Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хозяйственной деятельности предприятия




 

Общий бюджет производственного предприятия (сводный мастер-бюджет) представляет собой совокупность связанных между собой различных финансовых планов (бюджетов). В частности, общий бюджет включает в себя 4 основных блока: операционный, финансовый, аналитический и сводный.

Операционный блок состоит обычно из следующих основных документов: программы продаж, программы производства, бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на персонал, бюджетов общепроизводственных, коммерческих и административных расходов. Кроме того, в операционный блок входят в бюджеты относительно самостоятельных подразделений – центров ответственности.

Финансовый блок включает в себя план инвестиций и бюджет обязательств.

Аналитический блок состоит из аналитических (вспомогательных) бюджетов, основным из которых является план-анализ покрытия расходов в разрезе товаров, подразделений, направлений расходования средств и предприятия в целом.

Сводный блок содержит прогнозы отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и балансового отчета.

 

Отметим, что для согласования системы планирования и системы контроля целесообразно, чтобы формы документов, применяемых при планировании, совпадали с отчетными формами. Это позволяет сделать более простым и прозрачным ведение документации и упростить процедуру сравнения показателей «план — факт».

Бюджетное планирование включает в себя несколько этапов.

1. На первом этапе в соответствии со стандартами MRP менеджерами по сбыту осуществляется прогнозирование объемов продаж в разрезе мест их осуществления в количественном и ценовом выражении. Полученные от менеджеров по сбыту данные консолидируются по подразделениям и компании в целом. Результатом является программа продаж компании.

2. На базе программы продаж формируется программа производства, которая служит основанием для составления бюджета сырья (материалов, комплектующих) и бюджета труда.

3. Бюджет сырья и материалов является основанием для составления плана-графика закупок. План закупок может составляться в разрезе поставщиков, товарных групп, относительно обособленных подразделений компании. На этом этапе проводятся интенсивные переговоры с основными поставщиками материалов и услуг, при необходимости заключаются новые договоры и соглашения.

4. Бюджет труда лежит в основе планирования политики компании относительно персонала: определения необходимых вакансий, проведения переговоров с работниками об уровне их заработной платы, формирования фонда оплаты труда, фонда социальных нужд, обучения персонала и других кадровых мероприятий.

5. На следующем этапе осуществляется планирование общепроизводственных, административных и коммерческих затрат. Планирование проводится в разрезе видов затрат и подразделений. Отдельно планируются затраты на рекламу.

6. На основе бюджета сырья и материалов, бюджета затрат на оплату труда и бюджета общепроизводственных расходов составляется бюджет затрат на производство, позволяющий определить планируемую стоимость произведенной и реализованной продукции, а также изменение стоимости запасов готовой продукции.

7. Завершающим этапом операционного планирования является разработка общего операционного бюджета, бюджетов подразделений и аналитического бюджета «Анализ покрытия».

8. Параллельно с этапами операционного планирования осуществляется инвестиционное планирование — разрабатывается бюджет капитальных вложений. Условно можно выделить три типа инвестиций:

· текущие инвестиции – инвестиции, необходимые для поддержания нормального режима функционирования компании (приобретение компьютерной и оргтехники, вспомогательного оборудования и т.п.);

· продолжающиеся проектные инвестиции – инвестиции, начатые в предыдущий период (их бюджет уже сформирован, на данном этапе планирования осуществляются промежуточный контроль и уточнение параметров);

· новые проектные инвестиции — крупные инвестиции, связанные с созданием нового производства, капитальной модернизацией оборудования, покупкой или строительством зданий и сооружений и т.п.

9. Для обеспечения финансирования инвестиционных проектов, а также для своевременного исполнения существующих обязательств компании разрабатывается бюджет обязательств, представляющий собой план привлечения и погашения заемных средств.

10. На заключительном этапе проводится составление прогнозных отчетных документов: отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках и балансового отчета. Рассчитываются плановые показатели ликвидности, платежеспособности и эффективности.

При составлении годового бюджета целесообразно сначала осуществлять помесячное (поквартальное) планирование. При этом каждый бюджетный документ должен содержать промежуточные показатели завершения предыдущего периода.

Логическая схема бюджетного планирования представлена на рис.4.1. Приведенный на рисунке 4.1 состав бюджетов позволяет логически (расчетным путем) «выйти» на результирующие бюджеты предприятия, каковыми являются финансовые бюджеты. Но не дает возможности осуществить тотальное, всеобъемлющее планирование всех бизнес-процессов, протекающих на предприятии. Другими словами, в настоящем разделе рассматривается минимальный набор бюджетов, необходимых для того, чтобы составить результирующие бюджеты: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу. Такжк отметим, что рассматриваемый состав операционных бюджетов во многом определяется идеологией раздельного планирования (и учета) переменных и постоянных затрат, а также отдельного планирования (и учета) управленческих и коммерческих расходов. Первая идеология базируется, прежде всего, на методологии калькулирования себестоимости продукции с применением так называемой системы «директ-костинг». Эта система предполагает раздельное планирование (и учет) прямых затрат на изделие (переменных, зависящих от объемов выпуска) и общепроизводственных затрат (постоянных, не зависящих от объемов производства). Система «директ-костинг» имеет определенные преимущества с точки зрения принятия управленческих решений об ассортименте производимой продукции, а также об уровне цен реализации товаров. Что касается раздельного планирования управленческих и коммерческих расходов, то такой подход не только полезен с точки зрения принятия управленческих решений, но и прямо определен отечественными правилами ведения бухгалтерского учета.

 

 

Рис. 4.1. Логическая схема процесса бюджетного планирования

 

Рассмотрим отличительные особенности бюджетов, указанных на рисунке. Отправной точкой в системе бюджетирования является бюджет продаж (в прежней терминологии – план реализации продукции). Бюджет продаж влияет практически на все остальные бюджеты предприятия. Он показывает плановые объемы реализации продукции в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении. Общий объем продаж зависит от платежеспособного спроса на продукцию предприятия, производственных возможностей его (его мощности), от поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.). Показатели бюджета продаж могут детализироваться не только по номенклатуре реализуемой продукции, но и по регионам, по типам покупателей (даже по отдельным крупным потребителям), горизонту планирования и т.д. При составлении бюджета продаж используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, оценки производственных возможностей предприятия, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.). На рис 4.2. и в табл. 4.1 показаны различные формы представления бюджета продаж.

 

Рис. 4.2. Формы бюджета продаж

Таблица 4.1.

 

Бюджет продаж ОАО «………» на первое полугодие 20…. года (с НДС)

Показатель Факт 20… Плановое значение по месяцам 20 … года
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Продажи, шт.: а) изделие А б) изделие Б              
2. Цена, руб./шт.: а) изделие А б) изделие Б              
3. Выручка, тыс. руб.: а) изделие А б) изделие Б              

Данные, полученные при составлении программы продаж, служат основанием для разработки вспомогательных программ и планов, например программы сбыта по потребителям, которая включает в себя бюджет поступлений денежных средств. Данная программа также может детализироваться по дилерам, крупным клиентам и прочим покупателям. На основании программы продаж могут разрабатываться план поставок продукции сбытовым подразделениям, мероприятия по продвижению товаров, включая рекламу.

Бюджет поступлений денежных средств представляет собой расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи товаров с отсрочкой платежа. Пример такого бюджета представлен в табл. 4.2. При его составлении предположено, что 30% месячных продаж (см. табл.4.1) оплачивается в том же месяце, 50%, 15% и 5% продаж оплачиваются в последующие месяцы соответственно. Бюджет поступлений денежных средств является основой для составления в последующем одного из важнейших результирующих бюджетов – бюджета движения денежных средств.

Бюджет поступлений денежных средств формируется на основе бюджета продаж (см. табл.4.1), а также отчетных данных о взаимоотношениях с дебиторами. Если предприятию удается работать со своими покупателями на условиях предоплаты или на условиях «деньги против товара», то график поступлений денежных средств будет выглядеть иначе, чем это представлено в табл. 4.2.

Вообще говоря, продажи – это только один из возможных источников денежных средства предприятия. Ведь предприятие может получить деньги также в виде займа, арендной платы, процентов по облигациям или векселям, дивидендов и т.д. Однако названные каналы поступления денег принято отображать в бюджете движения денежных средств непосредственно.

Таблица 4.2

Бюджет поступлений денежных средств (с НДС) в ОАО «……..»

в первом полугодии 20 … года

 

Показатель Продажи Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года, тыс. руб.
    Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Выручка от продажи (см. табл. 4.1)                
2. Поступления денежных средств, всего                
В том числе от продаж до января 20 … в январе 20 … в феврале 20 … в марте 20 … в апреле 20 … в мае 20 … в июне 20 …     2817 2410 2690 2840 3095 3250 3405                        
3. Дебиторская задолженность на начало месяца (п.4 предыдущ. мес.)              
4. Дебиторская задолженность на конец месяца (п. 1 – И. 2 + П. 3)              

 

Рассмотренный же здесь бюджет является прямым следствием бюджета продаж и отражает, с одной стороны, календарь поступления денег от покупателей нашей продукции (работ, услуг), а с другой –движение дебиторской задолженности. В первом качестве данный бюджет предназначен (как уже говорилось) для составления итогового финансового документа - бюджета движения денежных средств. Во втором своем качестве данный бюджет можно использовать и для решения иных управленческих задач, в частности, для управления дебиторской задолженностью. В этом случае бюджет поступлений денежных средств должен быть детализирован до уровня отдельных (по крайней мере, крупных) дебиторов или групп дебиторов (см. табл. 4.3.).

 

Таблица 4.3

Бюджет движения дебиторской задолженности (с НДС)

в ОАО «……………» в первом полугодии 20 …года

 

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года, тыс. руб.
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Остаток дебиторской задолженности на начало месяца (п. 3 табл. 4.2)              
2. Прирост задолженности от продаж в текущем месяце (п. 3 табл. 4.1)              
3. Погашение задолженности от поступления денег (п. 2 табл. 4.2)              
4. Остаток дебиторской задолженности на конец месяца (п. 1 + п. 2 – п. 3)              

 

Как отмечалось, бюджет продаж инициализирует формирование бюджет производства ( производственной программы предприятия) на текущий период (см.рис.4.3 и табл. 4.4).

 

 
 

 


Показатели Товар Х Товар Y Товар Z
  Объем продаж      
  Запасы на конец периода      
  Запасы на начало периода      
  Объем производства (1+2–3) 320   3200

 

           
 
Бюджет прямых затрат на оплату труда
 
Бюджет сырья и материалов
 
Бюджет затрат на производство

 


Рис. 4.3. Программа производства

 

В традиционной системе управления предприятием данный бюджет часто называют производственной программой, поскольку он представляет собой план выпуска продукции в натуральном выражении. В соответствии с рыночными воззрениями предприятие не должно начинать производства товаров, не имея гарантированных заказов или обоснованного бюджета (плана) продаж. Далее, необходимо учитывать страховой (нормативный) уровень запасов готовой продукции. По сути дела, в данном бюджете планируется объем производства в соответствии с бюджетом продаж и требованиями по остаткам готовой продукции, что отображается следующей формулой:

Производство = Продажи – Начальный запас + Конечный запас.

Другими словами, количество продукции, которое надо произвести, равно плановому объему продаж плюс желаемый запас готовой продукции на конец планового периода минус запас готовой продукции на начало периода. Действительно, с одной стороны, то, что у предприятия уже имеется в виде запаса на складе готовой продукции, производить не надо (эта величина при составлении бюджета производства вычитается). С другой стороны, для нормальной работы предприятия необходимо иметь некоторый резерв готовой продукции (например, 10% продаж следующего месяца) и его надо изготовить сверх того, что планируется продать (размер такого запаса при составлении бюджета продаж плюсуется).

 

Таблица 4.4

Бюджет производства ОАО «…………..» в первом полугодии 20 … года

 

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года (план), шт.
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Продажи (табл. 4.1): а) изделие А б) изделие Б              
2. Запас на конец месяца*: а) изделие А б) изделие Б              
3. Запас на начало месяца**: а) изделие А б) изделие Б                            
4. Объём производства (п. 1 + п. 2 – п. 3): а) изделие А б) изделие Б                            
* Принимается на уровне 10% объёма продаж в следующем месяце. * Равен запасу готовой продукции (остатку) на конец предыдующего месяца.

 

Бюджет производства составляется как для предприятия в целом, так и для каждого произ­водственного подразделения предприятия, что требует четкой регламентации порядка составления, со­гласования и «сведения» бюджетов производства по подразделениям в единый производственный план предприятия. Кроме того, поскольку бюджет производства определяет план выпуска готовой продукции (см. табл. 4.4), то он представляет собой производственную программу работы основных цехов. Между тем на предприятии существуют и другие цеха и службы: обеспечивающие, вспомогательные, иные, работа которых также должна планироваться. Следовательно, на предприятии необходимо разрабатывать также бюджеты производства для заготовительных, транспортных, инструментальных, энергетических, ремонтных, строительных и других подразделений.

Программа производства позволяет нам построить три новых финансовых плана: бюджет сырья и материалов, бюджет прямых затрат на onлату труда, бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет сырья и материалов (бюджет прямых материальных затрат) (см. рис. 4.4 и табл. 4.5.4.6) разрабатывается на основе данных производственной программы по ассортименту и объему производства и рассчитывается путем перемножения норм расхода каждого вида сырья на объем производства.

 

 
 

 


Показатели Объем производства Материал А
Потребность Затраты, руб.
на ед. выпуск
  Цена единицы, руб.       60,0
  Товар X        
  Товар Y        
  Товар Z        
  Потребность производства (2+3+4)        
  Запасы на конец периода        
  Запасы на начало периода        
  Изменение запасов (6–7)        
  Объем закупок (5+6–7)        

 

Материал В Материал С Итого, руб.
Потребность Затраты, руб. Потребность Затраты, руб.
на ед. выпуск на ед. выпуск
    25,0      
             
  0 0        
            864000
             
          27000 92000
            188500
  -500 -12500       3500
             

 

               
 
Бюджет затрат на производство
 
Прогноз баланса
   
Бюджеты производственных подразделений
       
Операционный бюджет
 
 

 

 


Рис. 4.4. Бюджет сырья и материалов

Таблица 4.5

Бюджет прямых материальных затрат на одно изделие в ОАО «…….»

на первое полугодие 20 … года

 

Материальные затраты Количество Цена, руб. (без НДС) Сумма, руб.
       
1. Изделие А, всего 1.1. Проволока (d= 2,2мм) 1.2. Проволока (d= 1,4мм) 1.3. Полоса (2,1 мм × 10 мм) 1.4. Полоса (0,8 мм × 10 мм) 1.5. Запчасти 1.6. Износ МБП 1.7. Электроэнергия на технологические нужды 1.8. Прочие материалы   4,17 кг 0,63 кг 0,79 кг 0,12 кг 37,0 руб. 0,40 руб. 4,0 кВтч 0,50 руб.   10,8 10,8 10,8 10,8 1,0 1,0 0,40 1,0 101,17 45,04 6,80 8,53 1,30 37,0 0,40 1,60 0,50
2. Изделие Б, всего 2.1. Блок пружинный 2.2. Спанбонд 2.3. Ватин 2.4. Стеж хлопчатобумажный 2.5. Поролон 2.6. Окантовка 2.7. Пленка полиэтиленовая 2.8. Молния 2.9. Запчасти 2.10. Износ МБП 2.11. Электроэнергия на технологические нужды 2.12. Прочие материалы   1,0 шт. 4,30 м 1,80 м 4,30 кв.м 1,53 листа 10,7 м 1,75 м 2,0 м 8,50 руб. 1,50 руб. 4,00 кВтч 5,83 руб.   225,0 16,70 8,40 35,72 60,0 0,70 5,0 5,0 1,0 1,0 0,40 1,0 601,00 225,00 71,81 15,12 153,60 91,80 7,49 8,75 10,00 8,50 1,50 1,60 5,83

Таблица 4.6

Бюджет прямых материальных затрат (без НДС) ОАО «…..»

в первом полугодии 20 … года

 

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Объем производства (табл. 4.4), шт. а) изделие А б) изделие Б                            
2. Прямые материальные затраты на одно изделие, руб./шт. а) изделие А (п.1 табл. 4.5) б) изделие Б (п.2 табл. 4.5)   101,17 601,00   101,17 601,00   101,17 601,00   101,17 601,00   101,17 601,00   101,17 601,00   101,17 601,00
3. Прямые материальные затраты, всего (п. 3а + 3б), тыс. руб. а) изделие А (п. 1а× п. 2а) б) изделие Б (п. 1б × п. 2б)                                                        

Составлению бюджета прямых материальных затрат на произ­водственную программу предприятия предшествует расчет этих затрат для каждого изделия (табл. 4.5). Такие расчеты в обычной практике принято называть «калькуляцией».

Формирование бюджета прямых материальных затрат может сопровождаться составлением отдельного бюджета закупок, который рассчитывается в натуральных и стоимостных показателях. В первом случае он определяет плановую потребность предприятия в материальных ресурсах, а также размер месячных закупок каждого ресурса. Во втором случае бюджет закупок представляет собой расчет денежных средств, необходимых для покупки потребных ресурсов (см. табл.4.7).

Таблица 4.7

Бюджет закупок (без НДС) ОАО «……» в первом полугодии 20 … года

 

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года, тыс. руб.
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Потребность в материалах (п. 3 табл. 4.6)              
2. Запас на конец периода (40% п. 1 следующего месяца)                            
3. Запас на начало периода (п.2 для предыдущего месяца)                            
4. Объем закупок текущего периода (п. 1 + п. 2 – – п. 3)                            

 

Логика формирования бюджета закупок заключается в следующем. Прежде всего планируется потребность в материалах (из табл. 4.6), а затем – страховой уровень запасов материалов на начало и конец периода. Данное положение отображается следующей формулой:

Закупки = Потребность – Начальный запас + Конечный запас.

Другими словами, количество ресурсов, которое надо закупить, равно плановой потребности плюс желаемый запас этих ресурсов на конец планового периода минус запас ресурсов на начало периода.

Следует заметить, что в общем случае бюджет закупок предприятия должен быть скорректирован с учетом потребности в материалах, необходимых и для общепроизводственных, управленческих и коммерческих нужд (п.1 табл.4.7). Поэтому при проектировании реальной системы бюджетирования бюджет закупок должен формироваться после составления всех операционных бюджетов (см. рис. 1).

Бюджет прямых затрат на оплату труда формируется на основе программы производства, нормативов прямых затрат труда на единицу продукции) и почасовых ставок оплаты труда основного производственного персонала (рис. 4.5). Затраты на оплату труда рассчитываются по продуктам и подразделениям.

 

 
 

 


Показатели Объем произ­водства Подразделение 1 Подразделение 2 Всего затраты на оплату труда
трудозатраты Затраты на оплату труда Трудозатраты Затраты на оплату труда
на ед. (час/ ед.) выпуска (час) на ед. (час/ ед.) выпуска (час)
  Почасовая оплата                
  Почасовая оплата, вкл. ЕСН (руб.)       94,5     88,2  
  Товар X               362880
  Товар Y                
  Товар Z                
  Итого (3+4+5)       967680     1128960 2096640

 

       
 
Бюджеты производственных подразделений
 
Бюджеты производственных подразделений

 

 


Рис. 4.5.Бюджет прямых затрат на оплату труда

Прямые затраты на оплату труда представляют собой сдельную заработную плату основного производственного персонала, размер которой прямо зависит от количества произведенной продукции. Поэтому составлению бюджета прямых затрат на оплату труда (на производственную программу предприятия) предшествует расчет этих затрат для каждого изделия (табл. 4.8). В основу этого расчета положены плановые (нормативные) затраты труда в натуральном выражении (в человеко-часах) для всех категорий работников, принимающих участие в производстве данного изделия, а также почасовые тарифные ставки оплаты труда для каждой категории работников. При этом должны учитываться все издержки предприятия, связанные с оплатой труда, связанные в том числе с включением в расчет вы­плат единого социального налога (ЕСН). Поэтому составлению бюджета прямых затрат на оплату труда должен предшествовать анализ трудовых производственных затрат с тем, чтобы учесть оплату труда не только рабочих, занятых на основных операциях по изготовлению изделия, но и по возможности специалистов, занятых обслуживанием процесса изготовления данного изделия (ремонтников, наладчиков и пр.).

Таблица 4.8

Бюджет прямых затрат на оплату труда по изделиям

 

Категория работников Количество нормо-часов Тариф, руб./час. Сумма, руб.
1. Изделие А, всего (п. 1.1 + п. 1.2) 1.1. Заработная плата на одно изделие А, всего а) станочник 6-го разряда б) станочник 4-го разряда в) ученик станочника 1.2. Начисления ЕСН (35,6% п.1.1)     0,18 0,33 0,16     12,5 8,8 5,6 8,14 6,00 2,20 2,90 0,90 2,14
2. Изделие Б, всего (п. 2.1 + п. 2.2) 2.1. Заработная плата на одно изделие Б, всего а) швея 6-го разряда б) монтажник 4-го разряда в) ученик монтажника 2.2. Начисления ЕСН (35,6% п.2.1)     0,66 0,56 0,52     12,5 8,8 5,6 21,70 16,00 8,20 4,90 2,90 5,70

 

Таблица 4.9

Бюджет прямых затрат на оплату труда ОАО «……..»

в первом полугодии 20 … года

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года, тыс. руб.
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Объем производства (табл. 4.4), шт.: а) изделие А б) изделие Б                            
2. Зарплата на одно изделие, руб./шт.: а) изделие А (п. 1.1 табл. 4.8) б) изделие Б (п.2.1 табл. 4.8)                            
3. Зарплата, всего (п.3а+3б), тыс. руб.: а) изделие А (п.1а×п.2а) б) изделие Б (п.1б×п.2б)              
4. Начисления ЕСН (35,6% п. 3), тыс. руб.              
5. Всего (п.3+п.4), тыс. руб.              

Бюджет общепроизводственных расходов рассчитывается, как правило, методом экстраполяции прошлых затрат с учетом изменения масштабов деятельности и инфляции. Он отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на сырье, материалы и оплату труда. Бюджет обычно включает в себя ряд стандартных статей: аренду помещений или производственного оборудования, расходы на страхование, заработную плату вспомогательного и управленческого персонала и т.д. Примерная схема бюджета общепроизводственных расходов представлена на рис. 4.6.

 

Показатели Подразд. 1 Подразд.2 Общие Всего
  Аренда        
  Энергия и освещение        
  Вспомогательные материалы        
  Заработная плата вспомогательного персонала        
  Заработная плата управленческого персонала        
  Текущий ремонт        
  Страхование        
  ИТОГО     138472  
  Амортизация     242010

 

               
 
Бюджеты производственных подразделений
   
Прогноз баланса
   
Бюджет затрат на производство
 
Бюджет капитальных вложений
 
 

 


Рис. 4.6. Бюджет общепроизводственных расходов.

Состав показателей бюджета общепроизводственных расходов существенно зависит от принятой на предприятии системы разделения затрат на переменные и постоянные. Поэтому составлению бюджета общепроизводственных расходов предшествует выделение и распределение по изделиям всех переменных затрат в момент составления бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат на оплату труда. Данное обстоятельство также связано и с тем, что применение маржинального подхода и системы «директ-костинг» требует однозначного закрепления переменных затрат за изделиями. Только в этом случае для каж­дого изделия можно рассчитать размер маржинального дохода, что и требуется при решении вопросов об ассортиментной политике или об уровне цен реализации продукции. В табл. 4.10 приведен пример бюджета общепроизводственных расходов.

Таблица 4.10

Бюджет общепроизводственных расходов ОАО «……………»

на первое полугодие 20 … года

 

Показатель Факт 20 … Плановое значение по месяцам 20 … года, тыс. руб.
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1. Материальные затраты (без НДС) 1.1. Сырье и материалы 1.2. Малоценные предметы (МБП) 1.3. Запчасти 1.4. Услуги сторонних орга­низаций 1.5. Покупная энергия                                          
2. Повременная зарплата              
3. Начисления ЕСН (35,6% п. 2)              
4. Амортизация              
5. Прочие затраты              
Итого              

На основе бюджета сырья и материалов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов, программы производства и данных из бюджета затрат на производство предыдущего периода формируется бюджет затрат на производство ( см. рис. 4.7 ).

Порядок расчета бюджета затрат на производство следующий. Сначала вычисляются прямые затраты по каждому виду товара и по всему объему производства. Далее расчеты идут в двух направлениях.

Направление 1. Определяются общие затраты на производство, и на основеполученных данных рассчитывается стоимость произведенной продукции.

Направление 2. Определяется себестоимость единицы продукции, и на основе полученных данных рассчитывается изменение стоимости запасов продукции.

В конце вычисляется стоимость реализованной продукции: из стоимости произведенной продукции вычитается изменение стоимости запасов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных