои поступки, подготовить его к усвоению учебного материала.

Дети третьей категории качественно отличаются от детей двух
предыдущих категорий своей пассивностью, вялостью, общей инерт­ностью. Они могут внезапно расплакаться в ответ на даже незна­чительное замечание, от слез легко переходят к смеху. Будучи двигательно неловкими, неустойчивыми в своем поведении, дети не про­являют должного внимания к игровой и учебной деятельности. Поэ­тому от воспитателя и родителей требуется особенно спокойный и доброжелательный тон в общении с детьми. Необходим постоянный поиск интересных и разнообразных форм работы.

Все эти дети, безусловно, нуждаются и в систематической меди­цинской помощи.

Совместная координированная деятельность дефектолога, воспи­тателя и врача, комплексное планирование всей жизни специаль­ного дошкольного учреждения, тесная связь с семьей и единство требований помогают добиться определенного эффекта в воспитании и обучении аномального ребенка.

Профилактика аномалий психического развития у детей является актуальной задачей государственного значения. Решение этой проблемы связано с дальнейшим совершенствова­нием системы охраны здоровья матери и ребенка в масштабе всей нашей страны. Сюда входит расширение сети хорошо оборудован­ных специализированных родильных домов, женских консультаций, детских стационарных и амбулаторных учреждений, где оказыва­ется своевременная помощь женщинам с патологической беременностью, а также детям раннего, ясельного и дошкольного возраста, имеющим отклонении в развитии. Важным аспектом профилактики аномалий развития у детей является предупреждение рождения детей с разными формами наследственной патологии. Отсюда необходи­мость развития широкой сети медико-генетических консультаций. Ранняя диагностика аномального развития имеет большое значение для предупреждения последующего рождения ребенка с таким же де­фектом. В Москве и ряде других городов функционируют про­фильные родильные дома для беременных с различными видами тяжелых заболеваний, которые впоследствии могут негативно отра­зиться на развитии ребенка (заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистой системы, туберкулезом и т. д.), для выхаживания недоношенных детей, с врожденной патологией. Решение проблемы профилактики рождения детей с отклонения­ми в развитии предусматривает необходимость пропаганды знаний о причинах и признаках детской патологии среди педагогов, роди­телей и широкого населения. Важно доводить до сведения каждого о недопустимости употребления алкоголя будущей матерью, о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате нарушения правильного течения беременности и раннего развития ребенка. В педагогическом плане важно расширять преддошкольное и до­школьное воспитание, так как именно этот период жизни является наиболее благоприятным для формирования всех сторон психической деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите наиболее актуальные задачи дефектологии как отрасли педагоги­ческой науки.

2. Охарактеризуйте особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Проанализируйте программу обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях и расскажите, как осуществляются физическое воспита­ние, ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование элементарных
математических представлений в разных возрастных группах.

4. Какова специфика условий воспитания и обучения детей с нарушениями зрения?

5. Расскажите, как организуется режим дня в разных возрастных группах для детей с нарушениями зрения.

6. Объясните, в чем состоит своеобразие в развитии умственно отсталых дошкольников. Где осуществляется коррекционная помощь детям этой категории?

7. Раскройте причины нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Как проис­ходит развитие детей этой категории?

8. Дайте характеристику детям с задержкой психического развития. Почему эти дети нуждаются в специализированной помощи?

9. Каковы особенности развития детей с ранним аутизмом? В чем своеобразие их характера и поведения?

10.Объясните, чем вызвана необходимость создания широкой дифференцирован­ной помощи аномальным дошкольникам.

11.Объясните, какие специфические задачи решает воспитатель в дошкольных уч­реждениях для аномальных детей.

12.Расскажите о профилактической работе в системе здравоохранения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных