Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовные основы китайской цивилизации.




Учебные цели:

углубленное изучение своеобразия религиозных, философских и идеологических основ китайской цивилизации;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Основные религиозные и религиозно-философские системы Китая.

2. Идеологические основы развития китайской цивилизации.

 

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «Изломы китайской цивилизации: «культурная революция» Мао Цзэдуна».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

При подготовке первого учебного вопроса необходимо выявить наиболее важные основные религиозные и религиозно-философские системы, которые складывались на протяжении всего исторического пути китайской цивилизации, затем проанализировать их источники и основные положения, определить место религии и философии в цивилизационном фундаменте Китая, в системе духовных основ и ценностей китайской цивилизации.

Изучение второго учебного вопроса следует начинать с определения ключевых идеологических основ китайского общества, проанализировав исторические условия складывания каждой из них, главные положения, а также влияние на облик и развитие китайской цивилизации.

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к)

Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково место религии и философии в цивилизационном фундаменте Китая?

1. Какие религиозные и религиозно-философские системы составляют духовную основу китайской цивилизации? Когда они сформировались? Каковы их источники и отличительные черты?

2. В чём заключаются ключевые тенденции развития религий в современном Китае?

4. Что представляют собой идеологические основы китайской цивилизации? В чём заключаются сущность и итоги их исторических трансформаций?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 5.3.

Тема: Китайская цивилизация: формирование и особенности развития.

Учебные цели:

всесторонняя оценка преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверка качества усвоения учебного материала;

изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучающихся с историческими источниками и литературой;

оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизация их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Происхождение китайской цивилизации и основные этапы её развития.   Основная: Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Дополнительная: Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к) Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к) Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)
2. Государственное устройство Древнего Китая и его эволюция.
3. Специфика развития социальной структуры китайского общества.
4. Основные религиозные и религиозно-философские системы Китая.
5. Идеологические основы развития китайской цивилизации.
6. Материальная культура Китая: характерные черты, достижения и тенденции развития.
7. Современный Китай: тенденции и контрасты в развитии.
8. Китайская цивилизация в лицах: Конфуций, Лао-цзы, Цинь Ши-Хуанди, Сунь Ятсен, Ван Мин, Мао Дзэдун, Дэн Сяопин.

II. Методические указания обучающимся по подготовке к индивидуальному собеседованию:

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.

Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.

На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).

Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса.

В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.

III. Перечень учебников и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к)

Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)


СЕМИНАР 6.2.

Тема: Мир цивилизаций доколумбовой Америки.

Учебные цели:

углубленное изучение своеобразия развития, достижений, исторической судьбы и значения цивилизаций доколумбовой Америки;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Древние андские цивилизации: Чавин, Паракас, Наска, ольмекская культура.

2. Цивилизации майя, ацтеков, инков: отличительные черты развития, достижения и историческая судьба.

 

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «Объекты всемирного наследия: город Теотиуакан».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

При подготовке первого учебного вопроса необходимо изучить культурно-исторический ареал и факторы формирования древних андских цивилизаций. Затем следует выделить наиболее важные характерные черты и достижения, характеризующие такие культуры как ольмекская, Чавин, Паракас, Наска, провести их сравнительный анализ и, в заключении, определить общее значение для цивилизационного развития Мезоамерики.

Изучение второго учебного вопроса следует начинать с выявления и систематизации (по отраслям: государственное устройство, социальный строй, религия, военное устройство, культура) ключевых отличительных черт (своеобразия) цивилизаций майя, ацтеков, инков. Затем необходимо провести сравнительный анализ их основ и достижений, выделив как общие черты, так и специфику развития. Особое значение необходимо уделить роли европейской колонизации в судьбе цивилизаций Мезоамерики, выделив и проанализировав основные причины, итоги и последствия их гибели. В завершении подготовки следует проанализировать место и значение цивилизаций Мезомерики в мировом цивилизационном процессе.

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (Инв. 3140к)

Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда началось заселение территории Америки древними племенами? Какие новые сведения может предоставить нам наука сегодня?

2. Какие сущностные черты были характерны для древних андских цивилизаций?

3. Что представляли собой цивилизации майя, инков и ацтеков? Какие общие черты присущи всем цивилизациям Мезоамерики?

4. Почему цивилизации Мезоамерики не выдержали испанской колонизации?

5. Какой вклад внесли цивилизации Мезоамерики в развитие человеческого общества?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 6.3.

Тема: Цивилизации Мезоамерики.

Учебные цели:

всесторонняя оценка преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверка качества усвоения учебного материала;

изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучающихся с историческими источниками и литературой;

оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизация их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Древние андские цивилизации.   Основная: Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Дополнительная: Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (Инв. 3140к) Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к) Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)
2. Государственный строй майя, ацтеков и инков.
3. Специфика социального строя общества майя, ацтеков и инков.
4. Религия цивилизаций Мезоамерики.
5. Материальная культура цивилизаций Мезоамерики: характерные черты и достижения.  
6. Испанская колонизация в судьбе цивилизаций Мезоамерики.  

II. Методические указания обучающимся по подготовке к индивидуальному собеседованию:

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.

Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.

На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).

Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса.

В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.

III. Перечень учебников и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (Инв. 3140к)

Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности. Химки: АГЗ МЧС России, 2011. (инв. 2521к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

СЕМИНАР 7.2.

Тема: Исторический путь античной цивилизации: от Древнего мира к Средневековью.

Учебные цели:

углубленное изучение ключевых исторических этапов и специфики эволюции античной цивилизации от древности к Средневековью;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Античная Греция.

2. Античный Рим.

3. Византия как феномен цивилизационного развития.

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «Античный идеал красоты в изобразительном искусстве».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

При изучении первого учебного вопроса необходимо выявить основные факторы и предпосылки складывания Античной Греции, затем определить этапы и особенности её исторического пути. Далее следует проанализировать внутреннее устройство греческой цивилизации, т.е. выделить специфические черты и важнейшие достижения политического, социально-экономического и культурного развития, что позволит определить место и значение Античной Греции в мировом цивилизационном процессе.

Подготовку второго учебного вопроса следует проводить по алгоритму подготовки к первому вопросу, придерживаясь сравнительного подхода, т.е. сопоставления Античного Рима с Античной Грецией.

При подготовке третьего учебного вопроса основное внимание необходимо уделить историческим условиям и предпосылкам складывания Византийской цивилизации. Определив отправные моменты её развития, следует выявить отличительные черты и важнейшие достижения, чтобы затем определить, в чём заключаются уникальность и значение византийской модели цивилизационного развития.

 

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V. Цивилизации: прошлое и будущее. Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки становления античной цивилизации? Что наиболее характерно для обществ Древней Греции и Древнего Рима?

2. Что представляло собой общественно-государственное устройство Афин в V–IV вв. до н.э.?

3. Чем характеризуется древнеримская политическая система?

4. Какую роль сыграла Византийская цивилизация в мировом историческом процессе? Какое влияние оказала Византия на становление Киевской Руси?

5. Какое влияние оказало христианство на сознание населения средневековой Европы? В чём это выражалось?

6. Что такое феодализм? Каковы его наиболее характерные черты?

7. Что представляло собой общественное сознание человека средневекового европейского общества? Каковы наиболее важные черты мировоззрения человека феодальной эпохи?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 7.3.

Тема: Античная цивилизация.

Учебные цели:

всесторонняя оценка преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверка качества усвоения учебного материала;

изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучающихся с историческими источниками и литературой;

оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизация их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Основные факторы и предпосылки становления античной цивилизации.   Основная: Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Дополнительная: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V. Цивилизации: прошлое и будущее. Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)
2. Характерные черты античной цивилизации.
3. Греческие полисы: возникновение, устройство, развитие.
4. Республика как форма государственного устройства в Древнем Риме.
5. Мифология и религия Древней Греции и Древнего Рима: общее и особенное.
6. Античная культура и её роль в цивилизационном развитии человечества.
7. Исторический путь и достижения Византийской цивилизации.  
8. Античная цивилизация в лицах: Сократ, Пифагор Самосский, Эзоп, Гай Юлий Цезарь, Марк Тулий Цицерон, Аристотель, Платон, Константин I Великий, Александр Македонский.  

II. Методические указания обучающимся по подготовке к индивидуальному собеседованию:

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.

Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.

На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).

Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса.

В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.

III. Перечень учебников и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V. Цивилизации: прошлое и будущее. Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

СЕМИНАР 8.2.

Тема: Основы исламской цивилизации.

Учебные цели:

углубленное изучение специфики духовных и материальных основ исламской цивилизации;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Рождение исламской цивилизации: источники и предпосылки.

2. Ислам как фундамент цивилизации.

3. Специфика культурного развития исламской цивилизации.

 

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «Коран как основа исламской цивилизации».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

При изучении первого учебного вопроса необходимо определить основные источники и предпосылки формирования исламской цивилизации, начиная с анализа изменений в арабском обществе и переходя к выявлению экономических, социально-политических и духовных предпосылок возникновения ислама, ставшего не только ответом вызовам времени, но и основой цивилизации, ставшей одной из крупнейших в мировой цивилизационной системе.

Подготовку второго учебного вопроса следует начинать с изучения основных положений и источников ислама. После усвоения специфики и значения религиозного учения мусульман рекомендуется обобщить знания и провести сравнительный анализ фундаментов ранее изученных мировых цивилизаций

При подготовке третьего учебного вопроса следует сосредоточиться на выявлении отличительных черт и особенностей развития исламской культуры, а затем охарактеризовать её вклад в мировую культуру, в сокровищницу человеческой цивилизации.

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и в каких исторических условиях зародилась исламская цивилизация? Каковы источники и предпосылки её зарождения?

2. Каковы этапы развития исламской цивилизации?

3. В чём заключаются основы ислама?

4. Чем характеризуются основные культурные доминанты исламской цивилизации?

5. В чём заключаются современные тенденции и противоречия развития исламской цивилизации и её отношений с окружающим миром?

6. Какой вклад внесла в становление человеческого сообщества исламская цивилизация?

 


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 8.3.

Тема: Арабская и исламская цивилизации.

Учебные цели:

всесторонняя оценка преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверка качества усвоения учебного материала;

изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучающихся с историческими источниками и литературой;

оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизация их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Источники и особенности возникновения арабской цивилизации.   Основная: Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Дополнительная: Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к) Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)
2. Становление исламской цивилизации: предпосылки и периоды.
3. Исторические ареалы и центры исламской цивилизации.
4. Ислам: основы религии – основы цивилизации.
5. Исламская архитектура.
6. Особенности исламского изобразительного искусства.
7. Сокровища исламской литературы.  
8. Научные достижения исламской цивилизации.  
9. Ислам и мир: от истоков к современности.  

II. Методические указания обучающимся по подготовке к индивидуальному собеседованию:

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.

Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.

На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).

Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса.

В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.

III. Перечень учебников и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3139к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 


СЕМИНАР 9.2.

Тема: Исторический путь российской цивилизации.

Учебные цели:

углубленное изучение специфики основных этапов развития русской и российской цивилизаций;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Основные периоды развития русской цивилизации.

2. Развитие российской цивилизации до начала XX века.

3. Российская цивилизация в советский и постсоветский период.

 

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «Судьба России в культурно-исторической концепции Н.А. Бердяева».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

Подготовку первого учебного вопроса следует начинать с уяснения истоков русской цивилизации, анализа исторических условий и определения источников её формирования. Затем необходимо выделить черты, присущие русской цивилизации, определяющие её самобытность, и переходить к основным этапам её развития. Характеристику исторических отрезков рекомендуется осуществлять в сравнительном ключе, анализируя и сравнивая их друг с другом, с одной стороны, и проводя исторические параллели с историей ранее изученных цивилизаций – с другой.

При изучении первого учебного вопроса необходимо проанализировать исторические условия и определить основные предпосылки и особенности интеграции русской цивилизации в российскую. Затем следует выделить характерные черты российской цивилизации и провести сравнительную характеристику основных этапов и итогов развития российской цивилизации к началу XX века.

При подготовке третьего учебного вопроса следует уяснить, в чём заключалась суть исторической трансформации российской цивилизации в советский, а затем в постсоветский период. Соответственно, необходимо выделить те черты, которые определяли облик и самобытность цивилизации в каждом периоде, а затем переходить к характеристике важнейших вех исторического пути, конкретизируя специфику и итоги развития. В завершении следует обобщить полученные знания и проанализировать место российской цивилизации в геоцивилизационном поле, её ответы вызовам времени.

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие. М.: Логос, 2012.(Инв. 2434у)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.(Инв. 2298у)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляла собой русская цивилизация? Когда и в каких исторических условиях она зародилась? Каковы основные этапы её развития?

2. Чем характеризовался процесс интеграции русской в российскую цивилизацию в ХVIII–XIX вв.?

3. Каковы сущностные признаки советской цивилизации? Какой вклад внёс СССР в мировую цивилизацию?

4. Чем характеризуются основные доминанты современной российской цивилизации?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 9.3.

Тема: Русская и российская цивилизации.

Учебные цели:

всесторонняя оценка преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверка качества усвоения учебного материала;

изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучающихся с историческими источниками и литературой;

оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизация их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Становление и развитие русской цивилизации, её характерные черты.   Основная: Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Дополнительная: Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие. М.: Логос, 2012.(Инв. 2434у) Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/ Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.(Инв. 2298у)
2. Основные периоды развития русской цивилизации.
3. Интеграция русской цивилизации в российскую цивилизацию в XVIII–XIX вв.: периоды и их особенности.
4. Отличительные черты развития российской цивилизации в советский период.
5. Специфика и тенденции развития российской цивилизации в постсоветский период.

II. Методические указания обучающимся по подготовке к индивидуальному собеседованию:

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.

Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.

На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).

Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса.

В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.

III. Перечень учебников и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012// Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие. М.: Логос, 2012.(Инв. 2434у)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.(Инв. 2298у)

СРПП 10.2.

Тема: Феномен европейской (западной) цивилизации.

Учебные цели:

самостоятельное изучение обучающимися отличительных черт, характерных достижений и роли европейской (западной) цивилизации;

управление индивидуальной познавательной деятельностью обучающихся в процессе усвоения ими теоретических знаний и привития практических навыков работы с учебным материалом, контроль полученных обучающимися знаний, результатов их самостоятельной работы;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов (действий):

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Общие признаки европейской цивилизации и различия национальных культур.   Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 с. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с. Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 488 с. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 671 с. Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.
2. Характерные черты, достижения и роль европейской (западной) культуры в мировой истории.    

II. Методические указания обучающимся по подготовке к самостоятельной работе под руководством преподавателя:

К началу учебного занятия необходимо изучить рекомендованную литературу и актуализировать знания, полученные на предшествующей СРПП лекции.

В ходе СРПП предстоит самостоятельно усвоить отличительные черты, характерные достижения и роль европейской (западной) цивилизации.

В процессе изучения первого учебного вопроса необходимо систематизировать общие признаки европейской (западной) цивилизации и выявить конкретные различия национальных культур.

В процессе изучения второго учебного вопроса следует определить характерные черты и основные достижения европейской (западной) культуры, её роль в мировой истории.

Часть учебного времени на СРПП будет отведена самостоятельному изучению раздаточного материала, после осмысления и письменной отработки которого предстоит прохождение контроля полученных знаний (по установленной преподавателем форме) и подведение итогов изучения каждого учебного вопроса.

III. Перечень руководств и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 488 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 671 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.(Инв. 3140к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.(Инв. 2298у)

СЕМИНАР 10.3

Тема: Прошлое и будущее европейской (западной) цивилизации.

 

Учебные цели:

углубленное изучение характера европейской (западной) цивилизации, специфики основных этапов и кризисов в её развитии, места и роли в системе межцивилизационных противоречий;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Характер, этапы, направленность и кризисные явления в развитии европейской (западной) цивилизации.

2. Европейская (западная) цивилизация в системе межцивилизационных противоречий.

 

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Доклад (сообщение): «История и судьбы западной цивилизации: «Закат Европы» О. Шпенглера».

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

Подготовку первого учебного вопроса следует начинать с выявления отличительных черт европейской (западной) цивилизации, определения её характера. Затем необходимо изучить основные этапы её развития, анализируя и сравнивая их основные результаты и цивилизационные достижения. Уяснив направленность развития европейской (западной) цивилизации, следует выявить важнейшие кризисы в её развитии, их предпосылки, особенности содержания, итоги и последствия для мировой истории в прошлом, настоящем и будущем.

При изучении первого учебного вопроса необходимо проанализировать положение европейской (западной) цивилизации в геоцивилизационном поле, место и роль в системе мировых цивилизаций. Затем необходимо выявить и проанализировать ключевые объекты и факторы риска межцивилизационного взаимодействия, предпосылки возникновения и отличительные черты межцивилизационных противоречий. Завершать подготовку вопроса следует анализом основных тенденций и научных прогнозов развития европейской (западной) цивилизации, её места в научных сценариях межцивилизационного взаимодействия современности и будущего.

III. Литература для подготовки к семинару:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Религиоведение: учебник для студентов вузов / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. (инв. 3140к)

Садохин. А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. (инв. 2298у)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности формирования европейской (западной) цивилизации?

2. Каковы общие признаки и характер, присущие европейской (западной) цивилизации?

3. В чём заключаются ключевые особенности этапов и направленность исторического развития европейской (западной) цивилизации?

4. Сколько крупных кризисов пережила европейская(западная) цивилизация? Каковы их предпосылки, особенности и исторические последствия?

5. Какое положение занимает европейская (западная) цивилизация в геоцивилизационном поле?

6. В чём заключаются ключевые факторы риска межцивилизационного взаимодействия? Каковы важнейшие предпосылки возникновения и отличительные черты межцивилизационных противоречий?

8. Каковы основные тенденции и научные прогнозы развития европейской (западной) цивилизации, её место в научных сценариях межцивилизационного взаимодействия современности и будущего?

 


СРПП 11.2.

Тема: Политические и духовные скрепы американской цивилизации.

Учебные цели:

самостоятельное изучение обучающимися принципов, основ и ценностей государственно-правовой системы США и отличительных черт американского менталитета;

управление индивидуальной познавательной деятельностью обучающихся в процессе усвоения ими теоретических знаний и привития практических навыков работы с учебным материалом, контроль полученных обучающимися знаний, результатов их самостоятельной работы;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций

Время: 2 часа.

I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов (действий):

№ п/п Отрабатываемые вопросы Время, мин. Литература
1. Конституция США. Принципы, ценности и основы государственно-правовой системы.   Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V. Цивилизации: прошлое и будущее. Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.
2. Специфика американского менталитета.    

II. Методические указания обучающимся по подготовке к самостоятельной работе под руководством преподавателя:

К началу учебного занятия необходимо изучить рекомендованную литературу и актуализировать знания, полученные на предшествующей СРПП лекции.

В ходе СРПП предстоит самостоятельно усвоить принципы, основы и ценности государственно-правовой системы США и отличительные черты американского менталитета.

В процессе изучения первого учебного вопроса необходимо выявить особенности устройства государственно-правовой системы как важнейшей составляющей цивилизационного фундамента США.

В процессе изучения второго учебного вопроса следует определить специфику складывания и характерные черты американского менталитета.

Часть учебного времени на СРПП будет отведена самостоятельному изучению раздаточного материала, после осмысления и письменной отработки которого предстоит прохождение контроля полученных знаний (по установленной преподавателем форме) и подведение итогов изучения каждого учебного вопроса.

III. Перечень руководств и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:

Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 с. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. V. Цивилизации: прошлое и будущее. Учебник. М.: Институт экономических стратегий, 2008. // Электронный ресурс: http://www.knigafund.ru/

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.(Инв. 2298у)

СЕМИНАР 11.3

Тема: Американская цивилизация во всемирно-историческом процессе.

 

Учебные цели:

углубленное изучение становления, особенностей развития, характерных черт и ценностей американской цивилизации, её значения во всемирно-историческом процессе;

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний; развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления; формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных