Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категориально-понятийный аппарат акмеологии




Учебные вопросы:

1. Понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик.

2. Акмеологические инварианты профессионализма.

3. Высокопродуктивная деятельность в акмеологии.

4. Категория профессионализма в акмеологии

5. Понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни

6. Понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития

На данном этапе развития акмеологии как науки в теоретических акмеологических исследованиях особое внимание уделяется созданию собственного категориально-понятийного аппарата, без которого никакая наука не имеет права претендовать на самостоятельный статус. Доказательное обоснование базовых акмеологических категорий и понятий является важной теоретико-методологической и прикладной задачей. Строгая и аргументированная внутренне непротиворечивая система понятий и определений позволяет проводить обобщающие теоретические и конкретно прикладные исследования, решать практические задачи, в том числе связанные со становлением и развитием профессионализма, осуществлять подготовку специалистов-акмеологов высшей квалификации.

При обосновании базовых акмеологических категорий и понятий опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам:

- понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.);

- понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.);

- понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.);

- понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я-концепция», «готовность» и др.);

- понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.);

- понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.).

Приведенные понятия и определения не являются исчерпывающими. По ходу обсуждения проблем акмеологии в книге будут также обоснованы другие базовые понятия и определения, в частности, имеющие отношение к акмеологическим методам, становлению профессионализма и профессионала.

 

1. Понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик.

Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм». Заметим, что во всех психологических словарях сама эта категория не рассматривается вообще, в них также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории – «профессионал». Поэтому прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела». То есть в обыденном понимании понятие «профессионал» связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности. Заметим, здесь речь вообще не идет ни об уровне исполнительского мастерства, ни о характеристиках личностно-профессиональных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и отношений и пр. На наш взгляд, это весьма формальная точка зрения, обедняющая сущность данного социального и профессионального явления.

Профессионализм не является проявлением узкой специализации сотрудника. Он складывается из специальных знаний, умений и навыков, из оптимального проявления личностных качеств служащих, в том числе нравственных, из наиболее полного использования всего аппарата». Иными словами, предпринимаются попытки осмысления данной категории не только с точки зрения деятельностного, но и личностного подхода.

Акмеология рассматривает данную проблему с более широких позиций. «Профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную систему организации сознания, психики человека».

Именно с этих позиций акмеологами рассматриваются сущностные характеристики профессионализма, однако моменты его формирования и развития подчеркиваются особо. На ранних этапах становления акмеологии наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н. В. Кузьминой, в котором также просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы. Оно и сейчас является важным методологическим ориентиром, так как подчеркивает приоритеты развития этого важного свойства личности. В то же время по мере становления теории акмеологии стало очевидным, что данная категория должна более представительно отражать еще и личностный аспект, ибо профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием личностно-профессиональных качеств, мотивации деятельности и достижений, регулирующей силой личностных и профессиональных стандартов и эталонов. Именно такое понимание полностью отвечает требованиям важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии – единства личности и деятельности. Как личность или субъект человек не может существовать вне целенаправленной деятельности, так и нет деятельности как таковой, ее всегда осуществляет кто-то. Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения данных важных сторон профессионализма.

Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.

Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это, образно говоря, две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве. При решении практических задач, связанных с развитием профессионализма, в силу различного содержания применяемых акмеологических технологий такое разделение является целесообразным. Это позволит более организованно осуществлять данный процесс развития. Однако при таком разделении неизбежно возникает вопрос – равноправное ли это единство? Думается, что на разных этапах развития профессионализма какой-то его вид будет доминировать. Скорее всего, тон задаст все же деятельностная сторона. В то же время опережающее развитие одной из подсистем профессионализма будет обязательно стимулировать и развитие другой. Скажем, интенсивное развитие профессиональных навыков и умений будет тормозиться, если от его уровня будут отставать соответствующие ему психологические профессионально важные качества, обеспечивающие формирование соответствующих умений. Поэтому развитие профессионально важных качеств позволит освоить новые умения или повысить эффективность уже существующих. Так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит их уровневое соответствие, определяемое высокими критериями профессионализма.

Итак:

1)в акмеологическом понимании профессионализм – это такое свойство развивающейся личности, в котором интегрированы личностные и деятельностные стороны явления;

2) с системных позиций профессионализм проявляется в интегрированном развитии до очень высокого уровня составляющих подструктуры психических свойств и характера личности, ее опыта и направленности, причем данный уровень развития не является «пиковым», окончательным.

 

Акмеологические инварианты профессионализма

Теперь обратимся еще к одной базисной акмеологической категории. Как свидетельствуют результаты акмеологических исследований, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием некой «универсальной» системы важнейших свойств и умений, названных акмеологическими инвариантами профессионализма.

Акмеологические инварианты были выявлены и описаны при сравнительном анализе психологических механизмов регуляции деятельности специалистов высокого класса, осуществляющих работу в различных сферах профессиональной деятельности, их личностно-профессиональных качеств, навыков и умений с аналогичными характеристиками тех специалистов, кто в силу каких-то причин не достиг столь высоких профессиональных результатов и столь высокого развития свойств. Данное сравнение осуществлялось на уровне общего и особенного.

Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности, практически независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

В соответствии с данными отличительными свойствами, отраженными в представленном определении, акмеологические инварианты профессионализма бывают:

¦ общими, то есть практически полностью не зависящими от профессиональной специфики деятельности. Проведенные исследования показали, что общими акмеологическими инвариантами профессионализма являются:

а) сила личности;

б) развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;

в) высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, постоянной готовности к экстренным действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент;

г) умение принимать решения, в том числе – смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;

д) креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;

е) высокая и адекватная мотивация достижений;

¦ специфическими, или особенными, то есть в определенной мере отражающими специфику конкретного вида профессиональной деятельности. Например, для профессий класса «человек – человек» и «человек – коллектив» особенными инвариантами, как показали исследования, являются проницательность, или социально-перцептивная компетентность, коммуникабельность и коммуникативные умения, умение оказывать психологические воздействия и др.

У профессионалов высокого уровня независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, как свидетельствуют научные результаты, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов, выполняющих ту же деятельность. Факторный анализ детерминант эффективности их деятельности показал, что именно эти характеристики обладают наибольшим «весом» в совокупности факторов обеспечения высокой результативности. Определение особенных акмеологических инвариантов является основой развития профессионализма в определенных видах профессиональной деятельности. Основными методами их определения являются экспертные оценки признанных профессионалов в какой-либо области и сравнительный анализ высокопродуктивной и средне-продуктивной деятельности, а также психологический анализ качеств и умений, способствующих высоким достижениям.

Обоснование категории акмеологических инвариантов профессионализма позволило по-новому взглянуть на пути и методы его развития. Развитие профессионализма, таким образом, изначально должно осуществляться прежде всего за счет формирования и развития этих базисных свойств личности. Если у человека, к примеру, была в силу его природных свойств или специально выработана общая саморегуляция с высоким уровнем, проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности, то ее специфический вид, важный для конкретной профессиональной деятельности, будет сформирован быстро и без каких-либо затруднений. То же самое можно сказать и об антиципации – ее общее развитие с помощью интуитивных методов, освоения специальных методов прогнозирования и пр. позволит быстро научиться хорошо предвосхищать исходы ситуаций в конкретном виде профессиональной деятельности. Таким образом, акмеологические инварианты профессионализма в дальнейшем позволят намного быстрее сформировать систему специализированных гибких навыков и умений, а также особых профессионально важных качеств, делающих профессиональную деятельность высокоэффективной и стабильной.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных