Дискуссия на тему занятия. В ходе дискуссии должны быть затронуты следующие вопросы:
В ходе дискуссии должны быть затронуты следующие вопросы:
· Как отличить поведение, направленное на привлечение внимания, от властолюбивого поведения? Приведите примеры того, что будет, если поведение, привлекающее внимание, принять за властолюбивое.
· Как вы понимаете словосочетание «позитивное внимание»?
· Может ли внимание учителя вредить ученику?
Упражнения на овладение навыками
Упражнение 1
Разбейте группу на тройки (пары). Каждая подгруппа должна привести примеры (не менее двух) поведения, направленного на привлечение внимания, и предложить приемы экстренного педагогического воздействия (в соответствии с таблицей «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание»). Желательно, чтобы примеры были «свежими», то есть из сегодняшней жизни, а не из опыта прошлых лет. Выделите оригинальные приемы, которые не описаны в книге. (Оригинальной можно считать разновидность описанного приема, придуманную самим учителем. Например, используя описанный прием «разрешенная квота», одна учительница младших классов выдавала одной из своих привлекающих внимание учениц горсть, пуговиц и договаривалась с ней о том, что та вместо крика «Подойдите ко мне!» будет класть на стол учительнице пуговку.)
Ведущий следит за тем, чтобы использовались только приемы прекращения поведения, привлекающего внимание, а не для властолюбивого и мстительного. Каждый рассказ награждается аплодисментами всей группы.
Ведущий знакомит участников группы со схемой «Я-высказывания» (ее можно написать на доске, а можно заранее оформить на листе большого формата).
Схема «Я-высказывания»
Часть 1. Конкретное описание поведения того, к кому обращено «Я-высказывание» (например, «Когда я вчера увидела, какая ты пришла на работу бледная…»).
Часть 2. Называние чувства, возникшего в тот момент у автора «Я-высказывания» («… я встревожилась (почувствовала беспокойство) …»).
Часть 3. Объяснение причин («… наверное, это произошло потому, что я решила, что ты заболела»).
|
Упражнение 2
Это упражнение направлено на отработку навыка «Я-высказывания». Попросите каждого участника группы сформулировать по три «Я-высказывания», обращаясь при этом к другим членам группы. Это может быть один и тот же участник, а могут быть и разные люди. Обращаться можно и к ведущему. Одно «Я-высказывание» должно быть позитивным (выражать положительные чувства), другое — негативным, третье — любое, по желанию.
Примеры выражения отрицательных эмоций:
Когда ты сегодня стал спорить из-за меня с завучем, я испугалась. Наверное, это потому, что я не хочу быть причиной чьих-то неприятностей.
Когда ты неделю назад отказалась от моей помощи, я очень рассердилась, потому что тогда я думала, что ты без меня не справишься.
Упражнение 3
Придумайте «Я-высказывания», обращенные к ученикам, привлекающим внимание на уроках. Пять «Я-высказываний» должны выражать отрицательные эмоции и пять — положительные (они уместны при использовании техники «Обращение внимания класса на примеры хорошего поведения»).
Обсуждение итогов
Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
· 1. Прочитать § 2 главы 5 книги «Учитель и проблемы дисциплины» и выбрать для себя наиболее подходящие поведенческие техники. Дополнить список своими собственными находками.
· 2. Помня о том, что разные дети требуют разных подходов, применить что-нибудь из получившегося списка.
· 3. Продолжать составлять Школьный план действий — сделать шаг № 2 и шаг № 3 для ученика, привлекающего внимание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|