![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современное состояние акмеологииАкмеологию отличают фундаментальность, интегративный характер и гуманистическая направленность. В акмеологии успешно разрабатывается собственный акмеологический методический инструментарий, что имеет далеко не каждая наука. Наряду с общенаучными методами – анализом, обобщениями, структуризацией, факторизацией и др. в акмеологии активно используются методы ее родовой науки психологии – опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, семантический дифференциал и радикал и пр. Но к настоящему времени уже разработаны и совершенствуются собственно акмеологические методы: акмеографические описания и построение акмеограмм, которые показали свою перспективность и «доводятся» до широкого применения в научных исследованиях и практике. Фундаментальность акмеологии как науки подтверждается также разработанными теоретическими концепциями, среди которых прежде всего необходимо упомянуть следующие: - личностно-профессионального развития; - нравственной культуры; - гуманитарно-технологического развития; - акмеологическую концепцию профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; - рефлексивной самоорганизации творческого мышления; - акмеологического воздействия, акмеологического тренинга и др. Теоретическая акмеология вплотную подошла к проблеме описания акмеологических законов и закономерностей, что также является свидетельством ее научной фундаментальности. В настоящее время проблема акмеологических законов и закономерностей стала особенно актуальной. Это связано с необходимостью обобщения и теоретического осмысления накопленных многочисленных эмпирических данных, определения тенденций развития акмеологии в связи с уточнением ее предмета и проблематики. Б. Ф. Ломов, рассматривая проблему закона и закономерностей в психологии, отмечал: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели Акмеологические закономерности, как показывают проведенные исследования, имеют определенное сходство с закономерностями наук, входящих в комплекс человекознания, потому что у них общий главный объект исследования, однако они имеют свои специфические отличия. Что же характерно для акмеологических закономерностей? Обобщение результатов акмеологических исследований позволило выявить ряд их значимых особенностей. Во-первых, акмеологические закономерности являются по сути своей объективными устойчивыми связями и отношениями. Во-вторых, акмеологические закономерности одновременно объективны и субъективны. Объективность их определяется действующими условиями, относящимися в основном к «достартовому» периоду развития, к принятым в обществе ценностям, стандартам, проявляющимся в отношении к профессионализму и профессионалам. Естественно, что общественный запрос на профессионалов высокого уровня является благоприятным условием развития профессионализма Субъективность же связана с индивидуальными особенностями субъекта развития, с «преломлением» объекшвных факторов сквозь призму его внутренних условий. В-третьих, как обладающие свойством устойчивости, акмеологические закономерности характеризуются повторяемостью. Именно устойчивость и повторяемость позволяют «тиражировать» акмеологические методы и технологии, в частности, развития профессионализма. В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологическими тем, что они относятся к четвертому и пятому (по классификации Б. Ф. Ломова) уровням закономерностей, а именно относящимся к процессам психического развития человека и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов. В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу «законов-тенденций», отличающихся «нежесткостью», вариабельностью относительно устойчивого «среднего». Это особенно наглядно проявляется при описании общего (тенденции), особенного и единичного (вариации) в саморазвитии и личностно-профессиональном развитии. В-шестых, акмеологические закономерности по сравнению с психологическими менее вариативны. Происходит это вследствие того, что, к примеру, профессионализм деятельности характеризуется прежде всего стабильностью высоких результатов, а профессионализм личности – «жесткими» стандартами и личностными нормами поведения, что, естественно, уменьшает вариативность. К тому же использование стандартизированных акмеологических технологий существенно детерминирует сам процесс личностного развития. Исходя из сущности акмеологии, можно утверждать, что акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые отношения, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Он пока имеет описательную форму. В нем отражается следующее: - констатируется, что движущей силой личностно - профессионального развития выступают различные противоречия между перспективным, потенциальным и наличным; - раскрывается содержание личностно - профессионального развития в контексте изменения соотношения индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационно-смысловой и потребностной сфер личности, расширения объектного и предметного полей деятельности, повышения психологической культуры и пр. Закон самовыражения личности в профессии. Он также пока имеет описательную форму. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии. Интегративный характер акмеологии определяется ее обширными междисциплинарными связями, аккумулирующими результаты комплексных исследований в решении центральной проблемы прогрессивного развития зрелой личности, нацеленной на достижение вершин в этом развитии. Процессы личностного развития чрезвычайно сложны и многоплановы, поэтому их организация и оптимизация требуют интеграции и систематизации различных знаний на основе выявленных методологических принципов – в первую очередь комплексности и системности, помогающих интегрировать разноуровневое знание в обобщенные схемы описания. Гуманистическая направленность акмеологии является не только важной характеристикой ее фундаментальности, но и отличительным признаком как науки. В исследованиях, проведенных в разные годы Н. В. Кузьминой, было показано, что профессионалами высокого класса становятся примерно около 5 % тех, кто занят в том или ином виде профессиональной деятельности. Именно акмеология в силу своей объектной и предметной направленности, стратегических целей, решаемых научно-практических задач, а также наличия специальных методов призвана коренным образом изменить сложившуюся негативную ситуацию. Акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореализации, в профессиональных и жизненных достижениях, исправляя коренным образом в интересах человека отмеченную чудовищную диспропорцию – 5 % и 95%! Поэтому-то одной из центральных задач акмеологии является определение общих и особенных условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию личности. Гуманистическая направленность акмеологии обусловливается еще и тем, что одним из ведущих методологических принципов этой науки является принцип гуманизма, который был нами рассмотрен выше. Контрольные вопросы к теме 1 1. Какое общее определение дается акмеологии как науке? 2. Каковы научные и исторические предпосылки возникновения акмеологического знания? 3. Каковы цель, предмет и объект акмеологии на нынешнем этапе ее развития? 4. Каковы основные научные задачи акмеологии? 5. Проанализируйте развитие акмеологии и сравните этот процесс с развитием других наук. 6. Каковы главные научные и методологические ориентации акмеологии? 7. Дайте общую характеристику акмеологическому подходу в изучении развития зрелой личности. 8. В чем заключается гуманистическая направленность акмеологии?
Лекция 2. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|