Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сбалансированность бюджетов




 

В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т.п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбалансированности бюджета, т.е. соответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он является необходимым условием реализации намеченных расходов[293].

Существует два варианта составления любого бюджета – с дефицитом или с профицитом.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами[294]. Ранее формирование бюджета с профицитом было закреплено в БК РФ (глава 12). В настоящий момент понятие формирования бюджета с профицитом отсутствует и, соответственно, бюджет может быть или полностью сбалансированным, или дефицитным. На практике бюджет может быть профицитным, однако средства в части превышения доходов над расходами зачисляются в различные резервные фонды и юридически профицит у бюджета отсутствует.

Дефицит федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета[295].

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году[296]. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений[297].

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Дефицит бюджета должен перекрываться за счет источников финансирования дефицита. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является отдельным видом бюджетной классификации. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из[298]:

· кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

· кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

· кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1. Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

· государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

· кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

· бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

· кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

· иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2. Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

· государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

· иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

При этом различаются источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов и муниципальных образований. Только федеральному уровню разрешено привлечение иностранных заимствований в различных формах. До 2000 года субъекты РФ также имели право осуществлять внешние заимствования, однако в целях упорядочения внешнего долга Российской Федерации подобная практика была прекращена.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете[299].

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований. Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов РФ о бюджетах и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ[300].

В случае привлечения заимствований в различных формах возникает государственный (муниципальный) долг. (Более подробно данный вопрос рассмотрен в главе «Государственный и муниципальный кредит»). В случае превышения доходов над расходами в бюджетах создаются различные резервные фонды, в которых оговаривается целевое использование данных средств. В федеральном бюджете с 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд РФ, предназначенный для финансирования дефицита федерального бюджета и на иные цели.

Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой[301]. Базовой ценой на нефть была признана цена в 20 долларов за баррель, с 1 января 2006 года базовая цена была повышена до 27 долларов за баррель[302]. В 2004 году в превышение доходов над расходами федерального бюджета составило более 505 млрд. рублей. В основном данные средства были зачислены в Стабилизационный фонд РФ[303]. В 2005 году было запланировано превышение доходов над расходами федерального бюджета в сумме 278 млрд. рублей, однако в конце года профицит составил 1 440 млрд. руб.[304] Эти средства позволили значительно сократить внешний государственный долг и приступить к осуществлению инвестиционных программ и президентских проектов в 2006 году. Кроме финансирования дефицита федерального бюджета и инвестиционных программ средства Стабилизационного фонда могли расходоваться на неотложные нужды по решению Правительства РФ. На конец 2007 года в Стабилизационном фонде было сконцентрировано более трех триллионов рублей.

С 2008 года Стабилизационный фонд ликвидирован. Вместо него созданы два других фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта [305].

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном бюджете.

Резервный фонд формируется за счет:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

· доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты[306]:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

· вывозных таможенных пошлин на газ природный;

· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ [307].

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

· доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Целями управления являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

В связи с мировым финансовым кризисом средства, накопленные в указанных фондах в течение 2009-2011 годов использовались для финансирования дефицита федерального бюджета. В настоящий момент формирование и использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлено до 1 января 2014 года[308]. В связи с приостановлением данных норм Правительство РФ вправе принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

 

Бюджетный процесс

 

Понятие бюджетного процесса и его принципы. Стадии бюджетного процесса. Роль представительных органов власти в бюджетном процессе на современном этапе. Бюджетный период. Порядок составления проектов бюджетов. Полномочия финансовых органов в процессе составления бюджета. Рассмотрение проектов бюджетов государственными органа власти и исполнительными органами различных уровней. Права планово-бюджетных и других постоянных комиссий. Порядок рассмотрения проекта бюджета. Права депутатов в процессе рассмотрения проекта бюджета. Порядок утверждения бюджетов. Понятие исполнения бюджета. Органы, исполняющие государственный бюджет. Получатели бюджетных средств, их права, обязанности. Формы предоставления бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета. Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных