Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ соответствия условий получения и предоставления кредита




 

Следующим этапом анализа дебиторской задолженности должна стать оценка соответствия условий получения и предоставления кредита.

Деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием коммерческого кредита от своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции.

Поэтому от того, насколько сроки, на которые предприятию предоставляется коммерческий кредит, соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности (длительности нахождения материалов в запасах, периоду их образования в готовую продукцию, сроку погашения дебиторской задолженности), зависит финансовое благополучие предприятия.

Следует иметь в виду, что длительность периода погашения дебиторской и кредиторской задолженности не может оцениваться равнозначно. Период от момента получения продукции (услуг) от поставщиков до перечисления им денежных средств должен сопоставляться с полным временем, необходимым для однократного оборота средств на предприятии, то есть длительностью операционного цикла.

При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженности необходимо учитывать возможный эффект запаздывания, связанный с различными сроками их погашения. Указанный эффект приводит к тому, что результаты сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности на основании балансовых данных становятся некорректными и требуют дополнительного уточнения.

Наличие непогашенной дебиторской задолженности создает проблему нехватки денежных средств. Одним из предусмотренных Гражданским кодексом РФ вариантов получения денежных средств является финансирование под уступку денежного требования. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона- финансовый агент передает другой стороне- клиенту денежные средства в счет денежного требования к его должнику. В свою очередь, клиент уступает финансовому агенту это денежное требование

Важно обратить внимание на то, что в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешения (лицензию) на осуществление такой деятельности.

В зависимости от того, как распределяются риски в случае неплатежа должника, могут быть выделены следующие формы ответственности клиента перед финансовым агентом. В случае если риск лежит на клиенте, то при неплатежеспособности должника клиент обязан вернуть суммы, полученные от финансового агента. Такая сделка называется факторингом без регресса (без права финансового агента переуступки требования клиенту в случае неплатежеспособности должника).

В том случае, если по условиям договора финансирование клиента осуществляется путем покупки у него денежного требования финансовым агентом финансовым агентом, клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование.

В данном случае риск лежит на финансовом агенте (факторинг без регресса).

Важной проблемой анализа является порядок списания дебиторской задолженности. Известно, что в составе дебиторской задолженности российских предприятий числится та ее часть, которую можно охарактеризовать как задолженность, нереальную для взыскания. При этом нередки случаи, когда просроченный срок оплаты составляет более 3 лет, то есть свыше обозначенного срока исковой давности.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва по сомнительным долгам либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, сумма сомнительных долгов не резервировалась.

В гражданском праве срок исковой давности представляет собой период времени, установленный законом для судебной защиты лица, право которого нарушено. Принципиально важно правильно установить начальный момент течения срока давности. Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В этот момент предприятие- кредитор уже знает, что исполнения обязательства не последовало.

Истечение срока исковой давности прекращает существование объективных гражданских прав. Следовательно, сохранение сумм данной невостребованной задолженности в составе актива баланса приводит к искажению информации о фактическом объеме требований, которые предприятие может предъявлять своим дебиторам, отчетных данных, завышению реальной дебиторской задолженности и чистых активов.

Учитывая все вышеизложенное, выделим в анализе особо важные моменты. Так, при анализе дебиторской задолженности необходимо:

· контролировать состояние расчетов с покупателями применительно к отсроченной (просроченной) задолженности. Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения;

· выявлять концентрацию дебиторской задолженности и связанный с этим риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

· следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

· использовать в анализе дисконтированную стоимость дебиторской и кредиторской задолженности;

· оценить возможность и целесообразность предоставления скидки при досрочной оплате.

Существует ряд приемов и способов предотвращения неоправдан­ного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. Для этого необходимо:

избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупа­телей, представляющих организации, отрасли или страны, испытываю­щие серьезные финансовые трудности;

периодически пересматривать предельную сумму отпуска товаров (услуг) в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного;

при продаже большого количества товаров немедленно выставлять счета покупателям с тем, чтобы они получили их не позднее чем за день до наступления срока платежа;

определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, с данными у конкурентов и с показателями прошлых лет;

при предоставлении займа или кредита требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений, взыскивающих дол­ги при наличии поручительства;

гасить задолженность путем зачета, новации, отступного, т. е. пре­доставления встречного однородного требования, замены первоначаль­ного обязательства другим или предоставления иного исполнения дол­говых обязательств;

продавать долги дебиторов банку, осуществляющему факторинго­вые операции, или другим организациям на основе договора цессии, если потери от невозвращенного долга существенно меньше, чем время и средства, которые необходимо потратить на его взыскание;

обменивать дебиторскую задолженность на акции или доли участия в уставном капитале предприятия-должника с целью усиления своего влияния в его бизнесе.

Для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции (товаров, услуг) или предлагать ак­кредитивную форму расчетов.

Предварительная оплата стоимости сделки — наиболее выгодный для поставщика способ расчетов, так как не только гарантирует полную оплату, но и позволяет использовать в обороте денежные средства по­купателя до того времени, пока товар станет его собственностью. Для покупателя-плательщика, наоборот, этот метод расчета невыгоден, по­скольку приводит к существенному отвлечению денежных средств из собственного оборота. Компромисс интересов чаще всего достигается путем предоставления ценовых скидок за предварительную оплату.

Несомненные преимущества для поставщика предоставляет аккреди­тивная форма расчетов. Аккредитив, как- условное денежное обязательст­во, принимаемое банком по поручению плательщика, не нуждается в ава­ле (поручительстве), гарантирует своевременность платежа при предъявле­нии необходимых документов по отгрузке (отпуску) товаров. Вместе с тем, как и при предоплате, при этой форме расчетов происходит отвле­чение денежных средств покупателя, величина которого зависит от суммы сделки и срока действия аккредитива. Чаще всего расчеты с помощью ак­кредитивов используются при поставках по импорту и экспорту.

К сожалению, в российской практике практически не используют­ся расчеты чеками, в одинаковой степени выгодные и удобные как для покупателей, так и для продавцов, поскольку не создают проблемы долговых обязательств. Ранее это было вызвано тем, что чеку отводи­лась роль письменного расчетного документа ограниченного примене­ния. В настоящее время согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации чек как форма расчетов имеет статус ценной бумаги. Достаточ­но эффективными в безналичных расчетах являются чеки, выпускае­мые кредитными организациями, обеспечивающие гарантию платежа по ним. К сожалению, возможности использования и учета чека как ценной бумаги практически не изучены.

Депонирование денежных средств в аккредитивы, чековые книжки и иные платежные документы (кроме векселей) отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" по субсчетам в специальной таблице аналитического учета к указанному счету. Расход средств отра­жается в регистре синтетического учета - журнале-ордере № 3по кре­диту счета 55. В Инструкции по применению Плана счетов к счету 55 рекомендуется открывать субсчет "Чековые книжки", а также преду­смотрена возможность бухгалтерского оформления расчетов чеками за продукцию (работы, ycлуг). В аналитическом учете необходимо отра­зить особенности их использования в качестве безусловной гарантии платежа, предусмотренной этой формой расчетов.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчи­вых расчетных отношениях между предприятиями за продукцию (услу­ги). Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Их учет ведется на обособленном субсчете к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", аналити­ческий учет осуществляется по каждому покупателю и заказчику.

Бухгалтерские записи при расчетах плановыми платежами осуще­ствляются у поставщика при отпуске продукции и услуг в следующем: порядке:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи";

при оплате проданной продукции и полученных услуг: Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

У покупателя делаются обычные записи по оприходованию товар­но-материальных ценностей и их оплате.

Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупа­телей за досрочную оплату счетов. Обычно это делают путем предоставле­ния скидок с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуще­ствлен ранее договорного срока. Выигрыш поставщика состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денеж­ном обороте, он с лихвой возмещает предоставленную скидку.

В каждом из перечисленных случаев необходимы предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращения дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию. Если решается вопрос, отпускать или не отпускать в долг продукцию (товар) покупателям, от сделок с которыми ожидается ми­нимальная прибыль, существует правило, согласно которому это целе­сообразно делать в тех случаях, когда доход от дополнительных продаж превышает суммы затрат по обслуживанию кредита.

Иногда возникает проблема, стоит ли отпускать продукцию или то­вар, оказывать услуга в долг в полном объеме временно некредитоспо­собным или ограниченным в средствах покупателям при уверенности в последующем возврате дебиторской задолженности. Опыт отечест­венных и зарубежных организаций свидетельствует о том, что отпус­кать товар и услуги в кредит в полном объеме можно лишь тогда, когда это приведет к получению маржинальной прибыли (дохода).

Бартернаясделка представляет собой не денежный, но оцененный и сбалансированный товарообмен, оформляемый единым договором или контрактом. При этом оценка товаров и услуг производится по договорным ценам, компенсация дебиторской и кредиторской задолженности и взаимных претензий осуществ­ляется в основном дополнительными постав­ками или их уменьшением/Другие условия бартерных сделок аналогич­ны условиям договоров купли-продажи. Как форма расчетов бартерные сделки используются при отсутствии или ограниченности денежных средств, в том числе конвертируемой валюты, или при неустойчивости ее курса.

Долговые обязательства при бартерных сделках возникают при не­сбалансированности взаимных поставок в течение отчетного периода. Поскольку во взаиморасчетах участвуют как минимум две организации, каждая из сторон обязуется передать другой стороне один товар или услуги в равной по стоимости сумме. На практике, однако, встречают­ся случаи, когда часть их стоимости погашается посредством бартерной сделки, а остальная часть — денежными средствами.

Величина долговых обязательств по договору мены, регламентирую­щему бартерные поставки, определяются на момент перехода права собственности на товар. Такое право переходит к каждой из сторон, выступающей в договоре покупателем, после исполнения ее обязательств как поставщика. Таким образом, переданные ценности (про­дукция, товары) остаются собственностью продавца до момента их по­лучения. Одновременно с этим полученные ценности не переходят в собственность покупателя до тех пор, пока им не будет передана про­дукция другой участвующей в договоре организации.

Из изложенного следует, что продукция, переданная покупателю, должна учитываться организацией-продавцом на счете 45 "Товары от­груженные" до тех пор, пока от него не будут получены материалы (то­вары). Одновременно с этим поступившие материалы (товары) до мо­мента перехода права собственности на них отражаются у покупателя на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Счет учета дебиторов и кредиторов при этом не используется.

Полученные согласно договору мены от контрагента материалы принимаются и приходуются на склад, а в бухгалтерском учете они отражаются по дебету забалансового счета 002, где значатся до мо­мента отгрузки в адрес контрагента и затем списываются с него по кредиту.

Если организация отправляет продукцию своему клиенту по дого­вору мены до получения от него материалов, то на фактическую ее се­бестоимость дебетуется счет 45 "Товары отгруженные" в корреспонден­ции со счетом 43 "Готовая продукция".

По совершении обеих сделок и погашении взаимозадолженности принятые материалы ставятся на балансовый учет, определяется объем продаж отгруженной продукции, исчисляются НДС и полученная при­быль.

На стоимость полученных материалов дебетуется счет 10 "Материа­лы" и кредитуется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".. Продажная стоимость продукции оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 90 "Продажи", фактическая ее себестоимость — по дебету счета 90 в корреспонденции со счетом 45 "Товары отгруженные". Исчисленная для уплаты в бюджет сумма НДС, так же как и при продаже продукции по договору поставки, отражается по дебету счета 90 "Продажи" и кре­диту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Финансовый результат выявляется путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 90 и списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

Погашение задолженности за полученные материалы и по отправ­ленной продукции отражается на одну и ту же сумму - на стоимость обмениваемых материальных ценностей по дебету счета 60 и кредиту счета 62.

В случае когда в соответствии с договором мены сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, сторона, которая сделает постав­ку первой, может воспользоваться правом встречного исполнения обя­зательств, т. е. приостановить или отказаться от договора и требовать возмещения убытков, если налицо обстоятельства, очевидно свидетель­ствующие о том, что исполнение бартерной сделки другой стороной не будет произведено в установленный срок.

Достаточно эффективными, обеспечивающими сбалансирован­ность дебиторской и кредиторской задолженности являются расчеты между покупателями (потребителями) и поставщиками (подрядчика­ми), основанные на зачете взаимных требований по обоюдным постав­кам. Использование этой формы расчетов должно быть обусловлено соответствующими договорами.

Расчеты, основанные на зачете взаимных требований, могут быть разовыми и постоянно действующими.

Разовые зачеты проводятся в отдельных случаях взаимных расчет­ных отношений. Их сущность заключается в том, что перечисление де­нег производится не по каждому случаю, а по разнице в задолженности за определенный период, например один раз в 5 дней и последний день месяца.

Постоянно действующие зачеты подразделяются на:

а) децентрализованные зачеты взаимных требований по месту на­хождения расчетных счетов предприятий;

б) расчеты по сальдо взаимных требований между двумя предприя­тиями.

На каждого участника децентрализованных зачетов открывается отдельный лицевой счет по зачету. Для учета таких расчетов в рабочем плане счетов предприятия может дополнительно вводиться специаль­ный счет, обороты по дебету которого корреспондируют с кредитом счетов учета продаж, товаров отгруженных, расчетов по краткосрочным кредитам и займам, а по кредиту - с дебетом расчетных счетов, счетов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и др. Таким образом, по дебету этого счета отражаются суммы, причитающиеся предприятию по предъявленным и принятым к зачету расчетным документам, а по кредиту — суммы, подлежащие оплате предприятием. Записи на счете производят в том же месяце, в котором осуществлено зачисление или списание сальдо по результатам зачета с расчетного или ссудного счета.

Регулирование долговых обязательств зачетом взаимных требова­ний во многом схоже с товарообменными операциями. Сходство со­стоит в полном млн. частичном отсутствии денежных расчетов между организациями. Вместе с тем прекращение долгового обязательства с учетом встречного однородного требования не изменяет его денежного характера и не затрагивает оснований возникновения. Зачет встречных требований может осуществляться при наличии обязательств по расче­там двух и более сторон, когда они в результате исполнения разных по содержанию договоров по отношению друг к другу одновременно являются и дебитором, и кредитором.

При проведении взаимозачета необходимо:

оформить акт сверки взаиморасчетов на основании данных бухгал­терского учета у контрагентов;

подтвердить первичными расчетными документами сумму задол­женности с выделением НДС, сверить величину задолженности, номер и дату договора и первичных документов, свидетельствующих о воз­никновении обязательств;

оформить письмо или письменное заявление (уведомление) за подписью руководителя и главного бухгалтера либо по взаимному решению сторон составить и подписать акт о проведении взаимоза­чета;

оформить соглашение (акт) о взаимозачете, который должен стать финансовым документом, свидетельствующим о прекращении обяза­тельств, с оговоркой способа погашения остатка задолженности одной из сторон, если размеры встречных требований неравны;

погашение задолженности по взаимным требованиям отразить в бухгалтерском учете в момент подписания акта (соглашения) о взаи­мозачете по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При полной эквивалентности взаимных требований обязательства- прекращаются одновременно у каждой из сторон, и зачет приравнива­ется к оплате товаров (работ, услуг).

Если требования не эквивалентны, полностью погашается только меньшее требование, а оставшаяся сумма задолженности возвращается иным образом, как правило в денежной форме.

Анализируя российский и международный опыт расчетных взаимо­отношений между организациями, можно утверждать, что наибольший риск отпуска товаров и услуг без предоплаты или немедленной оплаты возникает в период расстройства денежного обращения, валютного де­фолта, других потрясений финансово-кредитной системы страны, а так­же при расчетах с фирмами государств с неустойчивым политическим режимом. В подавляющем большинстве случаев отпускать товар в кре­дит с разумными сроками оплаты вполне оправдано. Более того, это в определенной степени выражение доверия к покупателю и его платежным возможностям, которое во всех случаях оценивается им положите­льно и способствует развитию хозяйственных взаимоотношений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных