Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовая система современной Японии




После окончания 2-й мировой войны и поражения милитаристких кругов вектор правового развития Японии кардинально поменялся. В Штабе американских оккупационных войск были разработаны многие политические экономические и правовые рекомендации, касались ли они конституционного устройства и конституционных прав, партийно-политической системы или хозяйственного регулирования. В новой Конституции 1947 г. император из всевластного орудия придворных клик превратился в «символ государства и единства нации», действующего по совету и с одобрения премьер-министра и по представлению парламента.

И все же несмотря на кардинальное изменение политической конъюнктуры, в Японии не пошли по пути тотального обновления законодательства, а внесли необходимые дополнения в старые кодексы конца XIX в. Действуют построенный по пандектной системе из 5 частей Гражданский Кодекс 1898 г. и Торговый Кодекс 1899 г., состоящий из 4 книг и дополненный около 30 законами. При этом «были полностью изменены разделы, посвященные семейному и наследственному праву; институт патриархальной семьи был отменен». В связи с принятием основного закона о труде и законодательства о земельной реформе перестали применяться соответствующие нормы Гражданского Кодекса. В 1960-1970-е гг. с учетом высокой плотности населения и остроты проблем, связанных с окружающей средой, было тщательнейшим образом разработано экологическое законодательство.

В Уголовный Кодекс 1907 г. были внесены частичные изменения, в частности, были отменены нормы о посягательстве на императорскую фамилию, декриминализирована супружеская измена со стороны жены, увеличена ответственность за злоупотребление властью должностными лицами.

Что же касается процессуального права, то судами применяется Гражданский процессуальный кодекс 1890 г. в редакции 1926 г. и Уголовно-процессуальный кодекс1948 г., осуществивший ряд заимствований из американского права и усиливший защиту прав подозреваемого и обвиняемого. Таким образом, в действующей судебной процедуре переплетаются элементы прошлого, связанные прежде всего с «инквизиционным процессом», в котором решающая роль принадлежит признанию обвиняемого, и элементы, заимствованные из англо-американской системы судопроизводства, де всячески подчеркивается состязательный характер судебного процесса и внешне беспристрастная позиция судьи».

Праву Японии - страны с феноменальными научно-техническими возможностями, не чуждо внимание к новейшим направлениям правового регулирования. Так, в последние 6-7 лет сложилась отдельная отрасль информационного законодательства, которая обеспечивает правовую защиту и порядок использования персональных данных граждан в компьютерных системах. Вслед за законом 1988г. с 1 апреля 2005г. в силу вступил новый закон, во многом вызванный провалом попытки учредить «Систему регистрации жителей» с выдачей каждому гражданину 11-значной цифрового кодового номера. Чуть ранее в Японии, как и во многих других странах (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, США, Франции и др.) в действие был введен закон «об опубликовании информации, принадлежащей административным органам». Иными словами, государство обеспечивает не только охрану частной жизни граждан от ненужного вторжения, но и в известной мере контроль над деятельностью администрации, что особенно актуально для страны с длительными традициями секретности и жесткого патернализма.

Обращаясь к вопросу об источниках права, опять - таки необходимо акцентировать внимание на некоторую японскую специфику. Хотя конституция и шесть основных законов (т. е. кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающее значение придается специальным законам - даже в кодифицированных отраслях. Например, Уголовный Кодекс был дополнен такими важными специальными законами, как Закон о предотвращении подрывной деятельности, Закон об охране оборонной тайны, Особый уголовный закон. Вместе с тем в качестве источников могут рассматриваться действующие обычаи и нормы морали, хотя сфера их применения под давлением законодательства сокращается. В то же время решения судов формально не расцениваются как источник права, однако, как правило, нижестоящие следует прецедентам, установленным Верховным Судом - особенно в случае пробелов в законодательстве (например, в сфере возмещения ущерба).

В японском унитарном государстве судебная система отличается значительной простотой. Возглавляет ее Верховный Суд в составе главного судьи и 14 судей, и он является последней инстанцией при решении всех гражданских, уголовных и административных дел. Одновременно Верховный Суд выполняет функции органа конституционной юстиции, рассматривая вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления, но решая данный вопрос вне связи с конкретным судебным делом. Он в отличии от большинства европейских конституционных судов, …не имеет специальной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исполнения решений по вопросам права в порядке cerciоrari, как это имеет место у Верховного Суда США. Суд имеет три отделения, и наиболее простые дела рассматриваются судьями любого из отделений. В связи с большой загруженностью он пользуется помощью 30 «научно-исследовательских судей» и 20 «исследовательских секретарей».

В довоенной Японии административные функции в отношении судебной системы выполняло Министерство юстиции, теперь они перешли к Верховному Суду в целях гарантировать большую независимость судебной власти от исполнительной. В настоящее время он каждые 3-5 лет дает назначения судьям нижестоящих судов, постепенно раз за разом производя не только их географическое перемещение, но и карьерный рост. При этом фактически эту важную прерогативу осуществляет не конференция членов Верховного Суда, а его Генеральный Секретариат, чье руководство формируется из членов нижестоящих судов и является элитой страны.

Нижестоящие судьи представлены 8 высшими судами, которые по сути дела являются апелляционными инстанциями для подавляющего большинства дел и судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим государственным преступлениям; 50 окружными судами - главным звеном судопроизводства, имеющимися в каждой из префектур; и 575 дисциплинарными судами, рассматривающими малозначительные гражданские споры (с ценой иска до йен или около 7 тыс. долл.) и мелкие уголовные дела. Кроме того, при окружных судах действуют семейные суды с компетенцией разрешения споров между супругами, дел о наследстве, правонарушений лиц в возрасте до 20 лет.

Заметной особенностью японской системы судопроизводства является отсутствие здесь фигуры присяжных, как это свойственно странам англо-американской правовой семьи, или народных заседателей в виде непрофессиональных судей, что характерно для стран Романо-германской правовой семьи. В то же время в Японии широко применяются примирительные процедуры, что более соответствует социально-правовым традициям японцев. Кстати подобные процедуры были введены в межвоенный период. Как дань «прекрасным старым обычаям», и они могли применяться по желанию сторон при рассмотрении споров об аренде земли и жилью. Со временем они приобрели более обязывающий характер. Причем, если считается, что в США неформальное разбирательство по сути дает преимущество более могущественной стороне в споре, то в Японии законы, санкционирующие примирительные процедуры в обычных конфликтах между кредиторами и должниками, благожелательны к последним.

В целом же в Стране Восходящего Солнца сложилась практика прибегать к судебному разбирательству достаточно нечасто.

«По утверждению Хендерсона, в 1959 году из всех дел, поступивших в японские суды, 40% затем были решены путем достижения мирового соглашения между сторонами в арбитражном комитете и около 20% - путем компромисса, достигнутого в ходе судебного заседания. В 14% всех дел стороны заявили суду об отзыве иска, скорее всего, по причине достижения взаимной договоренности помимо суда. И лишь в 26% случаев дело доходило до принятия судом решения по предъявляемым искам». Аналогичное неприятие японцами формальных процедур демонстрируют и социологические опросы. В 1976г. из более чем тысячи опрошенных жителей Токио только 8% признали целесообразным изначально прибегнуть к судебному разбирательству, 43% - посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% - ограничились выбором частных переговоров между сторонами.

Все это объясняет, почему нагрузка на японские суды не выросла всерьез после 2-й мировой войны, т. е. почему, например, число гражданских исков на 1000 человек населения увеличилась после 1945г. примерно с 1 до 3 в 1993г. Сравним этот показатель с аналогичным показателем для Аризоны - типичного американского штата, где в 1992г. он достиг значения 64!

Объясняется это как естественными геополитическими и социально-культурными факторами, так и эффективностью правовой системы. Нельзя не согласиться с тем, что однородная национальная структура населения, островное положение государства и единство языка, недопущение в течении длительного времени притока других народов содействовали стабильности, равно как и нормы взаимоуважения и система пожизненного найма ограничивают возможности для роста преступности. С другой стороны, достойна уважения эффективная и продуманная политика японских властей по изоляции банд. Например, в соответствии с неоднократно откорректированным законам о «О пресечении незаконных деяний членов бандитских группировок» 1992 г. возможна официальная регистрация бандформирований (т.е. помещение их под своеобразный «колпак» наблюдения) и запрет им заниматься полулегальными видами деятельности в виде сбора платы за «охрану» и «пожертвований», порядочных, ростовщичества. Причем «после вступления данного закона в силу все большее количество предпринимателей отказывается платить дань якудза [т.е. преступным синдикатам- Примеч. авторов], чисто по японски ссылаясь на нежелание нарушать Закон. …В результате экономическим бандитам остается либо ждать экономической смерти, либо браться за операции, которые, безусловно, запрещены законом» и вызывать в отношении себя легальные репрессии властей.

Еще в одном отношении японская правовая система действует весьма гибко и эффективно, и связано это с широким полномочиями правоохранительных и судебных органов в отказе от наказания. «На досудебной стадии соблюдается принцип целесообразной ответственности…, реализуемой в формах «отсрочки привлечения к ответственности»… и мер в отношении малозначительных преступлений»… Принципиальное различие этих форм состоит в том, что в первом случае основное внимание уделяется характеристике лица.., а во втором- малозначительности преступления». Кроме того, «на уровне судебного разбирательства действует институт освобождения от наказания.., который означает случай, когда преступление как таковое образовалось, однако выносится приговор, который, не отрицая то, что преступление совершилось, лишь освобождает от наказания за это преступление». Таким образом, государство не склонно всегда идти до конца в реализации репрессий, соблюдая чувство меры и целесообразности. О масштабах этого подхода свидетельствуют хотя бы данные за 1995 г., когда из всего массива материалов прокуратурой «примерно на половину было возбуждено обвинение в суде, на одну треть обвинение не было возбуждено (подавляющее большинство получили отсрочку возбуждения обвинения), материалы на примерно 10% были направлены в семейный суд». А вот другие сведения- уже о степени «судейского гуманизма»: при смягчающих обстоятельствах минимальные приговоры могут быть сокращены наполовину и все приговоры сроком до 3 лет приостановлены. Статистика свидетельствует, что почти в 60% случаев приговоры для взрослых правонарушителей приостанавливаются и большинство из них не ставится под какой-либо последующий контроль. В США, например, условное освобождение применяется лишь к 4% лиц, совершивших убийство, в Японии - к 19% лиц; существенная разница- 10% и 35%, 26% и 52% имеет место в отношении изнасилований т оскорблении действием. В целом же картина уголовных санкций, например, за 1998 г. выглядит следующей: из 1076329 окончательных приговоров 1006000 человек были обязаны выплатить штраф, 63576 - были приговорены к различным срокам заключения с принудительным трудом (в том числе 33- к пожизненному сроку), 2350- к заключению без принудительного труда, 7- к смертной казни. Разумная жесткость государства сказывается и на относительно небольшом числе заключенных в стране: так, в 1987 г. в тюрьме было заключено немногим более 29. 000 человек, а средняя ежедневная численность заключенных благодаря кратким срокам содержания составила чуть выше 55.000 (в США в тот же период времени число заключенных превысило 585000).

«Население Японии довольно неплохо знает право, среди него велико лиц, получивших юридическое образование, однако профессиональных юристов- судей, прокуроров, адвокатов - в Японии чрезвычайно мало». В процессе 4-летней подготовки на юриста в ходе первого ее этапа большое внимание уделяется изучению гуманитарных и естественнонаучных предметов, иностранных языков и лишь в течение немногим более 2-х лет преподаются отрасли права. Несомненным достоинством учебного процесса является внимание к иностранному праву: «на многих юридических факультетах читаются курсы.. историки континентального права, англо-американского права, немецкого права, французского права и науки управления».

Из примерно 45 тысяч выпускников, становящихся бакалаврами права подавляющее большинство трудоустраивается на государственной службе и в частных корпорациях, где, как правило, узкоспециализированные юристы (в отличие, например от США) не нужны. Путь к элитной, чисто профессиональной юридической карьере открывает только проводимый Министерством юстиции национальный экзамен по праву, который чрезвычайно сложно сдать (в 2000 г., например, из более чем 30. 000 желающих этот «фильтр» миновали менее 1000 испытуемых). В ходе дальнейшего 1,5-годичного пребывания в Институте правовых исследований и обучения попавшие туда «счастливчики» подвергаются как теоретической, так практической подготовке в судах, прокуратуре, адвокатуре. Те из них, кто желает начать судейскую карьеру, обращаются с соответствующим прошением в Верховный Суд, генеральный секретариат которого рекомендует того или иного соискателя на 10-летний срок на должность помощника судьи. Из выпускников элитного Института примерно 15% направляются на судейское поприще, остальные 10% становятся прокурорами, а 75%- адвокатами. Всего же в Японии из-за жесткого ограничения численности профессионального юридического сообщества насчитывается чуть более 2000 судей и более 1000 прокуроров, а также 18. 000 адвокатов, что приводит к соотношению 1 высокопрофессиональный юрист на 5900 человек- наиболее низкий показатель среди развитых стран.

 

 

Тема 8: Правовые системы стран Африки и Латинской Америки

Африканский и Латиноамериканский континенты имеют в том смысле общего между собой, что они стали объектом жесткой колониальной экспансии европейских государств, и это коренным образом повлияло на их социально-экономическое и политико-правовое развитие. В отличии от многочисленных стран Азии, где экспансия европейской цивилизации носила выборочный, анклавный характер и привела преимущественно к созданию полуколониальных или полузависимых режимов, Африка стала не только объектом прямого грабежа ценнейших материальных ресурсов, но и источником рабской силы для колонизаторов. В свою очередь колонии Центральной и Южной Америки (как впрочем и США) оказались конечным пунктом в торговле рабами и также являлись долгое время объектом прямой эксплуатации. Впрочем сходство Африки и Латинской Америки на этом закончилось, поскольку последняя все же сумела добиться формальной независимости в начале XIX в., а первая обрела ее на полтора столетия позже. В правовом отношении страны обоих континентов были вынуждены активно заимствовать иностранное право- более активно, чем это было свойственно, скажем, отдельным странам Азии. Но при этом в государствах Латинской Америки места для правовых обычаев коренного населения не осталось, поскольку само население было частично истреблено и частично ассимилировано, а на Африканском континенте в современной правовой жизни причудливо переплелись традиционное право местных народов и право бывших колонизаторов, прошедшее определенную коррекцию временем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных