Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Системы права и судопроизводства, юридическая профессия скандинавских стран.




Скандинавские государства преимущественно представляют из себя конституционные монархии (Швеция, Норвегия, Дания) и только Финляндия вместе с Исландией «стоит особняком в ряду северных стран, поскольку вплоть до сегодняшнего дня ученые- государствоведы определяют ее форму правления как полупрезидентскую республику»[6]. В рассматриваемых странах несомненная социально-политическая стабильность и непринятие революционных форм политической борьбы сочетается с сильной социальной политикой и активным государственным курсом на перераспределение доходов. Существуют прочные традиции соблюдения конституционных прав, и в 1919 г. шведский институт омбудсмена появился в независимой Финляндии, а в 1952 г.- в Норвегии и Дании[7].

Можно сказать, что наиболее населенная из скандинавских стран- Швеция, представляет вполне типичную картину в отношении государственного патернализма и социального конформизма. Патернализм этот- не прихоть, а дань суровым климатическим условиям и скудным материальным ресурсам на протяжении длительного исторического периода, «чтобы допустить вмешательство- либо удачных частных инициатив, либо конкуренции». С целью «сделать доступными медицинское обслуживание и надлежащее обучение для всех районов Северной Швеции, например, требовались государственные инициативы некоммерческого характера. Они и были предприняты в начале XVII века государством, церковью и в меньшей степенью местными органами управления». В XIX в. нехватка частного капитала в сочетании с военными интересами побудили государство заняться железнодорожным строительством, а развитие дорогостоящей гидроэнергетики в горных районах в XX столетии также потребовало государственного вмешательства.

Нельзя не отметить, что шведский (а в широком смысле и скандинавский) патернализм упал на благодатную почву социального конформизма. Промышленный переворот проходил здесь медленно и практически совпал здесь с эпохой индустриализации последней трети XIX в., и это избавило правящие круги от многочисленного, радикально настроенного пролетариата. Шведский рабочий класс сохранил связь со своим недавним сельским прошлым и имел по своей сути социально-выжидательную фермерскую психологию.

В 1975 г. в Швеции вступила в действие новая конституция. «Принципы народного суверенитета, представительной демократии и парламентаризма отныне и формально сменили дуализм 1809 г.- разделение власти между королем и риксдагом. В отличие от единых конституционных актов двух других скандинавских стран шведская конституция по-прежнему состояла из Закона о престолонаследии 1810 г., Закона о свободе печати 1949 г., Формы правления 1974 г. и Акта о риксдаге 1974 г.».

В Норвегии действует Конституция 1814 г., в Дании Конституция 1953 г., в Финляндии- Конституция 1999 г. Формальные полномочия шведского монарха более ограничены, чем скажем датского, который сохранил за собой правоназначения и увольнения членов правительства и высших должностных лиц, утверждения законов и издания актов временного характера. Однако даже в Финляндии, которая стала первой страной, в которой утвердилась полупрезидентская или смешанная форма правления, налицо тенденция к расширению полномочий парламента за счет исполнительной власти в соответствии с новой Конституцией 1999 г.

Таким образом, можно констатировать, что скандинавские государства сохранили и укрепили традиции парламентаризма, доставшиеся им от достаточно успешного противостояния абсолютизму в период средневековья и столь не характерные для континентальной Европы в то далекое время.

В системе источников права скандинавских стран наряду с законодательством большую роль играют судебные прецеденты. Вместе с тем их применение не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем». В то же время известную роль играют обычаи, прежде всего морские и торговые. Характерно, что в условиях давних и устойчивых традиций парламентаризма большую роль в толковании законодательства играют материалы обсуждения законопроектов, позволяющие выяснить «истинные намерения» законодателя.

Неудивительно, что в ситуации достаточной значимости прецедентного права кодификация не получила всеотраслевого развития, как это имеет место на европейском континенте (Франция, Германия). Например, Шведский Свод законов 1734 г. формально продолжает действовать, но законодательство, не укладывающееся в его систематику, «охватывает многие отрасли шведского права: трудовое и акционерное право, законодательство об охране промышленной собственности и о социальном обеспечении, об охране окружающей среды, многие разделы административного права,…». Так, в сфере гражданского права значимую роль играют законы об акционерных обществах (1975 г.) и о торговых компаниях и партнерстве (1980 г.). Получило развитие экологическое законодательство: в частности, предусмотрены меры по регулированию добычи полезных ископаемых, гидрологических условий и использованию пестицидов. Закон 1970 г. о недвижимом имуществе допускает ограничения прав собственников в интересах охраны природы.

В Норвегии среди источников права важная роль, наряду с законодательством, принадлежит правовым обычаям (в том числе, в сфере конституционного права, поскольку приходится адаптировать Конституцию 1814 г. к современным потребностям) и судебным прецедентам. Гражданское право не кодифицировано и состоит из крупных законов, проекты которых, как правило, были подготовлены совместно со специалистами из других скандинавских стран. В то же время в стране действует Гражданский процессуальный кодекс 1915 г., Уголовный кодекс 1902 г.- новаторский по своей сущности, отразивший идеи социологической школы уголовного права, и Уголовно-процессуальный кодекс 1887 г.

Датское право в прошлом «не испытало на себе сколько-нибудь определяющего влияния права какого-либо государства. Лишь с последних десятилетий XIX в. оно оказалось вовлеченным в процесс целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств». Как и у своих скандинавских соседей, гражданские правоотношения лишь частично систематизированы: налицо несколько важных законов, но в них «сказывается влияние прецедентного права». «В сфере гражданских правонарушений значительных законодательных актов нет; здесь непосредственно действует нормы прецедентного права...» В сфере семейного и наследственного права применяются постоянно пересматриваемые акты после консультаций с другими скандинавскими странами. Уголовный Кодекс 1930 г., как и норвежский, является неординарным явлением- «в нем сделана попытка сочетать концепции «неоклассической» и социологической школ уголовного права» и «предусмотрены весьма широкие пределы судейского усмотрения». В свою очередь Финляндия подтверждает отмеченную тенденцию в отсутствии всеобъемлющей кодификации в праве скандинавских государств. Отдельные отрасли права регулируются разделами шведского Закона 1734г., но действуют и отдельные акты, принятые как в момент вхождения Финляндии в состав Российской Империи, как и в период независимости. В частности, Уголовный Кодекс 1889г. «отмечает известная простота и краткость изложения», представляя судье широкие возможности для выбора наказаний.

Судебные системы скандинавских государств, как и право несет в себе немало общих черт, их отличает простота, разумная функциональность и демократизм.

Например, в самой крупной из скандинавских стран - Швеции насчитывается 95 окружных судов, рассматривающих дела коллегиально (гражданские дела-коллегией в составе трех судей, уголовные дела и дела, касающиеся брачно-семейных отношений слушаются коллегией в составе председательствующего судьи и трех гражданских заседателей). Следующей инстанцией являются 6 апелляционных судов, в которых дела решаются не менее чем тремя судьями (при рассмотрении уголовных дел в состав коллегии входят два гражданских заседателя). Главным судом общегражданской юстиции выступает Верховный Суд в Стокгольме (в нем 16 судей, но дела подсудны коллегии из 5 судей).

Специализированные суды (за исключением особой ветви административной юстиции) не представляют собой каких-либо особых органов, а фактически являются тем же общегражданскими судами, но в особом составе (это относится, например, к судам по делам земельной собственности, экологическим судам, но не к единственному в стране Суду по трудовым спорам в составе 17 членов- из них трое- эксперты по рынку труда, остальные - представители предпринимателей и профсоюзов). Что же касается административной юстиции, то она имеет аналогичную с общегражданскими судами структуру: 23 районных административных суда, 4 апелляционных административных суда, Верховный административный суд.

Отличительной чертой судебной системы Норвегии является наличие здесь примирительных комиссий, которые пытаются примирить стороны в гражданских исках в досудебном разбирательстве. Что же касается общегражданской юстиции, то она, как в Швеции, имеет 3 уровня. 99 окружных (городские или муниципальное) судов, в которых дела рассматривает как правило, судья единолично, а по требованию, сторон- к судье присоединяется двое заседателей, пропускают через себя основной поток дел. 6 провинциальных апелляционных судов в количестве от 8 до 22 судей каждый работают обычно коллегиями по трое судей, но могут привлекаться и заседатели.

Верховный Суд Норвегии подразделяется на 3 палаты по 5 членов и одну палату из 3 членов: последняя из них занимается преимущественно научно-аналитической деятельностью и подготовкой публичных выступлений, а также отбором дел к слушанию двумя другими палатами. Членство в палатах не является постоянно закрепленным, а подлежит ротации.

Другой особенностью Норвегии является отсутствие ветви административной юстиции. Претензии частных лиц государственным органам принимает общегражданские суды. В то же время страна не отказалась от услуг Военных судов и единичных специализированных прочих судов, включая Суд по трудовым делам.

Трехзвенная судебная система- простая и доступная, существует и в Дании. Здесь функционирует 82 городских суда, два апелляционных суда (для Восточной и Западной Дании) и верховный суд. В судах первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично, а уголовные- с участием двух заседателей. «Широко распространена практика уплаты обвиняемым штрафа до суда над ним, исключающая процедуру судебного разбирательства и вынесение приговора». Еще одна рациональная деталь, облегчающая функционирование судебной системы в условиях небольшой страны с законопослушным населением- «судебные решения и приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы, как правило, только один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело, по существу, рассматривается заново».

Важную нагрузку для Дании как морской державы несет суд по морским и торговым делам в Копенгагене, апелляции на решения которого принимает Верховный Суд. В то же время в этой стране не существует отдельно административной юстиции и ее заменяет контрольные трибуналы и комиссии внутри министерств, но не подчиненные конкретному министру.

«Особенностью судебной системы Финляндии было то, что суды образовались так, как они складывались», а это привело к некоторой анахронистической усложненности судебной системы. Однако конституционная реформа существенно сократила число специальных судов. «В настоящее время сохранены лишь Государственный суд, Страховой суд, Суд по трудовым конфликтам, Коммерческий (Рыночный) суд и создан Совет по вопросам конкуренции».

В общегражданской юстиции судами первой инстанции являются окружные (уездные) суды, совместившие ныне производство гражданских и уголовных дел. Большинство дел они рассматривают коллегиально: основной массив уголовных дел (т.е. все, кроме самых несложных)- и значительную часть гражданских дел исследует судья и трое заседателей (более сложная часть гражданских дел подсудна трем профессиональным судьям). Такой разный подход к составу суда имеет должные основания. «Ведь если уголовные и семейные дела требуют исследования в наибольшей степени не столько законов, сколько фактов, что по силам заседателям, имеющим определенный жизненный опыт, то по сложным гражданским делам для вынесения правильного, справедливого и обоснованного решения необходимо знание законов, которым не обладают заседатели, не имеющие специального юридического образования».

Функции апелляционных и кассационных судов выполняют надворные суды в шести городах страны, использующее письменную процедуру. Верховный Суд, рассматривающий жалобы в коллегиях из 5 судей, может давать также заключения и по законопроектам. Как и в Швеции, в Финляндии имеется развитая система административной юстиции в составе Верховного административного суда и 12 административных судов губерний.

Интересной особенностью финской судебной жизни является контрольные функции над судейским корпусом со стороны юридического уполномоченного Эдускунты (парламента) и канцлера юстиции, назначаемого президента пожизненно, которые вправе привлечь судью-нарушителя к уголовной ответственности. Причем подобное право контроля, как справедливо отмечают скандинавские юристы в ответ на критику из-за рубежа, ничуть не нарушает принцип формально-организационной независимости судебной власти, а просто делает ее более ответственной и подотчетной обществу.

Юридическое образование в Швеции длится 4,5 года в университетах и завершается присвоением магистерской степени. Судейская карьера требует предварительной стажировки в судах различного уровня: вначале двухгодичного пребывания в качестве клерков в судах первой инстанции, а затем стажерства в судах второй инстанции. После испытательного периода соискатели судейской должности могут быть назначены помощником судьи. Адвокаты не обладают узкой специализацией, и их число невелико (около 3200), и они не проявляют особой активности в общественно-политической жизни.

В Норвегии юридическое образование финансируется государством и регулируется Министерством религии и образования, а прем в адвокатуру осуществляется после 2-х лет «ученичества» министерством образования. Допуск в адвокаты, имеющим право практиковать в Верховном Суде, осуществляется после выступления с тремя проверочными делами.

Схожие требования к юридическим кадрам выдвигают и в Дании. Лицензия, дающая право на адвокатскую практику, выдается Министерством юстиции по рекомендации профессиональных адвокатских организаций после 3 лет стажерства в адвокатской фирме. Что же касается судейских кадров, то они назначаются монархом по рекомендации независимого экспертного совета. Многие из назначенцев имели опыт предшествующей работы в качестве помощников судей и гражданских служащих Министерства юстиции.

 

 

Тема 5: Мусульманское право

Ислам - самая молодая из мировых религий и самая активная среди них. На нашей планете насчитывается свыше 1,3 млрд. его приверженцев, причем более чем в 40 странах они составляют большинство населения. Только в странах Европейского Союза более 15 млн. мусульманах и ожидается, что эта цифра возрастает к 2015г. до 40 млн. Быстро растут мусульманские общины и в странах других континентов, за пределами традиционного исламского ареала (в США - 10 млн., в Бразилии - свыше 5 млн., в Японии - около 1 млн. человек). Активность ислама проявляется не только в его стремительном географическом поистине общепланетарном распространении, но и в проникновении его во все структуры социума. Канонические источники шариата - кодекса поведения верующего, включающего в себя фундаментальные теологические и правовые нормы (Коран, Сунна, толкования мусульманских ученых) «охватывали все вплоть до мельчайших деталей, аспекты различных сторон жизни и деятельности государства, общества, каждого человека. Подобной регламентации нет ни в одной мировой религии». Указанная особенность, видимо, и предопределила высокую устойчивость и приспособляемость ислама и его правовых норм к социально-политическим и технологическим вызовам современной эпохи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных