Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультация по проблеме




«Подготовка, проведение и анализ урока»

Можно ли выделить характеристики урока,

которые он приобретает под влиянием новых педагогических идей?

В предисловии книги «Культура современного урока» Н.Е. Щуркова дает образ современного урока: «Урок, как в фокусе, собрал в себе все проблемы школьного воспитания, отразил общий облик школы и состояние дела воспитания детей, и несет на себе как проклятие времени, так и благодать переломного периода общественного развития. С одной стороны, мы фиксируем развал урока, отсутствие элементарного порядка и дисциплины, неизведанность интеллектуального напряжения, которое должно сопутствовать учебной работе, грязь, неряшливость одежд и манер, речи и отношений. С другой стороны, открывается прямая реальность высокой культуры отношений, возможности свободного умственного труда, порядка, красоты урочных занятий, тонкости методик, радости общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка на уроке».

Полярность характеристик свидетельствует о сложности такого педагогического явления как урок.

Попробуем обобщить наши знания о современном уроке:

- Урок – это своеобразная клеточка учебного процесса, отражающая все его сущностные особенности.

- Урок – это точность, ясность, четкость, целеполагание: самоопределение в педагогической ситуации, которую педагог создает в классе для формирования потребностей и развития способностей детей.

- Урок – это лаборатория мысли, радости открытия, это переход от ценности получения результата к ценности процесса познания, а не проверка памяти и посещаемости учащихся.

- Урок – это многообразие видов и методов деятельности, а не штампованный путь от домашнего задания к новому материалу и от него к домашнему заданию.

- Урок – это организация успеха, выявление непохожести каждого, а не поиск виновных, ленивых, деление детей на успевающих и неуспевающих.

- Урок – это атмосфера доброжелательности, уважения, доверия, а не атмосфера подозрения, вины, скованности и пугливости.

- Урок – это взаимопонимание и сотрудничество, когда не только учитель заинтересован в успехе детей, но и дети заинтересованы в успехе учителя.

- Урок, по словам В.А. Сухомлинского, – зеркало профессиональной культуры учителя.

Напомним себе основные требования к уроку, представив их в виде опорной схемы:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
дидактические воспитательные и развивающие организационные
Четкое определение места уроков и задач данного урока в системе уроков Формирование различных видов мышления, памяти, внимания, воображения Наличие продуманного плана проведения урока
Информационное наполнение Активизация познавательной деятельности Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность, законченность
Осуществление принципов целостного педагогического процесса Развитие познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности Сознательная рабочая дисциплина
Оснащение урока учебными средствами Формирование потребности в знаниях и умение ее удовлетворять в учебной деятельности, готовность к самообразованию Благоприятные условия работы, обеспечивающие оптимальность результатов
Выбор наиболее рациональных методов, приемов организации, стимулирования и контроля обучения Учет уровня развития и психологических особенностей учащихся Подготовка и рациональное использование различных средств обучения и новых информационных технологий обучения
Сочетание различных видов коллективной, групповой, индивидуальной и индивидуализированной работы Формирование творческих способностей Предметно-вещевое обставление урока и продуманный интерьер классной комнаты
Наличие межпредметных и внутрипредметных связей Обогащение опыта отношений Логический переход от непосредственной работы с классом к самостоятельной работе учащихся
Дифференцированный подход к учащимся с целью реализации личностно-ориентированного обучения Создание интеллектуально-эмоционального фона обучения Структурная гибкость и подвижность учебных ситуаций на уроке
Проблемность в обучении Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения, умения вести диалог Целостность, завершенность отдельного урока
Опора на личный опыт учащихся Преодоление конфликтов в обучении с учащимися Системность уроков внутри темы, раздела

 

 

Как подготовить современный урок?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружил учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их самостоятельность и активность, опыт общения и взаимодействия. Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. Первое, с чего надо начинать подготовку к уроку:

- четко определить и сформулировать для себя его тему;

- определить место темы в учебном курсе;

- просмотреть учебную программу и выделить требования к данному уроку;

- определить ведущие понятия на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока (для более осознанного и заинтересованного восприятия урока желательно, чтобы учащиеся работали не с готовыми целями, а сами участвовали в их постановке).

3. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надоподобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание. Надо отобрать информацию, которая служит решению поставленных задач.

4. Сгруппировать отобранный материал.

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Постараться ввести научно-теоретические знания в «жизненную плоскость» учеников.

5. Спланировать смену форм и видов деятельности (индивидуальная – парная – групповая; репродуктивная – частично-поисковая – творческая, письменная – устная, изучение нового – закрепление – контроль и т.д.).

Смена происходит в соответствии с планом урока. Следует предвидеть, что учащиеся могут перемещаться по классу, образовывать группы сменного состава, работать у доски, т.е. «мизансцена» в классе может целесообразно меняться.

6. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником.

7. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть остроумный эпиграф, интенсивный факт, неожиданное открытие, яркая аналогия, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному, оригинальное задание, выдвинутая гипотеза и план ее проверки.

8. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки, затруднения и внести необходимые коррективы, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

9. Наметить конкретные приемы по подведению итогов урока.

Если подводим деятельностные итоги, то ответим сообща на вопрос: что успели сделать на уроке, если итоги развивающие, то вопросы для обсуждения следующие: чему научились, на какую ступень поднялись и т.д.

10. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения, приготовить таблицы, карты, репродукции и т.д.

Таким образом, подготовка урока – это творческое занятие, в ходе которого учитываются объем материала, степень его сложности, характер класса как учебного коллектива, конкретные особенности проведения предыдущего урока, связь с последующими уроками и многое другое, вплоть до времени и дня недели, в который будет проведено занятие (например, опытные педагоги хорошо чувствуют разницу между уроками в понедельник, в середине недели и в субботу и учитывают это в своей практике).

В результате учета всех этих разнообразных условий складывается замысел урока, который включает:

- представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени и, возможно, вызовет необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут в прямой или косвенной форме работать все задания на уроке. Этот момент обеспечивает внутреннюю связность урока, что с удовлетворением ощущается как учителем, так и самими учениками;

- представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учениками с интересом;

- представление о том, какие задания потребуются учителю для развития того нового интереса, с которым столкнуться его ученики.

Начинающему учителю полезно проверить свою готовность к уроку разложением его замысла если не на звенья дидактической цепочки, то на перечисленные представления. Причем главное задание желательно специально записать, чтобы, добавляя другие задания над или под этой записью, наглядно видеть ход конкретизации замысла урока. По мере приобретения опыта преподавания замысел может воплощаться учителем в конкретную последовательность заданий иногда и без этой вспомогательной записи.

Главной заботой планирования учебного занятия является обеспечение насыщенности всего времени обучения. Учителю при подготовке к уроку желательно стремиться к тому, чтобы ученики с каждого урока уходили с определенным деловым ощущением, чтобы они научились чему-то для них новому.

Учителю желательно забыть формулировку: «Ученики должны усвоить, запомнить, выполнить…». Единственная возможность для него – организовать такую ученическую работу, в результате которой то, что было намечено, они и усвоят, и запомнят, и выполнят. А организовать работу гораздо сложнее, чем рассказать, дать задание, поставить вопросы и… отругать за невыполненное.

Стремление сделать свой урок интересным для школьников присутствует у большинства начинающих учителей, поскольку каждый понимает огромное положительное влияние интереса на различные стороны познавательной деятельности.

 

Как заинтересовать учеников процессом обучения на уроке?

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные стратегические условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Развитию познавательного интереса, должного отношения к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2. Стимулирует интерес создание ситуации «встречи» с проблемой, когда ученик в ходе собственной деятельности обнаружит недостаток или отсутствие знаний, необходимых для завершения этой деятельности и получения желаемого результата. Именно тогда появляется потребность в новых знаниях, в учебе как таковой.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

4. Ни слишком легкий, ни слишком сложный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть посильным и приносить успех, радость, ощущение маленьких побед над собой, а не сплошные разочарования.

5. Для получения интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов и тем.

6. Проявление интереса к процессу и результатам урока напрямую связано с отбором средств обучения, которые обеспечивают школьнику наглядную опору познания и более глубокое осмысление изучаемого материала, развивают практические умения и опыт применения знаковых символов, культурных ценностей, материальных и технических средств в обучении.

7. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, с жизнедеятельностью школьника, тем он интереснее для него. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствуют возникновению интереса к новому материалу.

8. Чем чаще школьник видит заинтересованное отношение учителя к своей работе, чем чаще проверяется и оценивается его работа, тем увлеченнее ему работать.

9. Яркость, эмоциональность учебного материала, мотивационно-ценностное отношение к нему самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его интерес к учению.

 

Что способствует созданию хороших деловых взаимоотношений

между учителем и учащимися на уроке?

Успешность деятельности учителя в школе на начальных этапах педагогической практики во многом зависит от характера отношений, который он выбирает в процессе взаимодействия с учащимися, от эмоционального фона этих отношений. Выясняя на практических занятиях мнения студентов-филологов по вопросу «Какие свойства личности педагогов способствуют созданию хороших деловых взаимоотношений между учителем и учащимися на уроке?», мы получили следующие суждения:

- неудобно не подготовиться к уроку у такого учителя, который хорошо знает свой предмет, корректен и интеллигентен в обращении с детьми, тактичен, энергичен, деятелен, объективен, проявляет свойства сильной натуры, яркой индивидуальности;

- страшно не подготовиться к уроку у такого учителя, который может устроить «разнос», унизить, оскорбить, если ученик не знает учебный материал или отвлекается; оказывает психологическое давление на ребенка, заставляет его подчиняться своей воле, часто повышает голос, с ядовитым сарказмом высмеивает учащегося, если тот допускает какие-либо оплошности, обзывает и навешивает ярлыки;

- можно не подготовиться к уроку у учителя, который непоследователен в своих действиях, часто свои требования не доводит до логического завершения, заискивает перед учениками и идет у них на поводу, соглашается с их небрежностью, неаккуратностью, неточностью, недисциплинированностью;

- чувство неприятия вызывает учитель, который незаинтересован в успехах своих учащихся, часто несправедлив к ним, равнодушен, замкнут в кругу личных интересов, лишен творческой инициативы и формально относится к своим функциональным обязанностям, для которого главное – «пройти программу».

Указанные характеристики в той или иной степени обобщенно отражают отношение учителя к учащимся и влияют на особенности педагогического взаимодействия с детьми на уроке.

 

Пожалуй нет такого учителя,

который не сталкивался бы с проблемой дисциплины на уроке.

Какие способы поддержания дисциплины наиболее эффективны?

 

Дисциплина на уроке – необходимое условие успешной работы.

Поддерживать дисциплину – тяжелый труд, особенно в условиях широкого применения активных методов учебного процесса, когда учитель стремиться развивать в учениках самостоятельность и инициативность.

И.Е. Синица в своей книге «Педагогический такт и мастерство учителя» выдвигает ряд требований поддержания дисциплины.

1. Вести урок в оптимальном темпе. Замедленный темп – одна из основных причин нарушения дисциплины. Оптимальный темп (но, конечно, не чрезмерный)– это наиболее полное использование сил и возможностей учащихся на протяжении всего урока.

2. Загружать нарушителей дисциплины учебной работой. Наблюдения показывают, что большинство учителей стремятся только сдерживать нарушителей дисциплины («молчи», «сиди тихо» и т.п.), а их надо в первую очередь заставлять действовать. Например, давать дополнительные или усложненные задания, если это сильные ученики, или облегченные – если слабые. Нарушители дисциплины чаще всего и ведут себя плохо потому, что они деятельны, активны.

3. Не прибегать к угрозам, особенно таким, какие практически нельзя применить. Этого, казалось бы, элементарнейшего требования учителя чаще всего не придерживаются. Нарушитель много раз убеждается в этом и совершенно перестает реагировать на любые угрозы. Нередко такой нарушитель остается равнодушным даже тогда, когда его исключают из школы. Лучше применить к ученику то или иное наказание без специального предупреждения, ибо наказание всегда действует слабее, если ученик уже подготовлен.

4. Удерживаться от ненужных замечаний. Особенно за мелкие и неумышленные провинности, не влияющие на нормальный ход урока. Ведь не всегда мелкие нарушения перерастают в большие, к тому же дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Учитель, который привык ежеминутно делать замечания ученику, никогда не достигает надлежащего уровня дисциплины. Это чувство меры необходимо сохранить и во всех других способах влияния на учеников.

Присутствуя на различных уроках, убеждаешься, что лучшие из учителей с первых же шагов в классе ведут работу по организации условий для проявления ученической инициативы. Иногда им для этого приходится задавать увлекательные, каверзные загадки, иногда – преподносить воодушевляющие сведения, интересные рассказы, создавать проблемные ситуации. Главное – предоставить инициативу детям (а когда они ее не берут, то найти способ заинтересовать их, найти способ навязать им инициативу), а затем управлять процессом ее использования. Для этого требуется умение изобретательно и сложно вести наступление. Оно украшает работу учителя. При этом учитель, как и всякий другой человек, пользуется всеми доступными средствами: повышение голоса, разнообразие словесных воздействий, уточнение цели, переключение внимания учеников на новые объекты, паузы, шутки и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных