ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации ведущему. Это трудная тема для группыЭто трудная тема для группы. Старайтесь сдерживать конфронтацию, напомните участникам о правилах работы в группе, принятых на первом занятии. Спросите их, что они чувствовали тогда, когда принимали правила, и что чувствуют теперь, прожив по ним некоторое время? Далее возможны два варианта проведения занятия. Вариант 1 — выработка собственных правил на основе представлений об открытых и закрытых системах. Вариант 2 — создание собственных правил на основе уже имеющихся образцов. Рассмотрим оба варианта. Вариант 1 Чтобы работать по этой схеме, ведущему следует прочитать. и обдумать главу 8 книги Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью» (1991). Можно также использовать предлагаемые ею упражнения. В данной книге дается определение открытой и закрытой систем. «Основные различия между ними, — пишет В. Сатир, — определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе ее части неподвижно соединены между собой или вовсе не соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит. Открытая система — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы. Если кто-то специально хотел бы изобрести закрытую систему, то первый шаг, который необходимо сделать, — это изолировать ее от окружающего мира настолько, насколько это возможно, и жестко зафиксировать все роли. Закрытые системы развиваются из определенного набора представлений о жизни. Например, из таких: · люди по природе своей злые, поэтому они должны находится под контролем, чтобы стать хорошими; · отношения должны регулироваться силой или страхом наказания; · всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо, В закрытых системах: · чувство самоценности (достоинство) второстепенно по отношению к власти и исполнительности; · поступки зависят от прихотей начальника; · любые изменения должны вызывать сопротивление. В открытых системах: · самоценность первична, сила и исполнительность второстепенны; · поступки отражают принципы человека; · изменения приветствуются, считаются естественными и желательными» (В. Сатир, 1992, с. 70). Если отношения в классе препятствуют личностному росту, в классе (школе) отсутствует свободный обмен информацией — гласность, а правила вашего класса жесткие, устаревшие и тайные, то вы имеете закрытую систему. Если стиль взаимодействия способствует личностному росту, информация доступна всем, а не передается в искаженном виде как сплетни и слухи, если правила гуманные и прогрессивные — вы работаете в открытой системе. Скажите участникам, что каждая составляющая, каждая часть системы может быть изменена в ту или другую сторону. Это изменение скажется определенным образом на всей системе. Не ждите, когда школа «созреет» для изменений, введите их в своем классе, и, может быть, очень скоро результаты скажутся на других элементах системы, на всей школе. Попросите участников обратить внимание на правила педагогического коллектива. У детей и взрослых в школе разные задачи, однако как элементы системы коллективы детей и взрослых могут влиять друг на друга. С чего бы вы ни начали (со своего класса или с части педколлектива, сидящей здесь сегодня), изменения коснутся всей системы. Вариант 2 Хорошо, если в вашем городе есть место, где принимаются правила, делающие жизнь детского коллектива радостной. Мы можем предложить фрагменты из публикации Научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» «Сборник школьных законов, написанных и принятых учениками и учителями школы 734 г. Москвы» под редакцией А.Н.Тубельс-кого (М., 1993). «Гражданами объединения «Школа самоопределения» являются ученики, учителя, воспитатели, студенты и остальные сотрудники НПО. В объединении разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства… ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН НПО «ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» Цель школы — помочь человеку воспитать в себе свободную личность: ПРАВА ВСЕХ ГРАЖДАН Каждый гражданин имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом свободу и достоинство других людей (Закон о защите чести и достоинства, гл. 1). Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд Чести (Закон о защите чести и достоинства, гл.2, п.4)… Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|