Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы организации и виды финансовой политики предприятия




Организация финансовой политики строится на определенных принципах.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности.

Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости – за счет банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более.

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым, а также самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В условиях рыночной экономики права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.

Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам, руководству организации и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.

Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Как известно, финансы предприятия выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность – финансовый контроль.

Различают несколько видов контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих его.

Общегосударственный (вневедомственный контроль) осуществляют органы государственной власти и управления. В Российской Федерации – это высшие органы государственной власти и правления – Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предпринимательских организаций, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля – это внутренний аудит, проверка по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом данного контроля является деятельность экономических субъектов, отвечающих определённым требованиям. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.

Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они при­носили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

По направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.

Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период более 12 месяцев или на период, превышающий операционный цикл, относятся к долгосрочной финансовой политике. В процессе ее разработки выявляют основные тенденции развития организации:

- рост объемов производства и продаж;

- лидерство в конкурентной борьбе (выражается показателями рентабельности капитала и продаж);

- максимизацию цены (стоимости) организации;

- определение финансовых отношений с государством (налоговая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

- выработку кредитной стратегии;

- управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

- ценовую стратегию;

- выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, которая обусловлена изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

1) разработка ценовой политики;

2) управление текущими издержками;

3) управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

4) управление финансированием текущей деятельности;

5) организация текущего финансового планирования.

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее следует считать конструктивной.

В случае если личные, групповые и другие интересы при определенных условиях реализуются в ущерб развитию объекта, то такая финансовая политика считается деструктивной.

В практике рыночных отношений нередки случаи, когда появляются фирмы, которые не собираются развиваться, работать долгое время. Их задача — в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнеров, избегая вложений в производство, и быстро закрыться, исчезнуть. Политика руководства подобных фирм — пример деструктивной финансовой политики.

Финансовая политика может быть противозаконной (криминальной), если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Не всякая деструктивная финансовая политика является противозаконной, так как субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках закона.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных