ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и факторы формирования организационного поведенияОрганизационное поведение (ОП) - комплексная, прикладная наука о психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации (людей, групп, коллективов) друг с другом и с внешней средой. Организационное поведение - область знаний, цель которой понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им. Два основных подхода к изучению организационного поведения: • накопление жизненного управленческого опыта, поиск эффективных моделей поведения в реальной деятельности (методы проб и ошибок, анализ реальных ситуаций и т.д.); • овладение теоретическими знаниями и навыками их практического использования. Основой второго подхода являются научные исследования, при проведении которых используются специальные методы и методы смежных научных дисциплин. Для успешного руководства персоналом важно сочетать эти два подхода. Общие закономерности, выявленные с помощью научных методов, освоенные в учебных и тренинговых программах, должны конкретизироваться, проверяться и дополняться с учетом индивидуальных особенностей самого руководителя и специфики конкретной организации. Поведение - это множество действий, характерных в определенных условиях для определенной личности. Действие - это как бы разовый контакт с окружающим миром, выход субъекта во внешний мир. Профессиональные действия в организации образуют общее профессиональное поведение, или деятельность. Организационное поведение проявляется в действиях (технологических, творческих и т.д.); отношениях к себе, к коллегам, к руководству, к организации и т.д. Три уровня распределения организационного поведения: личный, групповой, организационный. На уровне личности проблема принятия решения - исследование индивидуальных особенностей, знаний, навыков и возможностей. На уровне группы - анализ её параметров, особенностей и ситуаций в конкретных условиях, в конкретное время, на уровне совместной деятельности. На уровне организации - анализ организационных норм и стандартов, регулирующих организационное поведение. На уровне общества раскрываются особенности принятия решений, законов, определяющих и регулирующих организационное поведение в конкретном регионе и в конкретной стране. Факторы, обусловливающие определенное организационное поведение (рис 48): 1) личностные параметры работника организации, 2) параметры организации; 3) параметры внешней среды. Рис. 48. Факторы, обусловливающие организационное поведение Для понимания организационного поведения и эффективного управления персоналом организации необходимо изучить характер влияния этих факторов и выработать методы их анализа, проектирования, корректировки с учетом целей личности и организаций. Организационное поведение включает действия по формальным и неформальным коммуникациям, принятию решений по руководству работой, выполнению трудовых функций, взаимодействию с другими людьми, конфликтами, переговорами. Часть этих действий формализована и выполняется на основе технологических карт, организационных схем, должностных инструкций и т.д., а часть - на основе свободного решения индивидуума и в определенной степени стихийно. Действия могут быть самыми разными, вместе с тем их объединяет нечто особенное, специфическое. Эта особенность внешним миром замечается, выделяется и становится характеристикой поведения субъекта, которая распространяется на его внутренний мир. Таким образом, организационное поведение - это совокупность осознанных социально значимых действий. Оно обусловлено занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций, и подвержено влиянию внешних факторов, которые обеспечивают процесс мотивации. Критерий поведения - это соответствие социо-культурным (профессиональным, правовым, моральным и т.д.) нормам. Оценка поведения - результативность и эффективность совершённых действий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|