ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды и методы финансового анализа
Классификация финансового анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе финансовый анализ классифицируется по разным признакам. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой финансового анализа во всех отраслях национальной экономики. По признаку времени он подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный). Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. По методике изучения объектов финансовый анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико - математическим, экономико - статистическим, функционально - стоимостным и т.д. По субъектам - различают внутренний и внешний. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. По содержанию программы - комплексный и тематический. Оценка финансового состояния может быть выполнена с разной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. "Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа."[3, с.198]. "Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков: · анализа финансового состояния; · анализа финансовых результатов деятельности предприятия; · анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности."[3, с.195]. В процессе финансового анализа применяются различные приемы, методы и модели. Существуют различные классификации методов экономического анализа. "Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа" [15, с.57]. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построение систем аналитических таблиц и т.д. Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки таких методов; они составляют второй уровень классификации. К ним относятся: · классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа такие как: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделение изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования; · традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики; · математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.; · экономические методы: матричные методы [6, с.14], гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса; · методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование и т.д.; · методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графиков, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления. "Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др."[15, с.58]. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. "Методы анализа и финансовые концепции обсуждаются с точки зрения принятия решений. Это означает, что все они связаны с тремя основными типами решений, которые принимают менеджеры любой работающей компании: по инвестициям, производственной деятельности, финансированию" [21, с.5]. Среди известных в настоящее время методов финансового анализа можно выделить несколько основных, наиболее освещенных в научной литературе: · чтение отчетности · горизонтальный (временной) анализ · вертикальный (структурный) анализ · трендовый анализ · анализ относительных показателей (коэффициентов) · факторный анализ · сравнительный (пространственный) анализ · индексный анализ · метод цепных подстановок · диагностический (экспресс-анализ) · маржинальный анализ · экономико - математический анализ · стохастический анализ Чтение отчетности - это "изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяются имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года" [19, с.28]. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческий решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. Это достигается посредством использования приема сопоставления анализируемых данных во времени. Горизонтальный (временной) анализ - позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предыдущим периодом. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, "...показывая изменения в позициях отчетов в течении времени он не дает полной картины бизнеса" [16, с.95]. Вертикальный (структурный) анализ - производится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 % (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса). Зарубежные аналитики, в частности, Ван Хорн называет этот метод финансового анализа процентным [13, с.163]. "Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Можно выделить две основные черты, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа: · -переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям, · -относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике" [15, с. 112] Трендовый анализ [3, с. 211]- сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Данный метод часто в научной литературе называют методом сравнения [10, с.386]. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия, для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния. Большим преимуществом этого метода является то " что он сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике" [26, с. 19], а "основная трудность...заключается в том, что не существует абсолютных стандартов, с которыми могли бы быть сопоставлены его значения" [20, с.100]. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Индексный анализ - наиболее часто упоминается в зарубежной литературе [13, с.166] и заключается в представлении данных баланса и отчета о прибылях и убытках в виде индексов по отношению к базисному году, причем соответствующие данные базисного года принимаются за 100 %. "Этот метод описан и в учебном пособии "Финансы предприятий" [3, с. 215] Шереметом А.Д. и Сайфулиным Р.С. По своему содержанию и сути он дополняет вертикальный (процентный) анализ и, в некотором смысле, напоминает горизонтальный анализ. Метод цепных подстановок [10, с.386] - или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. "Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель."[3, с.9]. "Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения" [3, с. 14]. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно - следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Экономико - математический анализ позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резерв повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время разработкой специальных аналитических программ занимается целый ряд фирм. Но для более глубокого изучения предмета и ускорения математических расчетов в данной дипломной работе составлены алгоритмы расчета показателей для финансового анализа исследуемого предприятия самостоятельно с помощью электронных таблиц EXSEL. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|