Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетное право и бюджетные правоотношения




 

Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регулируются особым разделом (подотраслью) финансового права – бюджетным правом. Бюджетное право – главный раздел особенной части финансового права, связанный со всеми его разделами и институтами, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его центральной ролью, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Именно бюджетное право является основным связующим звеном между налоговым правом и правоотношениями по поводу обязательного страхования, государственного и банковского кредитов, денежного и валютного обращения и т.д.

Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс [172].

Бюджетное право закрепляет и регулирует следующие нормы:

· бюджетную систему Российской Федерации;

· бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований;

· бюджетную классификацию – структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

· бюджетный процесс, т.е. порядок создания, утверждения и исполнения бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета;

· ответственность за нарушение бюджетного законодательства;

· правовое регулирование государственных внебюджетных фондов.

Все нормы бюджетного права реализуются в ходе бюджетных правоотношений. Бюджетный кодекс РФ подразделяет бюджетные правоотношения на два вида [173]:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Нормы бюджетного права по содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. Основной материальной нормой является право на соответствующий бюджет. Необходимо отметить, что право на соответствующий бюджет принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, а не государственному (муниципальному) органу власти. Это является реализацией конституционного положения о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ[174]. Право на бюджет привело к появлению других материальных бюджетных прав, которые будут рассмотрены далее.

Процессуальные нормы регулируют порядок прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, формы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. В бюджетном праве процессуальные нормы выделены отдельно. Они определяют порядок осуществления бюджетного процесса, очередность вступления в бюджетный процесс государственных и муниципальных органов власти. Различными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Разграничение материальных и процессуальных норм в бюджетном праве закреплено как в Бюджетном кодексе РФ: материальные нормы – часть вторая; процессуальные нормы – часть третья, так и в региональных законодательных актах[175].

Процессуальные нормы бюджетного права закрепляют круг субъектов данного права, которые могут участвовать в бюджетных правоотношениях. Все субъекты бюджетных правоотношений подразделяются на три большие группы:

· государство и его территориальные подразделения;

· органы государственной власти и местного самоуправления;

· получатели бюджетных средств, к которым относятся, в том числе казенные и бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что для большей части субъектов бюджетных правоотношений характерно слияние их прав и обязанностей в едином полномочии. Взаимодействуя между собой в ходе бюджетного процесса, субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, являющиеся частью финансовых правоотношений и возникающих на основе норм бюджетного права[176].

6.3. Источники бюджетного права

 

В первую группу источников бюджетного права входят Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Основным источником бюджетного права РФ является Конституция РФ. Так, в ст.ст. 71 и 72 определена компетенция РФ и сфера совместной деятельности Российской Федерации и субъектов РФ в бюджетной области. В ст.ст. 101, 104, 106 и 114 установлены основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением. В ст. 132 закреплены бюджетные права органов местного самоуправления и т.д. В целом конституционные нормы определяют принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов субъектов бюджетного права. Конституции и уставы субъектов РФ и уставы муниципальных образований также содержат нормы бюджетного права, устанавливающие права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений на региональном и местном уровне.

Во вторую группу источников бюджетного права входит Бюджетный кодекс РФ, а также законы субъектов РФ и решения муниципальных образований о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней, основы бюджетной классификации, бюджетный процесс в отношении федерального бюджета и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Аналогично на региональном и местном уровне бюджетное устройство и бюджетный процесс закреплены соответствующими законами субъектов РФ[177] и решениями местного самоуправления[178].

Бюджетный кодекс является основным источником бюджетного права. На его нормах основано все бюджетное законодательство. При этом федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, закрепляющие бюджетные нормы, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ[179].

В третью группу источников бюджетного права входят ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете[180], бюджетах субъектов РФ[181] и местных бюджетах[182]. Также к этой группе относятся ежегодно принимаемые законы об отчетах об исполнении бюджетов федерального[183], регионального[184] и местного[185] уровня. Кроме того, к данной группе относятся ежегодно принимаемые законы о бюджетах государственных федеральных[186] и территориальных[187] внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении опять же на федеральном[188] и региональном[189] уровне.

В четвертую группу источников бюджетного права входят законодательные акты, уточняющие отдельные нормы, закрепленные в других источниках бюджетного права. К ним можно отнести, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[190].

Пятую группу источников бюджетного права составляют указы и распоряжения Президента РФ, например ежегодные Бюджетные послания Президента РФ[191], постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которыми регулируются отдельные вопросы бюджетной деятельности государства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных