Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовый анализ в системе общего анализа хозяйственной деятельности организации




Для оценки потенциала финансовой деятельности предприятия используется система показателей (абсолютные, относительные, структурные, приростные), причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой - успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структуры вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения[9, c. 239]:

¨ собственных и заемных средств;

¨ привлеченных средств к общей сумме;

¨ собственных средств к общей сумме;

¨ суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (коэффициент высвобождения авансированных средств);

¨ неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;

¨ стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;

¨ стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.

Во втором случае для оценки результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, Оценка эффективности производственной деятельности основывается на анализе отчета о прибылях и убытках. С этой целью производится так называемый вертикальный анализ данного отчета, смысл которого состоит в вычислении процентного соотношения между статьями затрат и валовой выручки после осуществления всех выплат с выручки (налом с продаж, скидки и так далее). Различные варианты соотношений затрат и валового дохода позволяют судить о степени эффективности производственной деятельности в разных условиях ее ведения.

Для характеристики и оценки результативности текущей производительной деятельности применяется ряд показателей.

Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.

Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется по формуле:

Qt=Pn*N, (1)

Где Qt - объем товарной продукции;

Рn - цены предприятия одной единицы продукции;

N - количество единиц готовой продукции.

Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получение большей прибыли.

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано, прежде всего, с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которое определяется по-разному. Важным показателем, эффективности работы производственных служб является количество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции - одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода, и повышения его конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное - способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.

В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

Показатели оценки результатов коммерческой деятельности. Основным показателем здесь является объем продаж, который определяется по формуле:

Q=P*N (2)

 

где Q — объем продаж;

Р - рыночная цена за единицу товара;

N- количество единиц готовой продукции.

Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования в текущих. Однако показатель результативности применяется не только для оценки результативности. В США, например, по нему судят степени значимости компании на рынке данного товара. С этой целью там ежегодно публикуется информация об объемах продаж у 1000 крупнейших компаний.

В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели:

1) Рентабельность продаж (Кпр), определяется по формуле:

Кпр = Мч/Q * 100 % (3)

 

где Мч - чистая прибыль;

Q - объем продаж.

Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а, следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.


2) Коэффициент оборачиваемости активов (Коа), рассчитывается по формуле:

Коа = Q/Acp (4)

 

где Q - объем продаж;

Аср - средняя величина текущих активов.

Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции. В оценке потенциала предприятия используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимый предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта по объему продаж и так далее.

Финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Характеристику о качественных изменениях в структуре средств и их источников можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Как правило, показатели структуры рассчитываются в процентах и в валюте баланса. Относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно затрудняют сопоставление абсолютных показателей в динамике. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построение одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается.

На практике нередко объединяют горизонтальный и вертикальный анализ, то есть строит аналитические таблицы, характеризующие как структуру средств предприятия и их источников, так и динамику отдельных ее показателей.

На этой стадии анализа формируется представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе его имущества и источниках, устанавливаются взаимосвязи различных показателей. С этой целью определят соотношение отдельных статей актива и пассива баланса, их удельный вес в общем, итоге баланса, рассчитывают суммы отклонений в структуре основных статей баланса по сравнению с предшествующим периодом. Общая сумма изменения валюты баланса рассчитывается на составляющие, что позволяет сделать предварительные выводы о характере сдвигов в составе активов, источниках их формирования и их взаимной обусловленности. Так, в процессе анализа изменения в составе долгосрочных (в необоротных) и текущих (оборотных) средств рассматриваются во взаимосвязи с изменениями в обязательствах предприятия.

Качественная характеристика основных средств может быть охарактеризована следующими показателями.

Доля активной части основных средств. К активной части основных средств относятся машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.

Коэффициент износа. Показатель характеризует долю стоимости основных средств, списанной на затраты в предшествующем периоде. Обычно используется в анализе как характеристика состояния основных средств. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности.

Коэффициент обновления. Показывает, какую часть от имеющихся на конец года отчетного основных средств составляют новые основные средства.

Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. После общей характеристики имущественного положения и структуре капитала следующим шагом в анализе является обследование абсолютных показателей, отражающих сущность финансовой устойчивости предприятия. Смысл этой работы - проверить, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия активов.

В настоящее время не существует жестко детерминированной зависимости между отдельными видами активов и соответствующими источниками их покрытия. Тем не менее, в целях анализа можно сделать определенные допущения. Так, условно можно считать, что долгосрочные заемные средства как источник средств используются для покрытия в необоротных средств (недвижимого имущества). Поскольку счет собственного капитала формируются как в необоротные, так и оборотные средства, то разница между суммой собственного капитала и долгосрочных заемных средств (как источников средств) и стоимостью недвижимого имущества будет представлять собой величину собственных оборотных средств.

Собственные оборотные средства используются для покрытия материально-производственных запасов. Запасы, кроме того, могут формироваться также за счет краткосрочных кредитов банков и займов, а кредиторской задолженности по товарным операциям.

 

1.3. Информационная база финансового анализа

 

Если в финансовом анализе в качестве его составляющей выделить оценку финансовой устойчивости, то с определенными оговорками можно согласиться, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, достаточна для ретроспективного экспресс-анализа финансового состояния. Прогнозный анализ финансового состояния требует дополнительной информации о тенденциях раз вития внешней и внутренней среды. Еще более широкий круг ин формации необходим для обоснования инвестиционных решений, рассмотрения финансовых альтернатив и других ключевых вопросов финансового анализа.

При разработке информационного обеспечения финансового анализа следует учитывать различные цели его проведения. К тому же уровень квалификации самого аналитика будет в значительной степени определять как используемые ям приемы финансового анализа, так и объем привлекаемой информации.

В этой связи важно определить объем релевантной количественной и качественной информация, достаточной для проведения финансового анализа, преследующего поставленные различными пользователями цели.

Первым шагом в решении данного вопроса может стать классификация информационного обеспечения финансового анализа.

Источник информации может находиться как в самой организации, так и вне ее. По данному признаку информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. К внешней относится информация, характеризующая: общеэкономическую и политическую ситуацию в стране; отрасль и перспективы ее развития; состояние фондового рынка и рынка капитала; собственников хозяйствующего субъекта и команду управления; основных контрагентов; конкуренцию в отрасли и основных конкурентов (рис. 1).

В западной литературе в этой связи в качестве одного из внешних источников релевантной информации принято выделять сведения об эмитентах, которые могут быть получены инвесторами от профессиональных консультантов. Показатели, характеризующие общее экономическое состояние, необходимы для прогнозирования в ходе анализа условий внешней среды и их ожидаемого влияния на финансовое состояние организации. Система таких показателей формируется с помощью данных, публикуемых Госкомстатом России, материалов таких изданий, как “Финансовая Россия”, “Финансовая газета”, “Экономика и жизнь”, данных социологических обследований и прогнозов специалистов, публикуемых в средствах массовой информации, и служит основой для разработки и реализации финансовой стратегии предприятия.

К указанным показателям прежде всего относятся темпы роста валового внутреннего продукта и валового национального дохода, индекс инфляции.

К информации этого направления могут быть отнесены сведения, характеризующие государственную налоговую, денежную, кредитную и валютную политику.

Рис. 1. Система информационного обеспечения финансового анализа, формируемая на базе внешних источников

Информация, характеризующая развитие отрасли, включает сведения о состоянии и общих тенденциях в отрасли, в которую входит анализируемое предприятие, а также прогноз будущего развития отрасли (указанные сведения, согласно постановлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 августа 1998 г. № 31, эмитентам рекомендуется раскрывать в ежеквартальном отчете эмитента ценных бумаг).

К имеющей важное значение для финансового анализа информации относятся сведения о чувствительности отрасли к изменениям в экономике (например, автомобильная промышленность и строительство считаются циклическими, поскольку они в значительной степени зависимы от спадов и подъемов в экономике), а также о степени влияния государственного регулирования на финансовое состояние предприятий отрасли и их зависимости от импортных квот и экспортных ограничений.

Не менее важной для финансового анализа является информация об особенностях налогообложения предприятий отрасли, включая ставки налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов, региональной налоговой политике, а также индексах цен на основные виды продукции отрасли.

Показатели, характеризующие состояние фондового рынка, формируются на основе публикаций в коммерческих периодических изданиях, таких, как “Рынок ценных бумаг”, “Финансовая Россия”, “Финансовая газета”. В целях оперативного управления фондовым портфелем используются соответствующие электронные источники информации. Данная информация позволяет составить общее представление о рынке ценных бумаг.

В состав показателей данной группы должны быть включены: виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов), обращающихся на фондовом рынке; цены спроса и предложения котируемых основных фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Особый интерес для инвесторов может представлять информация, содержащаяся в проспекте эмиссии предприятий-эмитентов. В данном документе раскрывается информация об эмитенте, его менеджменте и предлагаемых ценных бумагах, которая может быть полезна для оценки привлекательности предлагаемого выпуска как объекта вложения капитала.

В группу показателей, характеризующих состояние рынка капитала, входят следующие: ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком Российской Федерации; планируемый курс основных иностранных валют, закладываемый в расчет бюджета Российской Федерации; официальный курс иностранных валют, которыми оперирует предприятие в процессе своей внешнеэкономической деятельности; кредитные ставки коммерческих банков, дифференцированные по срокам предоставления кредита; депозитные ставки коммерческих банков, дифференцированные по видам вкладов и срокам размещения. Источником необходимой информации при этом могут служить еженедельник “Финансовая газета”, а также данные, оперативно получаемые через Интернет.

Принципиальное значение для финансового анализа имеет информация, характеризующая собственность предприятия, с помощью которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более или менее точное представление о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на долгосрочное устойчивое функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли.

Подобная информация особенно важна для корректного финансового анализа, поскольку знание целей команды управления предприятием дает возможность более объективно оценить бухгалтерские отчеты. Можно утверждать, что политика руководства способна оказать влияние как на текущую платежеспособность предприятия, так и на его потребность в финансировании.

Практика показывает, что в зависимости от финансовой политики руководства структура баланса и отчета о прибылях и убытках предприятий, функционирующих в рамках одной отрасли, различается.

Стремление руководства снизить риск деятельности предприятия приводит к тому, что растет доля собственного капитала и по возможности ограничивается использование заемных средств, привлекаемых на платной основе. В этих условиях развитие и расширение предприятия, а также свобода маневра в распоряжении активами ограничиваются возможностью изыскания внутренних источников капитала (отказ от распределения и изъятия прибыли, дополнительные взносы участников).

Более агрессивная финансовая политика ориентирована на повышение отдачи от вложения собственного капитала путем эффективного привлечения заемных источников финансирования. При агрессивной политике управления активами возможен рост дебиторской задолженности, поскольку более льготная политика расчетов с дебиторами приводит, как правило, к увеличению объема продаж за счет привлечения новых покупателей. Кроме того, рост остатков по статьям дебиторской задолженности, как можно предположить, связан с тем, что политика привлечения дополнительных клиентов, как правило, сопровождается снижением контроля за соблюдением платежной дисциплины, что приводит к увеличению сомнительной дебиторской задолженности, которая до момента ее списания завышает величину активов. Что касается иных статей активов в данной ситуации, то можно предположить, что поддерживается высокий уровень запасов с целью более быстрого реагирования на запросы рынка; кроме того, возможны значительные инвестиции в основной капитал за счет приобретения современного дорогостоящего оборудования и программных продуктов. Результатом влияния такой политики на структуру баланса будет, очевидно, более высокая доля заемного капитала, значительный размер дебиторской задолженности, запасов и основных средств.

Кроме того, владея информацией о собственниках, можно уточнить характер взаимоотношений предприятия с окружающими его партнерскими группами: банками, поставщиками, покупателями, региональной администрацией.

Показатели, характеризующие деятельность контрагентов, используются преимущественно для обоснования решений в области текущей производственно-коммерческой деятельности предприятия. Указанные показатели могут быть сформированы в разрезе коммерческих банков, страховых компаний, поставщиков, покупателей (заказчиков). Эти показатели формируются на базе отчетных материалов, опубликованных в специальных источниках деловой информации (‘Финансовая Россия”, “Профиль”, “Вестник ЦБ”), включая соответствующие рейтинги, аналитические обзоры, характеризующие основные результативные показатели деятельности (по банкам и страховым компаниям), а также по данным Госкомстата России о предприятиях хозяйствующих субъектах и консультативных фирм о наиболее крупных предприятиях.

При формировании информации о поставщиках необходимо оценить возможность стабильных хозяйственных связей, для чего нужны сведения об объеме и выборе предложений и связанной с этим ценовой конкурентоспособности поставщиков, зависимости от того или иного вида поставок, индексе цен на основные виды ресурсов.

Согласно постановлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 августа 1998 г. № 31 предприятия-эмитенты формируют и раскрывают информацию о поставщиках, включая полное фирменное наименование и организационно-правовую форму тех из них, объем поставок которых составляет более 10 % в общем объеме закупок. В дополнение к этому должна формироваться информация о роли импорта в общем объеме поставок и доступности этих источников в будущем.

 

Рис. 2. Система информационного обеспечения финансового анализа, формируемая на базе внутренних источников

 

При формировании информации о покупателях, прежде всего, важны сведения, характеризующие их текущую и долгосрочную платежеспособность, имеющие значимость с точки зрения формирования доходов от продажи продукция. В первую очередь это касается данных о структуре продаж, ее динамике, а также складывающихся тенденциях.

Используемая в процессе финансового анализа внутренняя информация может быть подразделена на информацию, содержащуюся в учредительных документах предприятия, учетные данные, нормативно-плановую информацию и прочие данные (рис. 2).

Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация о зарегистрированных в учредительных документах и уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия.

К учетным данным относятся данные бухгалтерского учета и отчетности, статистического учета и отчетности, оперативного учета и отчетности и выборочные учетные данные.

В свою очередь, информация бухгалтерского учета, используемая в процессе финансового анализа, в зависимости от его субъектов и целей проведения делится на данные финансового учета и отчетности и данные управленческого учета.

Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы финансового анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового состояния и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных