Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние индусского права на правовую систему Индии.




Современная Индия- светское государство, отличающееся, однако, сложным этническо-религиозным составом населения, где имеет место взаимодействие свыше полутора тысяч языков и диалектов в том числе двух государственных (английского и хинди) и 15 официально признанных конституцией.

Несмотря на то, что эта страна неоднократно испытывала на себе вторжения мусульманских завоевателей, мусульмане составляют ныне значимую, но не доминирующую часть ее граждан (около 12%). Подавляющая часть индийцев считают себя индусами (82%), а это делает индусское право весьма влиятельным.

«…государство воздерживается принимать общие территориальные законы в сфере семейно-наследственных отношений, регулируемых личным правом отдельных религиозных общин. Исключение было сделано лишь в части Закона специальном о браке, принятого парламентом Индии в 1954 г.». Данный закон стал по сути дела незначительной модификацией закона 1872., разрешив по желанию сторон заключение гражданского брака без уведомления о своем вероисповедании. Он же признал возможность развода по взаимному согласию супругов.

В официальных кругах Закон был отнесен к первой попытке дать Индии единый гражданский кодекс» и за ним последовали Индусские законы о браке (1955), о наследовании (1956), о несовершеннолетии и опеке (1956), об усыновлении и содержании (1956), каковые в совокупности получили условные название Кодекса индусского права и которые распространяют свое действие также на буддистов, джайнов и сикхов. Однако в целом новое законодательство носит резко выраженный компромиссный характер и даже в таком виде встречает трудности в своем исполнении. Например, закон 1961 г. о запрещении приданного - чрезвычайно разорительного для большинства индийских семей, один из самых неэффективных законов, поскольку широкое понятие приданого в одной из статей сводится на нет объяснением к этой статье, которое разграничивает подарок в виде денег и одежды от приданого и при такой амфорной трактовке это «приводит часто к непреодолимым препятствиям для применения уголовных санкций».

Еще более красноречивым свидетельством торжества старых индуистских правовых традиций является сохранение кастового строя. Статья 15 Конституции Индии запрещает дискриминацию граждан по причинам, связанным с религией, расой, кастой, полом и местом рождения, а статьи 17 и 18 объявляют вне закона неприкасаемость. «Практика неприкасаемости рассматривается в качестве уголовного преступления и подлежит наказанию вплоть до тюремного заключения. Судам запрещено принимать во внимание обычаи, оправдывающие кастовое неравенство». В соответствии с законом 1976 г. предусмотрены специальные трибуналы и показательные судебные процессы. Более того, государство финансово поддерживает нижние касты и занимается квотированием для них мест в органах власти и при приеме на работу. Однако в местном самоуправлении по-прежнему господствует традиционная элита. Не изжита социальная дискриминация в отношении неприкасаемых, которые «не имеют доступа в большинство храмов и чайных в индийских деревнях. В большинстве сельских школ они должны сидеть в специальном углу. Сельские парикмахеры часто отказываются их обслуживать. Они не могут брать воду из общих колодцев». Массовое общественное мнение по-прежнему позитивно воспринимает неравенство каст, а полицейский и судебный аппарат не готов эффективно бороться с неравноправием.

Самым вопиющим, уродливым проявлением традиций индуизма является обряд сати- самосожжения вдов. Таких случаев известно не так много, но они бывают связаны с массовой общественной поддержкой ухода из жизни вдовы, как например, случилось 7 августа 2002 г., когда двоим полицейским пытавшимся вмешаться, противостояла враждебно настроенная толпа из 1000 человек и тогда было арестовано 15 человек. Государство пытается бороться с этими вспышками религиозно-бытового экстремизма, для чего в 1987 г. принят закон, преследующий подстрекательство к совершении сати и его последующее прославление (за последнее правонарушение предусматривается тюремное заключение от 1 года до 7 лет и штраф от 500 до 30.000 рупий).

В то время как сфера брачно-семейных отношений подверглась пока недостаточной модификации, хозяйственное право достаточно обширно и разветвлено, будучи представленным как английским актами колониального периода, так и современными законами. Непосредственное отношение к современной экономической деятельности имеют Закон о компаниях 1956 г., Закон об авторских правах 1957 г., Закон о реальном исполнении договоров 1963 г., Закон о монополиях и ограничительной торговой практике и др. При отсутствии в Индии единого гражданского кодекса (что объясняется не только сложной социально-политической ситуацией и негативным влиянием индуизма, но и долговременным воздействием английского прецедентного права) гражданско-процессуальные отношения регулируются ГПК 1908 г. «Гражданский процесс основан на английского модели. Однако имеются некоторые местные особенности. Например, не предусмотрена возможность рассмотрения каких-либо гражданских дел судом присяжных».

Трудовое законодательство появилось в Индии раньше, чем в какой-либо другой развивающейся стране-на рубеже XIX-XX вв., и за годы независимости пополнилось такими актами, как законы о промышленных конфликтах (1947 г.) и фабричном труде (1948 г.), закон о плантациях (1951 г.), закон об ученичестве (1961 г.). Государством в 1970-е гг. запрещен долговой труд и провозглашена равная оплата женского труда с мужским.

Уголовный Кодекс 1860 г., подготовленный комиссией под руководством Т. Маколея, весьма оригинальный и хорошо проработанный документ. В нем, в частности, отражены чисто специфические для Индии и индуизма вопросы: ответственность за храмовую проституцию, принесение человеческих жертв, сожжение вдов (обряд сати), осквернение мест религиозных церемоний и т.д. Велико его значение и для других стран, в частности, Бангладеш, Пакистана, Бирмы. «Он составил основу ныне действующих кодексов бывших английских колоний в Азии и Африке: Сингапура (1872), Цейлона (1883), Малайзии (1906), Брунея (1952). «В то же время на фоне старого УК в Индии достаточно новый УПК 1973., пришедший на смену Кодексу 1898 г.

Таким образом можно сказать, что среди источников современного индийского права законодательство играет важную роль, но не ушел в прошлое и прецедент - наследие английского колониализма, а правовой обычай формально ограничивается локально-отраслевыми рамками. Тем не менее индусское право как своеобразный противовес официальному государственному законодательству сохраняет свое значение в таких вопросах, как опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества, религиозные и благотворительные пожертвования, дамбупат (т. е. ограничение размеров процентов по займу суммой долга), кастовое право и отлучение.

Причем активные законодательные усилия со стороны государства и сдерживание им религиозно-правовой идеологии не гарантирует сами по себе эффективное поддержание правопорядка. В условиях многоязычной и многоконфессиональной страны (хотя и обладающей доминирующей религией), бедности и отсталости населения особенно актуальным является функционирование государственного аппарата и его репрессивных органов, подавление разрушительных коммунальных беспорядков и отказ от спекуляций на идее чисто западной демократии.

Индия -страна с жестким федеративным устройством, и ее Конституция 1950 г. предусматривает широкие права центра по отношению к штатам. Этот централизованный федерализм сказывается не только на организации исполнительной власти в центре и штатах, не только на широких возможностях введения общенационального чрезвычайного положения со стороны президента и президентского правления в штатах, но и на организации судебной власти.

Безусловное право президента (без согласия с законодательной власти) в назначении судей Верховного Суда и Высших судов штата и территорий- это особенность фактически полупрезидентской индийской республики. Аналогичное право губернаторов штатов и территорий- президентских назначенцев, формировать нижестоящие суды также укрепляет позиции исполнительной власти в целом. Подобный подход исходит из традиций английского колониального управления, приумноженных в период независимости в ситуации необходимого обеспечения единства многоликого федеративного образования.

Обратимся в связи с этим к оценке индийского исследователя Б. Ахмеда, который весьма точно описал обстоятельства государственной централизации в своей родной стране:

«Устойчивость политической системы- пишет он,- поддерживается, помимо прочего, принудительной силой государства. В отличие от большинства развивающихся стран государство в Индии после завоевывания суверенитета полностью сохранило свою роль регулятора жизнедеятельности гражданского общества. Вне всяких сомнений, британцы оставили после своего ухода столь развитую структуру государственной власти, которой не располагает ни одна освободившаяся страна афро-азиатского ареала. Эта структура не только пережила уход британцев - она консолидировала свое доминирующее положение в обществе, аккумулировав в себе дополнительный экономический и политический потенциал».

Правда, степень централизация, достигшая своего пика к середине 1970-х гг., ослабла в результате прекращения политической монополии партии Индейский национальный конгресс (ИНК). В последние десятилетия «несколько падает личная роль премьер-министра и правительства, не имеющего достаточно прочного большинства в парламенте и лишенного харизма рода Неру-Ганди. Нарушается слаженность работы партийно разнородного высшего законодательного органа, а на этом фоне усиливается значение судебной власти и возрастает координирующая роль президента».

Судебный активизм особенно заметен в позиции Верховного Суда- высшей апелляционной инстанции в стране и одновременно органа конституционной юстиции. Например, в одном из дел судьи констатировали, что не всегда квалифицированное большинство парламента в две трети представляет большинство населения, а значит его право принимать конституционные поправки не вполне легитимно. В другой раз суд наложил ограничения на роспуск президентом правительств штатов. Но характернее всего судебный активизм проявляется в либеральной интерпретации личных прав граждан, в том числе и из низких, непривилегированных слоев населения (заключенных в тюрьмах, детей проституток, лиц подневольного труда и т.д.) при этом, однако, нередко раздается критика в том, что Суд подменяет собой законодательную и исполнительную власть.

Властные возможности нижестоящих судов, разумеется, значительно скромнее, но следует учесть то, что они обязаны выполнять решения главного суда страны, и таким образом, судебная пирамида функционирует достаточно слаженно. Отметим, что кроме высших судов штата (их насчитывается 18), на территории субъектов федерации действуют окружные суды с неограниченной юрисдикцией по гражданским и уголовным делам и стоящие ступенькой ниже суды мунсифов и дополнительные суды. В основании судебной системы находятся суды панчаятов (т.е. сельских советов) в деревнях, избираемые местным населением и рассматривающие наиболее незначительные дела, и народные суды в лице какого-либо судьи или адвоката в отставке, использующие примирительные процедуры преимущественно в делах о возмещении ущерба. Отдельную ветвь юстиции представляют военные суды, имеющие 4 уровня.

Профессия юриста- одна из наиболее престижных в Индии, однако в ее структуре и функционировании долгое время не было должного порядка. Лишь в 1961 г. в соответствии с актом об адвокатуре в каждом штате учреждались советы адвокатов и всеиндийская адвокатура, которая вела общенациональный список адвокатов. Лицо, принятое в адвокатуру в каком-то конкретном штате получало право ведения практики в любой части страны, в любых ее судах. С согласия Верховного Суда и высших судов штатов любой адвокат в силу его способностей, опыта и заслуг мог быть квалифицирован как старший адвокат. Иных различий в среде адвокатов не существует, т.е. эта профессия в настоящее время едина. Образовательные услуги в сфере юриспруденции осуществляют сотни учебных заведений, в том числе и самые скромные, не имеющие даже собственных библиотек, и в то же время такие престижные как Индейская национальная школа права в Бангалоре. Обучение обычно длится 5 лет, за чем следует ученическая практика у адвоката или в юридической фирме. Всего в стране имеется около 1 млн. адвокатов.

В то же время широко распространено мнение о нехватке судейских кадров. В стране приходится примерно 25 судей на 1 млн. человек и 25-30% судейских вакансий являются свободными.

 

Тема 7: Дальневосточная правовая семья

Китай и Япония являются стержнеобразующими странами дальневосточной правовой семьи - странами столь непохожими, сколько и имеющими некоторые общие традиции, в корне отличные от культурно-правовых традиций христианских и мусульманских государств. Начнем с того, что государственное управление здесь организовано с особой тщательностью. «Элита дальневосточного типа воплощена в фигуре чиновника. Он объединяет в своем лице власть, духовно-жреческие функции, образованность, материальную обеспеченность». Одновременно широкие административные функции государства, подкрепляемые распространяемыми в общественном сознании патриархальными морально-этическими нормами, делает излишним правовой активизм индивидов. «В отличие от Запада, народы этих стран не склонны верить в право как в средство обеспечения социального порядка и справедливости. Разумеется, в них существует право, но оно наделено субсидиарной функцией и играет незначительную роль. В суды здесь обращаются и право находит применение лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешить конфликты и восстановить порядок». Вместе с тем география и история привели к тому, что Китай и Япония, а также Монголия, Корея, государства Индокитая с точки зрения их правовых культур и правовых систем «существенно отличаются друг от друга, а вторжение Запада не привело к изменению их традиционных структур».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных