Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ воспитательного занятия




(из отчета по практике студентки IV курса

физического факультета Стоющевой О.Ю.)

 

26 февраля посетила классный час на тему «Спешите делать добро» в 8 «В» классе СШ № 25, ответственной за проведение которого была Оксана Петровна Видасова. На нем присутствовало 22 ученика, а также два студента-практиканта.

Если исходить из того, что классный час – это форма воспитательной работы, способствующая формированию отношений к различным жизненным явлениям, то можно определить назначение данного классного часа – заострить внимание учащихся на такой нравственной проблеме, как добро, порассуждать о различных проявлениях добра и зла в жизни, заставить подростков задуматься над собственным поведением. Обсуждаемая проблема, несомненно, актуальна для подростков, которые оценивают реальную действительность, создают собственную систему ценностей, строят свое взаимодействие с другими людьми, опираясь на складывающиеся жизненные принципы. И очень важно, чтобы среди этих принципов находилось место гуманному подходу, уважению другого человека.

Подготовка к классному часу включала выполнение учащимися нескольких заданий: семиклассники написали сочинение-размышление на тему: «Для чего нужна доброта?»[1], собрали афоризмы, пословицы, поговорки о добре и зле, нарисовали символы добра и зла, подготовили сценку «Ум и доброта». Получили вопросы для обсуждения: можно ли быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах, можно ли заставить человека быть добрым, трудно ли быть добрым, что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?

Занятие проходило в подготовленном помещении: парты расставлены полукругом, на доске записаны слова Л.Н. Толстого, Л. Бетховена, В.А. Сухомлинского о доброте, подготовлен наглядный компьютерный материал в виде слайдов.

Обсуждение проблемы началось со вступительного слова Оксаны Петровны: что есть добро в жизни человека. Она предложила детям продолжить фразу «Добрый человек – это …»и сделала небольшое обобщение по высказаниям детей и анализу рисунков-символов добра и зла.

Далее классный руководитель рассказал учащимся притчу о противостоянии зла добру, о распространении зла, его многоликости, о страданиях и бедах, которые зло приносит людям, подвел детей к выводу о необходимости совершать добрые дела, и подкрепил этот вывод словами мыслителей прошлого, пословицами и поговорками, а также мыслями самих учащихся, взятых из их сочинений.

Далее все наблюдали сценку «Ум и доброта», участниками которой были две пары: сначала два мальчика, а затем две девочки. Один человек из пары брал на себя роль ума, второй – доброты, и они рассуждали в диалоге, кто из них важнее и кто может быстрее помочь людям. Получилось интересно, эмоционально, убедительно. Чувствовалось, что семиклассники осмысленно отнеслись к заданию, изложению своей позиции в творческой форме.

Следующей ситуацией классного часа была работа в группах. Дети получили карточки с названиями разных профессий (ветеринар, врач, воспитатель детского сада, водитель автобуса, корреспондент газеты и т.д.). В результате группового обсуждения они должны были найти ответ на вопрос, почему в данной профессии очень нужна доброта, а затем доказать это всему классу.

Продолжая работать в группах, учащиеся обсудили и предложили законы доброты, записали их на доске и сверили свои «наработки» с компьютерным вариантом (демонстрация слайдов).

В заключении Оксана Петровна обратилась к классу с заданием: «Вспомните ситуации, когда вам хотелось сделать что-то доброе своим родным, но вы не смогли это осуществить. Постарайтесь сегодня это сделать». Это звучало своеобразным домашним заданием и ненавязчивым требованием рефлексировать свое состояние после состоявшегося разговора.

Классный час своим содержанием и методикой организации был нацелен на обсуждение важной нравственной проблемы: добрые помыслы, дела, поступки людей. Следует отметить информационную насыщенность и познавательную значимость мероприятия: использовался литературный материал, «сгустки» народной мудрости в виде пословиц, поговорок, примеры из жизни, направленные на осмысление подростками нравственных ценностей. Мероприятие включало задания, вопросы, ситуации, требующие размышлений, анализа, выводов. Благодаря руководящей роли классного руководителя, обсуждение проблемы шло логично, с акцентом на важных вопросах. Подростки заинтересованно обсуждали тему, они видели, что их мнения, мысли, творчество нужны и важны для всех.

В способах воздействия и взаимодействия преобладали разъяснения, беседа, пример, выдвижение перспектив, совет, что позволяло учащимся не только воспринимать социальные нормы, ценности, отношения, правила поведения, но и задумываться о своих взаимоотношениях с миром и другими людьми, решать свои внутренние проблемы. Особенно выразительными в своем отношении к происходящему в классе были Артем Леонов, Олег Новиков, Лариса Иванченко, Инна Пахомова. Хочется отметить профессиональное поведение Оксаны Петровны. Она очень хорошо владеет словом: слово у нее имеет глубокий смысл и эмоциональную окраску. Она гармонично формирует в воспитаннике социально необходимое и индивидуальное, умеет понять позицию другого человека, оказывать дифференцированное воздействие на класс.

Подводя итог, хочу сказать, что я осталась довольна своим присутствием на классном часе. Я убедилась, что классный час, если он интересно задуман и удачно проведен, обладает большим воспитательным потенциалом, может стать событием в школьной жизни ребенка.

 

Фрагмент отчета по заданию «Презентация учителя-мастера»

(выполненный студенткой IV курса филологического факультета

Владимиренко С.В. по результатам посещения урока

Арабей Аллы Владимировны, учителя географии СШ № 10 г. Орши)

Изучая организацию учебной работы, я посетила несколько уроков Аллы Владимировны. В каждом классе были интересные находки по целенаправленному сотрудничеству. Для примера возьму урок в 7 классе по теме «Южная Америка».

Задачи урока: способствовать обобщению и систематизации знаний по теме «Южная Америка», развитию познавательного интереса к теме, самостоятельности и активности учащихся на уроке, формированию мировоззрения, коммуникативных умений.

Материальная обеспеченность урока: учебники, дополнительный текстовый материал к уроку, физическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Особенностью урока является его нетрадиционная структура через сочетание учебных «ситуаций».

«Мотивация». Эта ситуация направлена на создание условий для включенности в работу. Стимулирующим фактором выступает стихотворение Р. Рождественского «Да осенит вас Южный Крест», латиноамериканские мелодии, соответствующий компьютерный видеоряд – все, что вводит учащихся в атмосферу Южной Америки.

«Знаете ли вы, что …». Сообщение учителем дополнительной информации, интересных фактов, описания событий, цифрового материала, расширяющих знания учащихся.

«Самоконструкция». Создание каждым учащимся опорного конспекта о природе, экономике, культуре Южной Америки.

«Мини-отчет». Предъявление выполненных работ классу.

«Моделирование». Работа в группах по подготовке эскизов эмблемы материка.

«Афиширование». Демонстрация эскизов и объявление географического значения использованных символов.

«Творчество». Составление путеводителя по Южной Америке для туристов из Беларуси – работа в парах.

«Продолжение следует». Задание на дом.

«Что мы скажет друг другу». Итоги урока, оценка и самооценка процесса и результатов работы.

Вывод: Схематичное изображение урока не может отразить тонкостей процесса взаимодействия учащихся с изучаемым материалом, учителем, друг с другом, обучающими пособиями. Однако, даже схема убеждает, что урок был насыщен разными заданиями, включающими семиклассников в активную коллективную, групповую, индивидуальную работу по осмыслению и систематизации применению знаний. И в этом великая заслуга учителя.

 

Фрагмент отчета по заданию «Презентация учителя-мастера»

(выполненный студенткой IV курса филологического факультета

Губаревич Е.С. по результатам посещения урока

Бондаренко Ирины Николаевны,

учителя начальных классов гимназии № 9 г. Витебска)

Обсуждение с Ириной Николаевной проблемы современного обучения школьников, посещение ее уроков, показали, что учительница большое внимание уделяет воспитанию интереса к учению, и так организует урок, чтобы дети все 45 минут были заняты делом. Для этого часто предлагает работу в группах.

Например, тема урока в 4 классе «Имя прилагательное». Учительница после приветствия с учащимися предлагает им послушать два описания белорусской природы. Первое описание без имен прилагательных, второе с именами прилагательными. На вопрос «Какое описание вам больше понравилось?» учащиеся ответили: «Второе». «Почему» - спросила учительница. «Во втором описании много красивых слов» - ответили учащиеся. «Эти красивые слова называются именем прилагательным» – пояснила Ирина Николаевна. – «Сегодня на уроке мы будем учиться красиво говорить и писать, используя имена прилагательные».

Так учительница сформировала мнение класса о личном значении проводимой работы на уроке, тем самым показала, что на уроке будет полезным, новым, интересным.

«Как будем изучать имя прилагательное?» Учительница предлагает варианты. Она демонстрирует красивый летний пейзаж и предлагает: «Одна группа опишет этот пейзаж с использованием имен прилагательных. Для второй группы подготовлен текст, в котором надо найти и подчеркнуть имена прилагательные. Третьей группе необходимо придумать имена прилагательные и вписать их в предложенный текст вместо многоточий. А четвертой группе нужно придумать ситуацию «На прогулке в парке» и описать ее красиво, используя разнообразные прилагательные. «Согласны ли вы с такими вариантами работы?» - обращается Ирина Николаевна к классу.

Было видно, что учащиеся привыкли сотрудничать с учителем, они знают, как работать в группах и умеют организованно работать. После презентации выполненных заданий, отвечая на вопросы Ирины Николаевны, учащиеся сделали вывод, что имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. Новый материал они усвоили и смогли применить знания при выполнении упражнений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных