Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие государственного и местного бюджетов




 

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет – это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления[160].

Слово «бюджет» имеет английское происхождение. Впервые оно было применено в XVI – XVII вв. при утверждении Палатой общин субсидии для королей – прообразом современных бюджетов. Перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, а словом bydjet (в переводе с английского – «мешок») обозначался этот портфель. Позже название портфеля было присвоено самому документу, а с конца XVII в. бюджетом стал называться документ, который содержал утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства[161].

С экономической и управленческой точки зрения бюджет – это план хозяйства на предстоящий период. Плановость объединяет бюджет с другими видами финансовых планов и программ, большая часть которых создается или на основе бюджета, или одновременно с ним. Бюджет составляется на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового года.

С материальной точки зрения бюджет – это централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Содержание бюджета изменяется ежегодно, меняется его объем, виды доходов, направления расходов. При этом суть бюджета состоит в том, что он используется для решения основных государственных (муниципальных) задач[162]. В бюджетах концентрируется основная часть финансовых ресурсов государства. Основная задача бюджета – создание финансовой базы функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

С юридической точки зрения бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

С политической точки зрения бюджет – это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение – есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Поэтому большинство бюджетных правил носят характер чисто политический.

Бюджет исполняется, как правило, в течение финансового года. В Бюджетном кодексе РФ определена длительность финансового года, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря[163]. В большинстве стран финансовый год также соответствует календарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), но в некоторых отличается. Например, в Великобритании и Японии он длится с 1 апреля по 31 марта, в Канаде с 1 июля по 30 июня, в США с 1 октября по 30 сентября, в Турции с 1 марта по 28 февраля. Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов и другими особенностями.

Законодательно понятие бюджета закреплено в Бюджетном Кодексе РФ. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [164].

Гражданское законодательство закрепляет принадлежность средств бюджета к государственной казне. Так, средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. А средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и, соответственно, составной части муниципальной казны[165].

Таким образом, Гражданский кодекс однозначно определил собственника бюджетных средств. Им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов[166].

Подобное отношение к бюджету появилось в нашей стране в начале 1990-х годов. До этого момента бюджет не играл определяющей роли в экономике СССР. Его параметры могли быть в любой момент изменены, он не относился к самым важным законодательным актам государства. Большую роль играли нормативные акты Госплана СССР. В то же время финансовая деятельность государства основывалась на прибыли предприятий, которые в тот момент все были государственными. С изменением экономической системы государству потребовались материальные и денежные ресурсы для решения своих задач. Бюджет обрел ведущую роль в финансовой системе страны и в Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» он был определен как форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти[167].

Основными направлениями расходования бюджетных средств являются [168]:

· общегосударственные вопросы;

· национальная оборона;

· национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

· национальная экономика;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· охрана окружающей среды;

· образование;

· культура, кинематография;

· здравоохранение;

· социальная политика;

· физическая культура и спорт;

· средства массовой информации;

· обслуживание государственного и муниципального долга;

· межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кроме того, с помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы. Так, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено 56 целевых программ, на которые в 2011 году выделено более 900 млрд. рублей[169].

Все вышеперечисленные задачи имеют общее значение для соответствующей территории, позволяют решать социально-экономические проблемы, способствовать развитию страны, обеспечивать ее безопасность и обороноспособность. Бюджет – это механизм в распоряжении государства, с помощью которого оно влияет на экономику. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления. Кроме того, бюджет способствует развитию международных связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило – решений[170].

В соответствии с законодательством составляется также консолидированный бюджетсвод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [171]. Составляются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны. Поскольку по законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, то необходим единый документ, позволяющий оценить экономическое состояние страны, рассчитать уровень доходов населения. Эти бюджеты также используются для формирования взаимоотношений с вышестоящими и нижестоящими органами власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных