Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






V Теория отчуждения, освобождения




  • Это одна из первых социальных теорий старения предложена американскими психологами Каминзон и Генри в 1961 году

Утверждается, что по мере старения пожилые люди отчуждаются от ряда общественно-значимых функций и ролей, чтобы это общество могло продолжать нормально функционировать.

! «старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе.»!

Совершенно естественным признается тот факт, что в результате ухода на пенсию старые люди утрачивают свои прежние социальные роли, молодые и энергичные люди занимают вакантные роли и функции, не задумываясь над переживаниями и желаниями ушедших пожилых предшественников.

! Последовательное разрушение социальных связей означает своего рода подготовку к последующему акту “ухода” к смерти.!

• В ней утверждается, что старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе

Процесс “социального ухода” характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, уменьшением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя. “Уход” освобождает человека от привычного давления со стороны социума и позволяет более молодым и энергичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции.

32. Психосоциальные теории старения: теория активности, концепция продуктивного старения.

Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально- философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей.

· Теория активности (деятельности)

 

Автор: Хэвигхерст (1963) (Havighurst)

 

Согласно этой теории стареющие люди должны оставаться активными как можно дольше, заменяя свою традиционную деятельность новыми видами и формами.

 

Например, пожилая медсестра или учитель могут использовать свои знания, умения и навыки работы в самых разнообразных видах взаимодействия с другими людьми, в том числе и в волонтерской работе. Это можно сказать и о пожилых врачах, юристах, всех, кто работает в системе “человек — человек” и кто в пожилом возрасте в облегченных формах и видах активности способен эффективно работать и комфортно взаимодействовать с другими людьми, особенно молодыми.

 

Вступая в старость, пожилые люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.

 

Данная теория отвечает настроениям наиболее физически здоровой и социально активной части пожилых граждан, которые с возрастом начинают уделять больше внимания волонтерской работе и скорей являются не объектом социальной работы, а ее субъектом.

 

!Однако! возраст здоровья и сил не прибавляет, поэтому теория активности не является всеохватывающей. Вместе с тем отметим, что согласно этой теории любой пожилой человек может найти себе активное место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям.

 

•!Активность позволяет сохранить социальную адаптированность в пожилом и старческом возрасте!

 

В настоящее время эта теория является одной из самых разработанных и служит основой для многих социальных программ и проектов, в том числе и межпоколенных.

 

Сторонники теории считают, что пожилые люди должны сохранять свою активную роль, свойственную им в молодом и среднем возрастах, в целях нормального функционирования и устойчивого развития общества. Чтобы получать удовлетворение жизнью в старости, необходимо полностью заменять прежние социальные отношения новыми, которые бы позволяли на качественно новом уровне сохранять активную жизненную позицию и играть определенную роль в обществе.

 

 

v «Теории продуктивного старения».

 

Понятие «продуктивность» почти всегда ассоциируется с оплачиваемым трудом и принижает не только неоплачиваемую работу старых людей, но и неоплачиваемую работу любого человека.

 

Ярким примером тому является так называемый “женский труд”: приготовление еды, уборка дома, стирка, уход за детьми и т.д. Поскольку он практически не оплачивается, то его не считают работой. Неработающие вне дома женщины, домохозяйки “не работают”, хотя занимаются приготовлением пищи, заботятся о муже, детях, других членах семьи. А ведь это почетная и продуктивная работа.

 

Согласно теории продуктивного старения, любая работа, как оплачиваемая, так и неоплачиваемая, выполняемая пожилыми людьми и связанная с производством товаров и оказанием услуг, считается продуктивной.

 

Волонтерская, добровольческая деятельность пожилых как дома, так и вне его вполне подходит под эти критерии.

 

Продуктивные действующие пожилые люди, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют чувство компетентности в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально активными.

 

К формам продуктивной активности кроме волонтёрской можно отнести и заботу о младших, других членах семьи, знакомых, шефская помощь молодым людям (наставничество), занятие любимым делом, хобби и др.

 

Многие пожилые люди, имеющие большой жизненный и профессиональный опыт, активно включаются в военно-патриотическую, краеведческую, поисковую, культурно-просветительскую, шефскую, иную волонтерскую работу, которая непосредственно связана с социальным воспитанием подростков.

 

Такие пожилые люди живут продуктивной жизнью, сочетая добровольческую работу и посильную деятельность, что в условиях старения обеспечивает достаточный! баланс активности и интереса к жизни!.

 

33. Психосоциальные теории старения: ролевая теория, теория обмены ролей, теория стратификации возраста, теория социального обмена, теория событий жизни, теория меньшинства, теория субкультуры.

Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально- философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей.

 

· «Ролевая теория старения».

 

Это теория возникла из идеи, фокусированной на приспособление человека к ролям, превалирующим в обществе.

 

Говоря о старении, акцент в этой теории сделан на приспособлении человека к смене роли на последнем этапе жизни.

 

Возрастные ограничения бывают как:

 

· формальными, выраженными законами и правилами (выход на пенсию),

 

· неформальными, выраженными общественным мнением, субкультурой (пожилой человек практически заканчивает учиться, пожилые люди редко вступают в брак и др.).

Пожилые люди, так же как и молодежь, должны быть подготовлены к ролям, свойственным возрасту, а также к их потере или прекращению.

 

Например, потери роли мужа или жены, отца или матери, кормильца, опекуна, начальника, независимого человека.

 

Пожилому человеку и связанным с ним молодым людям следует помочь освоить новые социальные роли: пенсионера, дедушки или бабушки, зависимого человека, вдовца/вдовы или заботливого и внимательного внука/внучки, кормильца, помощника.

 

Рассмотрим это на примере роли дедушки или бабушки, во взаимодействии с которыми у подростков больше всего возникает конфликтных ситуаций. Пожилой человек, не освоивший роль бабушки или дедушки, продолжает вести себя авторитарно, как мать или отец, финансово содержащий семью. Вместе с тем все члены семьи понимают, что его финансовые возможности на пенсии ограничены (хотя и не у всех), потенциалы здоровья не те и он уже физически зависим от других членов семьи, поэтому и его роль во многих семье уже не так значима. Некоторые подростки это чувствуют и во многих случаях, пользуясь зависимым положением пожилого человека, унижают его.

 

! Следует отметить, что в некоторых случаях потеря прежних ролей может сделать пожилого человека свободным в последние годы его жизни.!

 

Например, незамужние женщины, бездетные вдовы, занимающие с молодого возраста активные общественные роли, ограничивающие их поведение, при их потере в пожилом возрасте становятся более свободными.

Или пожилые мужчины, которые с возрастом, наконец, освобождаются от бремени финансовой поддержки семьи, начинают вести более свободный образ жизни.

В таких случаях потеря прежней роли! не носит негативный! характер, но вместе с тем необходимо, чтобы появились новые позитивные социальные роли, которые бы заполнили образовавшийся вакуум.

Принципиально важным для реализации межпоколенного подхода в социальном воспитании является то, чтобы пожилой человек в своей новой роли не должен быть только её объектом (зависимым), а превращался бы в её субъект, играл посильную, значимую роль.

Говоря о социальных ролях, следует отметить, что они тесно связаны с рождением, полом, этнической принадлежностью, классом человека. Есть группы ролей, изначально ставящие человека в выигрышное или проигрышное положение. Например, рождение человека в богатой или бедной семье. Проигрышные роли тяжелым образом сказываются на судьбе человека, часто делая его незащищенным от бедности.

Вместе с тем, пожилой возраст может дать человеку поразительные роли, сделать любого счастливым в это время жизни. Это, прежде всего, касается половых ролей. Пожилые женщины более жизнестойки, чем мужчины, эмоционально более спокойные и способные позаботиться о себе. И это несмотря на то, что они чаще живут в одиночестве, а многие имеют финансовые трудности. Возможно, дискриминация в течение всей жизни сделала их более жизнеспособными, позволила сохранить больше сил в пожилом возрасте. Поэтому пожилые женщины начинают больше ценить себя, учатся это делать, становятся независимыми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных