Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В отдельных случаях научно-вспомогательные материалы могут быть переведены в основной фонд (например, точные копии утраченных уникальных предметов). 4 страница




 

210. Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении фондов необходимо учитывать специфические особенности материалов.

 

В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т.д.

 

В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.

 

В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл, стекло и гипс.

 

211. Для хранения ряда материалов необходим особый температурно-влажностный режим. Так, например:

 

а) для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особая сухость: предметы из медных сплавов остаются стабильными неопределенно долгое время при относительной влажности 37%;

 

б) минералы группы сернистых соединений и соли необходимо хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;

 

в) оптимальные условия хранения фотоматериалов: относительная влажность от 40 до 50% при температуре для черно-белых материалов не выше +12 град.С, для цветных материалов не выше +5 град.С. При хранении в обычном запаснике допустима температура не выше 20 град.С при относительной влажности до 53%. Такой режим обеспечивает сохранность фотоматериалов от плесневения, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду основ;

 

г) недопустимо хранение предметов из олова, а также формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18 град.С;

 

д) предметы из олова при температуре ниже +18 град.С разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сначала серые лишаи, потом полые бородавки. Затем пораженные места рассыпаются в порошок. При этом чума быстро распространяется и может заразить большие партии олова.

 

Поврежденные оловянной чумой предметы нужно срочно изолировать в помещение с температурой не ниже +20 град.С:

 

е) предметы из воска и пластилина следует хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно важно следить за температурой: она должна быть не выше +25 град.С и не ниже +16 град.С;

 

ж) запрещается хранение в неотапливаемых помещениях или при температуре ниже 0 град.С драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из янтаря.

 

212. Нестабильность температурно-влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются основной причиной старения музейных коллекций. Их воздействию подвержены практически все материалы. Особенно разрушительно действие колебаний на органические материалы, из неорганических материалов прежде всего разрушаются археологические предметы. Колебания влажности вызывают в них (керамика, мягкие породы камня) процесс кристаллизации и декристаллизации солей, способный привести к полному разрушению предметов.

 

Отклонение температурно-влажностного режима от параметров, рекомендуемых для комплексного хранения материалов, в сторону повышения или понижения влажности вызывает следующие изменения: при повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе ржавчина, на бронзе - дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; набухание эмульсии, образование складок и пузырей и отставание от стекол - у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т.д.

 

При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно сильным разрушениям подвержены предметы, при создании которых использовались материалы, обладающие разными коэффициентами расширения: фанерованная и инкрустированная мебель, наборная кость, а также предметы, покрытые грунтом и красочными слоями (живопись, скульптура, мебель, деревянная резьба).

 

У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются расслоение и растрескивание массы. Особенно легко разрушаются концы длинных трубчатых костей, позвонки и зубы.

 

213. В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности:

 

- сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления, и

 

- суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.

 

214. Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно-влажностного режима.

 

Допустимые суточные колебания относительной влажности не должны превышать 5%.

 

Для регистрации температуры и влажности в каждом хранилище и экспозиционном зале необходимо установить психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гидрографы.

 

Показатели температуры и влажности записываются в специальной книге два раза в сутки, в одно и то же время.

 

Психрометры и гигрографы необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.

 

Правила пользования психрометром и психрометрической таблицей см. в приложениях N 23а-23б.

 

215. В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно для его увлажения пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды необходимо регулярно мыть и для дезинфекции добавлять немного марганцовокислого калия.

 

216. Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты. При повышенной влажности в помещении необходимо усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из органических материалов.

 

217. Основной мерой предохранения от сырости неотапливаемых помещений является проветривание.

 

Проветривание неотапливаемых помещений необходимо проводить в ясные дни, в то время, когда нет резкого расхождения между наружной температурой воздуха и температурой внутри помещения.

 

Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать двух градусов.

 

Проветривание неотапливаемых помещений весной имеет целью постепенное выравнивание внутренней температуры с наружной.

 

Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха.

 

Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.

 

218. В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно-допустимая помещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.

 

В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.

 

219. Допуск посетителей в неотапливаемые музейные здания разрешается только в теплый и сухой период года.

 

220. Всякое изменение температурно-влажностного режима производится медленно и постепенно.

 

При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима. Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях.

 

221. Система отопления ранее не отапливавшихся памятников архитектуры должна обеспечивать в зимний период температуру внутри помещений не более +5 град.С.

 

222. При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов.

 

Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.

 

 

Световой режим

 

223. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света.

 

Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и прежде всего на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла.

 

Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания. Однако последние излучают наибольшее количество тепла.

 

Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание (изменение цвета) и невидимый разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.

 

224. Для всех видов графики, книг, рукописных материалов, фотографий, тканей, ботанических и зоологических коллекций, кожи освещенность музейных помещений должна находиться в пределах 50-75 люкс. Для всех остальных экспонатов - 75 люкс.

 

225. Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

 

В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи.

 

В залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.

 

226. Окна в новых и реконструируемых музейных зданиях рекомендуется стеклить защитными стеклами. Желательно иметь на окнах жалюзи.

 

227. Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.

 

228. При использовании ламп накаливания последние должны располагаться на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности экспоната.

 

229. При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должна находиться не ближе 4-х метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3 - 5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2 град.С.

 

Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры СССР.

 

Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача подлинных экспонатов на киносъемки категорически запрещается. Съемки документальных фильмов допускаются в исключительных случаях.

 

Разрешение на подобные работы для зарубежных фирм и организаций дается Министерством культуры СССР.

 

230. Кино- и телесъемки музейных предметов в плохом состоянии сохранности запрещаются.

 

Теле- и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов.

 

Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.

 

 

Загрязнение воздуха

 

231. Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, а также газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ), озона и др. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими промышленными предприятиями.

 

Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, а также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.

 

232. Ускоряет старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и способствует их увлажненности. Загрязнители воздуха в соединении с влагой вызывают химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи.

 

233. Музейные помещения желательно очищать от пыли с помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой.

 

Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должны регулярно очищаться от пыли.

 

В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них после закрытия музея для посетителей надевают чехлы. Особенно нуждается в чехлах гипсовая скульптура.

 

В помещениях запасников мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно находиться в чехлах.

 

Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для посетителей чехлы на обувь. При входах в музеях должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи.

 

Для более тщательной уборки музей имеет право установить один санитарный день ежемесячно.

 

 

Биологический режим

 

234. Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны.

 

235. Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.).

 

В музейных условиях наиболее часты случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Некоторые виды плесеней разрушают волокна, все виды плесеней оставляют трудноудаляемые пятна.

 

236. Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима. Основная причина появления плесени - повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20 град.С - +25 град.С и относительной влажности воздуха выше 70%.

 

Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.

 

237. Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов.

 

238. Музейное оборудование, в котором хранятся предметы из органических материалов, желательно, во избежание появления плесени, периодически протирать чистой тряпкой, смоченной в 2%-ном спиртовом растворе формальдегида.

 

239. При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение.

 

Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью. Все другие виды обработки могут быть поручены только опытному реставратору.

 

Чучела, шкуры, тушки после удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, ящики и др., в которых хранились пострадавшие препараты.

 

В коллекциях насекомых источником отсырения и появления плесени могут служить торфяные пластинки на дне коробки или ящика; в случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, а затем удалить плесень.

 

Микроорганизмы на предметах из мрамора, гипса, камня и др. развиваются за счет поверхностных загрязнений, содержащих органические вещества, поэтому необходимо следить за чистотой музейных предметов.

 

240. Сложная дезинфекция всех перечисленных выше музейных материалов может производиться только опытными, прошедшими соответствующий инструктаж специалистами.

 

241. Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия нормального температурно-влажностного режима.

 

242. Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены: жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи.

 

Насекомые могут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, кроме металла, стекла и керамики.

 

243. Насекомые попадают в музеи через открытые окна и двери или вносятся с зараженными вещами.

 

При приобретении предметов в домах, зараженных вредителями, желательно указать в документе поступления на возможную зараженность предмета.

 

244. Хорошей приманкой для вредителей служат новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и т.д. Такие материалы не следует держать вместе с основными коллекциями.

 

245. Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов.

 

Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром.

 

При изоляторе должна быть камера, пригодная для дезинсекционной и противогрибковой обработки пораженных предметов. Помещение, в котором расположена камера, должно иметь принудительное вентиляционное устройство. Обработка должна производиться только специалистами, прошедшими соответствующее обучение и инструктаж по работе с применением токсичных веществ.

 

Примечание.

 

Обертывание зараженного предмета бумагой или полиэтиленовой пленкой не гарантирует от дальнейшего распространения насекомых-вредителей и может быть применено лишь как временное средство на короткий срок.

 

246. Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, неочищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.

 

247. Категорически запрещается использование технического войлока в зданиях и на территории музея для отепления конструкций или отопительной системы, т.к. это приводит к заражению музея молью и кожеедами. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли и поэтому служить защитой не может.

 

248. Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.

 

249. Дважды в год (весной, перед открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых - между рамами, за плинтусами и т.д.

 

250. Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной перед тем как раскрыть окна.

 

В музеях средней полосы, с высокой влажностью, осмотр следует проводить с марта по октябрь, при нормальной влажности - с апреля по сентябрь; в южных районах - также с марта по октябрь, особенно тщательно - с мая по июль.

 

Ботанические и зоологические коллекции необходимо осматривать три раза в год: в апреле - мае, июле и сентябре.

 

Осмотр на зараженность насекомыми-вредителями начинают с окон и пола под ними, затем осматривают удаленные от света поверхности и задние стенки мебели, особенно снизу. При осмотре музейных предметов особое внимание необходимо обращать на поступления последних двух-трех лет. Выявленных при осмотре насекомых-вредителей предметов направляют на определение энтомологу с указанием, где, на чем, когда и кем собраны насекомые.

 

251. Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, доски икон, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики.

 

Жуки-точильщики откладывают яйца в различные неровности, отверстия и щели в деревянном предмете. Из яиц выходят личинки, которые вгрызаются в древесину. Из-за малого размера личинок их входное отверстие невооруженным глазом не видно. Личинка развивается внутри древесины несколько лет (не менее двух), не выходя на поверхность. Молодой жук, вышедший из куколки, прогрызает круглое летное отверстие диаметром от 1,5 до 3 мм и при этом выталкивает кучку буровой муки.

 

При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его немедленно отправляют в изолятор. Для проверки на зараженность точильщиками предметы надо выдерживать в изоляторе не менее одного летнего сезона.

 

252. Усачи оставляют в древесине овальные отверстия размерами 3х7 или 3х9 мм и больше, а древогрызы - мелкие, круглые, диаметром до 1 мм. Усачи представляют опасность как для экспонатов, так и для построек.

 

253. При выполнении различных работ в музее или на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать только из тщательно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры могут остаться личинки усачей, рогохвостов и других древоточцев.

 

254. При подозрении на заражение фондов древоточцами следует вызвать специалиста-энтомолога для определения правильного способа дезинсекции.

 

Уничтожение древоточцев в экспонатах производится опытным реставратором при консультации специалиста-энтомолога.

 

255. Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожу, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. повреждают две группы насекомых: кожееды и моли.

 

Гусеницы молей живут в паутинных ходах и чехликах; личинки кожеедов оставляют в местах питания волосатые линочные шкурки или (под книгами) кучки пылевидной трухи. Бабочки моли живут недолго. Однако их отсутствие еще не свидетельствует о том, что коллекция не заражена. Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе-феврале, мае и августе-сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, которые способны проникать в мельчайшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.

 

256. Изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых. При изолированном хранении шелковые изделия, как правило, молью не повреждаются.

 

257. На зараженность молью в первую очередь нужно проверять загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки.

 

258. Известно несколько способов борьбы с молью:

 

- предметы из шерсти и меха, а также изделия из других тканей, находящиеся рядом с ними, в конце весны - начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4-х часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она хранится. После просушки изделия нужно очистить, поместить в шкаф, в котором разложить или подвесить мешочки с репеллентом (отпугивающим веществом).

 

Для предохранения от молей тканей, одежды и других предметов при хранении применяют нафталин или камфорно-нафталиновые шарики, которые раскладываются в марлевых мешочках в ящиках и сундуках или привешиваются к одежде (на пальто взрослого человека нужно примерно 5 мешочков по чайной ложке нафталина в каждом). Наличие репеллента проверяют не реже двух раз в год. Репелленты, как правило, не убивают насекомых, а только отпугивают их.

 

Примечание.

 

Применение нафталина недопустимо в присутствии серебра (серебряных нитей, украшений и т.д.) и белого меха. В этих случаях нафталин следует заменить препаратами "Антимоль" или "Молебой".

 

К репеллентам также относятся: лавандовое масло, камфора, далматская ромашка, полынь, листья ореха. Антимолевые средства необходимо периодически менять, т.к. моль привыкает к ним.

 

Ковры и шпалеры прокладывают бумагой, пропитаннной смесью керосина со скипидаром (1:2). Затем вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные плотно завязанные мешки (чехлы).

 

Мебельную и платяную моль можно выморозить. Для этого зараженные или подозрительные на заражение предметы нужно выдерживать на морозе при температуре минус 15-20 град. в течение 10 часов. Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др.

 

259. Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и другой зоологический материал могут быть поражены, кроме молей, кожеедами.

 

Жуки-кожееды скапливаются на окнах, личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.

 

260. Акварельная живопись и некоторые сорта бумаги могут быть повреждены сахарными чешуйницами. Чешуйница - серебристые бескрылые насекомые до 1 см длиной - выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски.

 

Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами. Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, плинтусы и щели в полу, а также участки вокруг источников влаги. Применяются контактные яды: хлорофос, дихлофос.

 

261. В папье-маше, в книжных переплетах и других предметах с крахмальными проклейками, на засохших комочках теста и других пищевых остатках в резьбе пряничных досок, в различных коробах и плетенках (коллекции предметов крестьянского обихода), а также в гербариях в теплых помещениях развивается хлебный точильщик, в холодных и сырых - жуки-притворяшки, крошечные бурые жучки 3 - 5 мм длиной.

 

Хлебный точильщик интенсивно летит на свет, скапливается на окнах. В отличие от мебельного точильщика этот вредитель в чистой древесине не развивается. В средней полосе он дает до трех поколений в год.

 

Рекомендуется в целях предохранения гербария от вредителей завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор).

 

Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, следует обработать в дезинфекционной камере тем же препаратом "Антимоль".

 

262. Заражение притворяшками обычно связано с близко расположенными продуктовыми складами.

 

При заражении хранилищ притворяшками весной перед открытием окон полки, на которых хранятся зараженные предметы, ближайшие окна, стены и пол под окнами, полками или шкафами обрабатываются долгодействующими контактными инсектицидами. Обработку повторяют в следующий сезон.

 

263. Представляет опасность комнатная муха, оставляющая "засиды" на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит в течение недели. Появление комнатных мух указывает на плохое санитарное состояние помещений или наличие остатков пищи.

 

Другие виды мух, залетающие осенью на зимовку, опасны как питательная среда (после их гибели) для развития кожеедов и притворяшек.

 

264. При заражении помещений тараканами и блохами следует обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных