Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений.




Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из гос. или местного бюджета.

Установлено, три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям.

Основными среди них являются специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. БК РФ не применяет термин «специальные средства», называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников, и более подробно – доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Кроме названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

За исключением общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления. Так, гос. и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополн., в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юр. лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений. В ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено право гос. и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета гос. заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. В тоже время предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов.

 

42. Государственный кредит: понятие, правовое регулирование, методы управления государственным долгом.

Гос. кредит - это совокупность экономических отношений между гос-ом в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юр.лицами — с другой, при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Гос. кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности.

Правовые основы долговой политики РФ заложены в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 75 государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Отдельные статьи устанавливают компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального Собрания, в том числе и в сфере гос. долговой политики (ст. 80, 84, 85, 104, 105, 106, 107, 114 Конституции РФ). В части полномочий Президента РФ конституционные нормы гласят, что Президент РФ определяет основные направления долговой политики как элемента внутренней и внешней политики государства (ст. 83). Кроме того, он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, в том числе долговой (ст. 84). Помимо этого, согласно Конституции РФ Президент РФ координирует деятельность органов всех ветвей государственной власти, в том числе в области долговой политики государства.

Часть 3 ст. 104 Конституции РФ в части полномочий Федерального Собрания РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Конституционной нормой регулируется порядок рассмотрения федеральных законов по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106).

Правительство РФ в соответствии с нормами Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, в котором определяются основные параметры программы государственных внешних и внутренних заимствований, предельные объемы государственного долга, а также обеспечивает их исполнение. Кроме этого, Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, в том числе в части параметров заемной политики (ст. 114), а также в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Па конституционном уровне установлены также основы организации контроля за реализацией заемной политики в рамках бюджетной деятельности государства. Так, в соответствии со ст. 101 для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В Конституции РФ нашло отражение распределение полномочий в сфере государственных заимствований между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5, 71, 72). Так, в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет.

Помимо Конституции РФ вопросы государственного долга в настоящее время аккумулированы в БК РФ (гл. 14, 15). Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" установлены специальные нормы но регулированию названного вида государственных долговых обязательств. Кроме того, цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике1 и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства. Важную роль в правовом регулировании госкредита играют акты исполнительной власти, в том числе регулирующие вопросы выпуска и обращения отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.

Отдельные вопросы, связанные с управлением гос. долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, урегулированы в многочисленных нормативных документах Минфина России и соответствующих нормативных актах Банка России, а также в актах других уполномоченных органов исполнительной власти3.

Важный блок вопросов, связанных в том числе с правовым регулированием отдельных аспектов государственного долга, получил отражение в ГК РФ. Гл. 7 "Цепные бумаги", устанавливает виды гос. ценных бумаг; гл. 42 "Заем и кредит", содержащей статьи о договоре государственного займа (ст. 817), отдельных видах долговых инструментов (ст. 815, 816), новации долга (ст. 818), общие условия кредитных соглашений; гл. 23 о поручительстве (§ 5 ст. 361 - 367); ст. 414 "Прекращение обязательства новацией" и ряд других положений ГК РФ.

 

Развитие рынка ценных бумаг и активное нарастающее вовлечение государственных долговых инструментов в товарооборот порождают количественный и качественный рост связанных с ними финансовых правонарушений. Вследствие этого в последние годы были существенно дополнены КоАП РФ и УК РФ. В новейшем российском законодательстве получила существенное развитие тематика ответственности за финансовые правонарушения, в том числе в сфере государственных заимствований. В состав административных правонарушений в области финансов, регулируемых гл. 15 КоАП РФ, вошли и некоторые положения, применимые к недобросовестным действиям в сфере операций с государственными долговыми активами и пассивами (ст. 15.15-15.21). Ряд статей УК РФ предусматривает санкции за мошеннические действия в области кредитно-заемных отношений, таких как незаконное получение кредита (ст. 176), злоупотребления с ценными бумагами (ст. 185, 185.1, 185.2, 186).

В последние годы в связи с постепенной интеграцией России в мировую экономику российская правовая система пополнилась значительным объемом норм международно-правового характера. РФ в рамках урегулирования своего долга заключила различного рода соглашения с Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития и другими международными финансовыми организациями многочисленные двусторонние договоры по долговой тематике. Названные нормы международно-правового характера также являются источником правового регулирования государственного кредита.

 

Методами управления государственным долгом являются:

• конверсия;

• консолидация;

• унификация;

• обмен облигаций по регрессивному соотношению;

• отсрочка погашения;

• реструктуризация;

• аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных