Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дискуссия на тему занятия. Тема «Санкции» — одна из самых интересных в курсе «Учитель и проблемы дисциплины»




Тема «Санкции» — одна из самых интересных в курсе «Учитель и проблемы дисциплины». Проблема санкций не рассматривается подробно в процессе обучения учителей и школьных 1сихологов, поэтому каждый учитель решает ее по-своему, чаще всего интуитивно и, к сожалению, не всегда эффективно. Все это порождает скептицизм по отношению к проблеме: «С этим вообще ничего нельзя сделать». А ведь навык, о котором идет речь на этом занятии — главное умение, которое отличает хорошего воспитателя от плохого.

Полное название этого навыка — «умение грамотно устанавливать санкции, доносить их смысл до ученика и организовывать их выполнение».

Если в опыте школьной жизни ребенка не было переживания третьей стадии «классного вулкана» — установления санкций, — можно считать, что ни один конфликт не пошел ему на пользу, сколько бы бесед с ним ни велось о «плохом» и «хорошем» поведении. Если ученик сам не столкнется с необходимостью исправить испорченное (будь это вещи или отношения), ни капли ответственности у него не прибавится. Все мы видели детей, которые привыкли расплатой за свои проступки считать «пять минут истошного крика» кого-то из взрослых или физические наказания. У них в голове все перепутано, они дезориентированы и не уверены в себе. Особенно дезориентирует детей одно и то же по силе наказание за проступки разного веса. Ди Снайдер пишет об этом так: «Существует большая разница между подростком, забывшим убрать свои носки с обеденного стола, и тем придурком, который забыл выключить газовую плиту или из озорства решил поджечь дом… Одно и то же наказание уменьшает его воспитательный эффект и вводит провинившегося в заблуждение относительно совершенного поступка. По сути, цель наказания — дать понять, что именно сделано неправильно, хотя многие родители С. К.> недостаточно тщательно подбирают наказание» (Снайдер, 1994, с. 145).

Дети, на которых орали, но при этом не применяли по отношению к ним никаких санкций, вырастают и превращаются в людей, неспособных предвидеть простейшие последствия своих действий. В «Комсомольской правде» была помещена заметка, рассказывающая о том, что наряд милиции открыл огонь по преступникам, которые начали стрелять первыми. Когда раненых преступников привезли в отделение, они искренне заявили: «Мы не ожидали, что милиционеры начнут стрелять…». Многие взрослые люди, дожив до седых волос, так и не поняли, что зрелый человек отвечает за свои проступки, пусть даже нечаянные. Нечаянно сломав, потеряв или испортив чью-то вещь, такие люди чистосердечно признаются в этом и… ограничиваются тем, что извиняются. Страх перед ответственностью сформирован взрослыми, которые в детском и школьном возрасте ни разу не создали ребенку условий, в которых он смог бы почувствовать, что такое — отвечать за свои выборы, пусть даже нечаянные или неосознанные. Итак, хотим мы этого или нет, нежелание отвечать за последствия (думать о последствиях) приводит к снижению самоуважения. Воспитатель методично формирует неудачников, если в его воспитательной системе нет действующих санкций.

Вопросы для дискуссии

· Что можно считать санкциями, а что — наказаниями? Почему наказания не воспитывают ответственности?

· Есть учителя, которые не хотят конфликтов, поэтому долго могут терпеть выходки учеников. Потом их терпение заканчивается и, устанавливая санкции за очередной проступок, такой учитель припоминает детям все грехи и говорит все, что он думает о них. У таких педагогов много проблем с учениками. Почему? Что делается неверно? (Учитель дезориентирует ученика дважды: когда не дает обратной связи в ситуации, требующей санкции, и когда выдает неадекватную обратную связь в конце. Нельзя суммировать проступки («включать счетчик»). Нельзя «переходить на личности». Санкции устанавливаются не для личности, а для поведения.)

· Какими должны быть санкции за словесные оскорбления?

· В каких случаях удаление является санкцией, а в каких — подготовкой к последующим санкциям? (Удаление не является санкцией, когда ученик находится на стадии «извержения лавы», то есть когда он не управляет собой, плохо осознает, что он делает. В этом случае удаление — лучший способ успокоить и ученика, и учителя. Когда же ученик нарушил правила класса, или библиотеки, или школы, или секции и в качестве санкции его лишают права посещения этого помещения или этого занятия на какое-то время, то эта мера является адекватной.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных