Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуальная ресурсность субъектов труда




Важным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них.

Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существенной характеристикой Я-концепции профессионала является ценностное мотивационное отношение к своему здоровью, включающее:

¦ самооценку здоровья;

¦ стереотипы образа жизни;

¦ стиль профессиональной деятельности;

¦ способы восстановления здоровья;

¦ наличие вредных привычек;

¦ профессиональные или групповые эталоны поведения К Выявлены две стратегии отношения к своему здоровью:

¦ активного противостояния негативным факторам;

¦ пассивной адаптации, «привыкания» к ним.

Выявлены также доминирующие факторы, влияющие на состояние здоровья государственных служащих:

¦ режим профессиональной деятельности;

¦ уровень стрессогенных воздействий;

¦ типичные функциональные состояния;

¦ режим питания;

¦ отношение к нестабильности и переменам;

¦ периодичность и качество отдыха;

¦ особенности самооценки здоровья.

Доказано, что ведущим психологическим механизмом осуществления мотивационных установок в отношении охраны и укрепления здоровья является осознаваемое и неосознаваемое сопоставление значимых ожидаемых положительных или отрицательных последствий осуществления соответствующих действий и необходимых затрат (временных, функциональных или материальных).

Существует несколько основных причин неправильного отношения к своему здоровью. Это в первую очередь:

¦ негативные когнитивные конструкты;

¦ неверные представления о себе;

¦ отсутствие понимания ценности здоровья и целей его сохранения;

¦ незнание закономерностей функционирования организма и возможностей волевой регуляции;

¦ незнание правил здорового образа жизни;

¦ страхи перед диагнозом;

¦ недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью;

¦ отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний;

¦ переоценка резервов организма;

¦ недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни.

Одним из важных акмеологических принципов улучшения отношения к своему здоровью и его укреплению является оптимизация соотношения рутинных, автоматизированных и мало осознаваемых компонентов (характеристики образа жизни, привычки, эталоны и пр.) и инициативных, творческих, хорошо осознаваемых компонентов, характерных для необычных ситуаций. Коррекция отношения к здоровью должна строиться с учетом содержания самого отношения к здоровью и действующих психологических факторов неадекватного отношения.

Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию – важная составляющая профессионализма деятельности.

Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как:

¦ сознательного управления внешней и внутренней активностью;

¦ деятельности по развитию личностного потенциала;

¦ владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий1.

К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность.

Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти:

¦ способности к быстрому запоминанию;

¦ прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации;

¦ возможности произвольного управления процессами памяти;

¦ защищенности хранящейся в памяти информации2.

Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются:

¦ осмысленность запоминания;

¦ рациональность;

¦ направленная избирательность;

¦ готовность к запоминанию и воспроизведению;

¦ постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации.

Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации:

¦ соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией;

¦ соотнесение запоминаемого материала между собой;

¦ выделение смысловых опорных пунктов запоминания,

¦ смысловая группировка материала;

¦ использование наглядных представлений;

¦ составление плана запоминаемого материала;

¦ выделение основного принципа построения материала;

¦ установление структурных связей.

Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений.

Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс.

В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений:

¦ четко ставить цели, определять их значимость;

¦ выявлять главные системообразующие факторы;

¦ выстроить очередность выполнения профессиональных задач.

К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего:

¦ от познавательных способностей,

¦ от профессионального опыта;

¦ от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии.

Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса:

¦ хронологическая стратегия;

¦ стратегия позитивного отбора;

¦ стратегия негативного отбора.

Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы.

Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных