Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация ревизий.




По содержанию ревизии могут быть документальными и фактическими.

Документальной ревизией признают проверку хозяйственной деятельности предприятия (организации) за определенный период времени (год, квартал и т.д.). Контроль осуществляется, в основном, на основе изучения бухгалтерских и иных документов, почему ревизия и называется документальной. Однако при проведении проверок практически во всех случаях ревизоры используют и разнообразные методы фактического контроля. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. Как правило, большинство ревизий имеют документальный характер. В случае выявления серьезных нарушений возможно проведение совместно с документальной – фактической ревизии.

При проведении фактической ревизии проверяется вся хозяйственная деятельность организации: наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе инвентаризации материальных ценностей проверяется их состояние и наличие, производятся подсчеты и измерение товаров, имущества организации и т.д. Фактические ревизии позволяют выявить факты хищения, растрат, бесхозяйственности.

 

 

Рис. 5.3. Классификация ревизий

 

В зависимости от осуществляющих проверку органов различают вневедомственные, ведомственные и внутрихозяйственные ревизии.

Вневедомственные ревизии, направленные в основном на защиту государственных интересов (полнота взносов в бюджет платежей из прибыли предприятиями, правильность использования бюджетных ассигнований и т.п.) проводят органы Федеральной налоговой службы и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора[151] (контрольно-ревизионные аппараты), а также Счетная палата РФ.

Ведомственные – осуществляются вышестоящими для проверяемой организации органами власти.

Внутрихозяйственные ревизии при сохранении крупных ведомственных структур в нашей стране не получили еще достаточно широкого развития. В государственном секторе эта форма ревизий встречается, главным образом, на крупных промышленных объединениях, где в составе центральной бухгалтерии (экономической службы) может быть штатная единица ревизора, контролирующего работу отдельных структурных подразделений (цеха, филиалы и др.) данного объединения.

В качестве средства выявления экономических преступлений вневедомственные ревизии оказываются эффективнее ведомственных в 3-5, а по некоторым оценкам даже в 9 раз. Эта общая закономерность вытекает из ведомственной зависимости ревизоров, их сохраняющимся закреплением за определенной группой хозяйственных объектов (фактор срастания с подконтрольными объектами), недостаточной численностью контрольного аппарата, перегруженностью типовых программ производства ревизий многими, в том числе второстепенными вопросами.

По времени осуществления ревизии могут быть плановыми и внеплановыми.

Большая часть ревизий – плановые. Составляется календарный план проведения ревизий на год, об их проведении извещаются руководители проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В государственных организациях плановые ревизии проводятся один раз в два года контрольно-ревизионными управлениями в основном в документальной форме.

В случае наличия серьезных оснований могут проводиться внеплановые ревизии по решению финансовых или правоохранительных органов. Основанием для проведения внеплановой ревизии могут быть решение вышестоящего органа государственной власти на основе жалобы, сообщения средств массовой информации, а также решение правоохранительных органов на основе оперативной информации или материалов уголовного дела.

По объему ревизуемой деятельности ревизии могут иметь комплексный и тематический характер.

В случае проведения комплексной ревизии проверяется вся финансовая и хозяйственная деятельность организации. Для проведения такой ревизии необходимо привлечение ревизоров из нескольких органов. Такие ревизии очень дороги и проводятся в редких случаях.

Большая часть ревизий носит тематический характер. При этом проводится обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности. Такими тематическими ревизиями по своей сущности являются налоговые проверки, а также аудиторские проверки достоверности финансовой отчетности предприятий.

По обследуемому периоду деятельности ревизии могут быть фронтальными (сплошными), выборочными и комбинированными.

Проведение плановой ревизии, как правило, предполагает, что она будет документальной и фронтальной (полной). При фронтальной ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Данным периодом является период, прошедший с прошлой ревизии. Таким образом, подвергается финансовому контролю вся деятельность организации, без пропусков.

В случае внеплановой ревизии возможно проведение ее выборочным способом, только за интересующий проверяющие органы период. Таким образом, выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

При сплошной ревизии проверяется каждый документ, относящийся к данному виду операций, при выборочной – некоторые из таких документов. Комбинированной считается ревизия, где по одним видам операций документы проверяются сплошным методом, по другим – выборочно.

Плановые ревизии по объему проверяемых операций обычно бывают полными, а по способу отбора контролируемых документов – комбинированными. Целенаправленность на защиту отношений собственности определяется здесь в типовых программах ревизий, где предусматривается обычно сплошной контроль документов по видам наиболее уязвимых операций, например, проверка кассовых операций производится сплошным методом, в то время как многие другие операции контролируются выборочным путем.

Внеплановые ревизии, проводимые в связи с чрезвычайными обстоятельствами, чаще бывают неполными. Они сразу нацелены на проверку конкретного вида операций, в ходе которых предположительно совершались злоупотребления. Метод отбора контролируемых документов в таких ревизиях, как правило, оказывается сплошным.

Приведенное деление достаточно условно. В ходе проведения ревизии ее характер может измениться. Так, например, если при комбинированной плановой ревизии при выборочной проверке какого-либо вида операций обнаружатся признаки подлога в документах, ревизор должен перейти по данному виду операций от выборочного метода проверки к сплошному.

Разумеется, если эти правила нарушаются – например, полные ревизии проводятся только выборочным методом, или внеплановая ревизия, назначенная в связи с сигналом о злоупотреблениях, охватывает хозяйственную деятельность предприятия в ее полном объеме, защитные функции документальной ревизии могут оказаться нереализованными, и это приводит к несвоевременному выявлению фактически совершившихся экономических преступлений.

По признаку повторяемости контрольных действий ревизии могут быть первичными, дополнительными и повторными.

Первичная ревизия проводится по первоначальному заданию, а также в случаях, когда впервые проверяются соответствующие документы.

Повторная ревизия назначается в случае необходимости проверить выводы – первичной ревизии. Например, если первоначальная ревизия была проведена поверхностно или в отсутствие материально-ответственных лиц (кроме случаев, установленных законом), при необоснованности выводов ревизии и в других случаях.

Она, как правило, проводится другим ревизором, но иногда, в зависимости от причин, обусловивших ее назначение, и тем же ревизором.

Дополнительная ревизия назначается в случаях, когда необходимо дополнить выводы первичных или повторных ревизий, а также выявить новые обстоятельства, не вскрытые предшествующими ревизиями.

В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) может проводиться комплекс следующих контрольных действий [152]:

· соответствия деятельности учредительным документам;

· обоснований (расчетов) плановых сметных показателей;

· исполнения бюджетных смет;

· использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

· использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, бюджетных кредитов и инвестиций);

· исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля за их исполнением;

· соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;

· использования средств государственных внебюджетных фондов;

· поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

· устранения нарушений, выявленных предыдущей ревизией (проверкой).

Срок проведения ревизии не может превышать 45 рабочих дней[153].

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению[154]:

· учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

· полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;

· фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;

· постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации;

· состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

· принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).

В ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации[155].

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки). Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка[156].

Результаты ревизии, излагаемые в акте ревизии, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации[157].

При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию (проверку), встречную проверку[158].

На основании материалов ревизии (проверки) выносится обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений законодательства РФ. В случае нарушений бюджетного законодательства уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях и рассматриваются дела об административных правонарушениях[159].

Необходимо отметить, что методы ревизионной работы не могут быть одинаковыми для всех финансовых проверок. В каждом отдельном случае они определяются конкретными задачами проверки. Контролерам необходимо применять такие приемы и методы, которые давали бы максимальный эффект и вызывали реальное улучшение дел на ревизуемом объекте.

 

Контрольные вопросы по I разделу

1. Что такое финансы?

2. Что входит в финансовую систему РФ?

3. Какие функции осуществляются финансами?

4. Что понимается под финансовой деятельностью государства?

5. На каких принципах основана финансовая деятельность государства?

6. Какие методы используются для привлечения средств в финансовую систему Российской Федерации? Какие методы используются при распределении государственных денежных средств?

7. Дайте определение понятия финансового права.

8. Что понимается под предметом финансового права?

9. Какие методы правового регулирования используются финансовым правом?

10. С какими отраслями права взаимодействует финансовое право?

11. Что понимают под системой финансового права?

12. Каково содержание общей части финансового права РФ?

13. Каково содержание особенной части финансового права РФ?

14. Приведите классификацию источников финансового права.

15. Дайте определение понятия финансово-правовой нормы.

16. Приведите классификацию финансово-правовых норм.

17. Раскройте состав финансово-правовой нормы.

18. Что такое финансово-правовые санкции?

19. Дайте определение понятия финансовых правоотношений и их основных элементов.

20. Охарактеризуйте особенности финансовых правоотношений.

21. Приведите классификацию финансовых правоотношений.

 

22. Дайте определение понятия субъекта финансового права и субъекта финансового правоотношения.

23. Приведите классификацию субъектов финансовых правоотношений.

24. Какими методами и в каком порядке осуществляется защита прав субъектов финансовых правоотношений?

25. В чем особенность защиты прав граждан как субъектов финансовых правоотношений?

26. Дайте определение понятия финансового контроля. Определите основные направления финансового контроля.

27. Приведите классификацию финансового контроля.

28. Приведите классификацию органов финансового контроля.

29. Охарактеризуйте парламентский финансовый контроль. Что входит в состав Счетной палаты РФ и каковы ее основные задачи?

30. Охарактеризуйте президентский финансовый контроль. Какие органы его осуществляют?

31. Какие органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют финансовый контроль?

32. Какие министерства и ведомства входят в структуру финансово-кредитных органов РФ?

33. Охарактеризуйте структуру, права и обязанности Министерства финансов РФ. Какова роль Минфина в финансовой системе страны?

34. Какие федеральные службы в подчинении Министерства финансов РФ осуществляют финансовый контроль? Что именно они контролируют?

35. Какое место в системе органов финансового контроля занимают органы Федерального казначейства? Какие задачи они решают?

36. Кем осуществляется налоговый контроль в РФ?

37. Кем осуществляется таможенный контроль в РФ?

38. В чем суть банковского контроля? Какова роль Банка России как органа финансового контроля?

39. Как проводится ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль? Что такое контрольно-ревизионные управления?

40. Охарактеризуйте общественный финансовый контроль.

41. Определите понятие и особенности аудиторского финансового контроля.

42. Приведите классификацию методов финансового контроля.

43. Дайте определение понятия ревизии. Приведите классификацию ревизий.

44. Что проверяется при проведении ревизии?

45. Как оформляются результаты ревизии?

 


Особенная часть






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных