ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение ФП со смежными отраслями права.Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание ФП с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.
Финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общегосударственный интерес. Кроме ФП к публичному относятся, например, конституц. и адмю право. Конституционное право является ведущ.отраслью в системе права, т.е. его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Н.-р, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах ФП. Конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для ФП, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Тесная связь адм. и ФП проявляется через «пересечение» предметов правового регулирования этих отраслей. Предметом адм. права явл. обществ. отношения, непосредственно связанные с реализацией исполнительной власти и возникающие в процессе деят-ти др. гос. органов. А предметом ФП, явл отнош-я, возникающие в процессе финан. деят-ти гос-ва и муницип. образований. Последние также в большинстве случаев реализуются в ходе деятельности исполнительной власти. Существует некоторая сложность в разграничении адм. и ФП по предмету правового регулирования. Однако метод правового регулирования, т.е. дополнительный Критерий отграничения отраслей права у адм. и ФП один и тот же - метод властных предписаний (императивный метод). А значит, он не может выступать в качестве критерия при отграничении этих двух отраслей права. Предметом ФП явл. только те отношения, которые непосредственно обеспечивают образование, распределение и использование гос. и муниц.денежных фондов. Предметом же адм. права являются иные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти. Это отношения, обеспечивающие осуществление иных функций государства: национальной безопасности, природоохранную, социальную и т.д.
В начале 90-х гг. появилась новая отрасль права — муниципальное право. В предмет этой отрасли права включаются и отношения, возникающие в процессе финансовой деят-ти муницип. образований. К этим отношениям относятся три группы, а именно: а) по формированию и исполнению местных бюджетов и внебюджетных фондов; б) по установлению и взиманию местных налогов и сборов; в) по организации муниципальных займов. Таким образом, вышеназванные группы отношений всегда являются составляющими предмета ФП.
ФП тесно связано с гражд. правом. Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деят-ти государства и муниципальных образований, т.е. той сфере, которая очерчивает предмет ФП, являются, в сущности, имущественными. А как известно, предметом гражданского права как раз и являются имущественные и личные неимущественные отношения. Таким образом, по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет место «пересечение» предметов финансового и гражданского права. Если основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний, то гражданско-правовое регулирование построено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения. Основная масса отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований — финансово-правовые. Однако, как показывает практика, в условиях финансовой нестабильности и финансовых кризисов, государство активно 'изыскивает новые финансовые инструменты пополнения доходов казны, которые с юридической точки зрения все чаще являются гражданско-правовыми.
11. Финансовый контроль: понятие, задачи и объекты контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных гос. и муниц. фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов гос. власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Объектом финансового контроля явл. денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Для осущ-ия финанс. контроля созд-ся особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными спец-ми. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль явл.элементом гос. принуждения, т.к. законом предусмотрены различн. формы ответс-ти за неисполнение бюджетно-налогового законод-ва. Сферой финансового контроля явл. практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её, обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности Выполнение цели осуществляется путем решения задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики: - обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов; - обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием; - улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации; - проверки выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов; - проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями организациями и физическими лицами; - проверки целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств; - проверки финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций; - проверки осуществления субъектами ФП денежных расчетов и правил ведения кассовых операций; - обеспечения соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ценностями; - пресечения и предупреждения правонарушений в финансовой сфере. Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за: – выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; – выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления; – использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов; – соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями. Значение финанс. контроля: при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деят-ти правопорядка всеми органами гос. власти и местн. самоупр-я, предприятиями, учреждениями, организ-ми, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|