Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления




 

До 1 января 2005 года в бюджетном законодательстве существовало понятие бюджетные права (компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В новой редакции Бюджетного кодекса оно заменено другим понятием – бюджетные полномочия. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в главе 2.

Бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) – это установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса [213].

В отличие от бюджетных прав (компетенции), определенных ранее в Бюджетном кодексе достаточно широко, бюджетные полномочия более конкретизированы. В частности, исчезло понятие, определяющее право Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования на собственный бюджет. При этом уточнены полномочия государственных и муниципальных органов власти, регулирующие межбюджетные отношения, порядок принятия законодательных и нормативных актов бюджетного законодательства. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ зафиксировал фактические изменения межбюджетных отношений, ранее определяемые ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия основаны на положениях Конституции РФ, определяющей сферу ведения Российской Федерации[214], совместную сферу ведения РФ и ее субъектов[215], сферу ведения субъектов РФ[216] и муниципальных образований[217]. Бюджетный кодекс развил и конкретизировал конституционные нормы.

Федеральные органы государственной власти осуществляют следующие бюджетные полномочия [218]:

· установление общих принципов организации и функционирования бюд­жетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

· определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

· установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;

· определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, установление и исполнение расходных обязательств РФ;

· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

· определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

· определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;

· установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

· определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

· определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

· осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

· определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

· предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

· осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ;

· установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ;

· установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

· установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления);

· временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

· установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

· установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

· иные бюджетные полномочия.

Такое содержание бюджетных полномочий Российской Федерации обусловлено их распространением на всю территорию России. Бюджетные полномочия РФ обеспечивают формирование финансовой базы, необходимой для обеспечения государственного суверенитета России. Они позволяют формировать федеральный бюджет, проводить единую бюджетную, финансовую и налоговую политику на всей территории страны. Кроме того, они обеспечивают выполнение Россией своих международных финансовых и других обязательств. Реализация бюджетных полномочий России возложена на законодательные и исполнительные органы власти федерального уровня. Конкретное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти осуществляется Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия [219]:

· установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

· установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

· установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

· установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;

· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

· предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

· осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;

· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

· временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

· установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

· иные бюджетные полномочия, отнесенные к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Бюджетные полномочия субъектов РФ реализуются законодательными и исполнительными органами власти субъектов[220]. Конкретное разграничение полномочий устанавливается конституциями (уставами) субъектов РФ[221] и специальными законами[222]. Кроме того, при принятии бюджета субъекта на очередной финансовый год происходит очередное разграничение прав и обязанностей между распорядителями бюджетных средств[223]. Необходимо отметить, что, несмотря на разнообразие субъектов РФ, бюджетное законодательство не делает между ними различий, признавая их полностью равноправными.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия [224]:

· установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

· составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

· установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

· определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

· осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

· установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

· иные бюджетные полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

· установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;

· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

· определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

· составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Помимо этого, органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Бюджетные права муниципальных образований позволяют местному самоуправлению осуществлять свои функции, определенные Конституцией РФ, и обеспечивают их финансовую самостоятельность. Реализация бюджетных прав местного самоуправления происходит посредством деятельности представительных и исполнительных органов власти муниципального уровня. Как и на вышестоящих уровнях бюджетной системы, их права и обязанности закреплены в соответствующих законодательных актах. Отличие состоит в том, что данные акты представительных органов власти имеют правовую форму решений, а не законов. К ним можно отнести уставы муниципальных образований[225], специальные решения, например о бюджетном устройстве и бюджетном процессе[226], ежегодно принимаемые бюджеты муниципальных образований[227]. Как и в случае с субъектами РФ законодательство признает равные права и обязанности всех муниципальных образований в РФ. Исключение сделано только для закрытых административно-террито­ри­альных образований[228] и органов местного самоуправления муниципальных районов[229], полномочия которых несколько увеличены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных