Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техники экстренной психологической помощи




У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001):

• бред

• галлюцинации

• апатия

• ступор

• двигательное возбуждение

• агрессия

• страх

• истерика

• нервная дрожь

• плач

Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки». Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному на­пряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом — не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся пси­хическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные пред­ставления или умозаключения, в ошибочности которых по­страдавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствую­щие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бри­гаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы по­страдавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную

3. опасность.

4. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

5. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Согла­шайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помни­те, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Апатия может возникнуть после длительной напряжен­ной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей дея­тельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости — такое, что не хочет­ся ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе — пустота, безразличие, нет сил даже на проявле­ние чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тя­желые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувст­во вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

В состоянии апатии человек может находиться от не­скольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:

• безразличное отношение к окружающему;

• вялость, заторможенность;

• медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чув­ствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окон­чания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в по­мощи).

Ступор

Ступор — одна из самых сильных защитных реак­ций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда че­ловек затратил на выживание столько энергии, что сил на кон­такт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до несколь­ких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружаю­щим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

· Резкое снижение или отсутствие произ­вольных движений и речи;

· Отсутствие реакций на внешние раздра­жители (шум, свет, прикосновения, щипки);

· «Застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние пол­ной неподвижности;

· Возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

1. Согните пострадавшему пальцы на обе­их руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположен­ные на лбу, над глазами ровно посредине между лини­ей роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадав­шего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негатив­ные). Необходимо любыми средствами добиться реак­ции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критиче­ской ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что проис­ходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теря­ет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения явля­ются:

· Резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

· Ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда аб­солютно бессмысленные веши);

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

· Часто отсутствует реакция на окру­жающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: нахо­дясь сзади, просуньте свои руки по­страдавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окру­жающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Го­ворите спокойным голосом о чувст­вах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не зада­вайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящих­ся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред се­бе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также аг­рессивным поведением (см. помощь при данных со­стояниях).

Агрессия.

Агрессивное поведение — один из непроизволь­ных способов, которым организм человека «пытается» сни­зить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

· Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже не­значительному поводу);

· Нанесение окружающим ударов руками или какими-ли­бо предметами;

· Словесное оскорбление, брань;

· Мышечное напряжение;

· Повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрес­сивное поведение будет направлено на вас. Нельзя го­ворить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуа­ции».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными коммента­риями или действиями.

6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:

· если нет цели получить выгоду от агрессивного поведе­ния;

· если наказание строгое и вероятность его осуществле­ния велика.

7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совер­шать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Страх

Ребенок просыпается ночью от того, что ему при­снился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кро­ватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчи­на не может снова сесть за руль. Человек, переживший земле­трясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя вхо­дить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

· Напряжение мышц (особенно лицевых);

· Сильное сердцебиение;

· Учащенное поверхностное дыхание;

· Сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вы­звать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

В этой ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спо­койный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с ва­ми ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывай­те заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напря­женных мышц тела.

Нервная дрожь

После экстремальной ситуации появляет­ся неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так орга­низм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Основные признаки данного состояния:

· дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спустя какое-то время;

· возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

· реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

· потом человек чувствует силь­ную усталость и нуждается в от­дыхе.

В данной ситуации:

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за пле­чи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может вос­принять ваши действия как нападение.

4. После завершения реакции необходимо дать пострадав­шему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

5. Нельзя:

· обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

· укрывать пострадавшего чем-то теплым;

· успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял

себя в руки.

Плач

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

· человек уже плачет или готов разрыдаться;

· подрагивают губы;

· наблюдается ощущение подавленности;

· в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмо­циональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягива­ется, внутреннее напряжение может нанести вред физическо­му и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возь­мите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувство­вать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помо­гут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодиче­ски произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяй­те за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выра­жает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах

пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему воз­можность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша зада­ча — выслушать.

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Истерика

Истерический припадок длится несколько ми­нут или несколько часов. Основные признаки:

· сохраняется сознание;

· чрезмерное возбуждение, множество движений, теат­ральные позы;

· речь эмоционально насыщенная, быстрая;

· крики, рыдания. В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Ос­таньтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может силь­но удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на постра­давшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверен­ным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите постра­давшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни. К подобным ситуациям относятся: захват террори­стами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность пред­ставляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и по­сле него. Возникает ощущение, что окружающие не могут по­нять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что да­же если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.

Помощь взрослому

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от бесе­ды, предложите ему описать происшедшее, свои ощу­щения в дневнике или в виде рассказа).

2. окажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмыш­ляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жиз­ненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», то есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил та­кие страшные минуты»).

Помощь ребенку

Ребенок, пережив насилие по отноше­нию к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение ил­люзии справедливости мира, беспомощность). Прямое наси­лие над ребенком может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молча­нии и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина со­бытия. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).

Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с со­бой. Он начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии о мести.

Ребенок может испытывать чувство вины (считать причи­ной события свое поведение).

Ребенок, переживший психотравмируюшее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним че­рез день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям).

Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития. В данной ситуации:

1. Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его пе­реживаниям и вы знали других детей, которые тоже че­рез это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии — это позволит обратиться к приятным образам из про­шлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (по­могите ему вынести вовне свои переживания в виде об­разов).

9. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняй­те любые его желания из чувства жалости.

Сексуальное насилие. Пострадавший испытывает ком­плекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безыс­ходности, невозможности контролировать и оценивать собы­тия, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собст­венному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнако­мый или знакомый), психологически ситуация воспринима­ется по-разному.

Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).

Если виновник — знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.

Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же по­ла, что и потерпевший.

Помощь:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, избегайте телес­ного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходи­мо (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях про­исшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в слу­чившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчиты­вать на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшед­шем, побуждайте говорить не столько о конкретных де­талях, сколько об эмоциях, связанных с событием. До­бивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, вино­ват насильник»; «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

6. Если пострадавший решил обратиться в милицию, иди­те туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях пережи­вет ужасную ситуацию. Ему будет необходима ваша поддержка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных