ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Причины и факторы, влияющие на изменение качества ТСМПри транспортировании, хранении и использовании ТСМ происходит изменение их качества, т.е. ухудшение свойств в результате действия ряда причин физического (загрязнения, изменения состава присадок, расслоения и др.) и химического (окисления и разложения базового масла и присадок) характера. Снижение качества ТСМ приводит к снижению надежности агрегатов машин, ухудшению их эксплуатационных характеристик и загрязнению окружающей среды. Особое влияние на работу ма- шин оказывают обводнение ТСМ, изменение их фракционного состава, загрязнение, образование смол и осадков. Обводнение ТСМ происходит в результате поглощения воды из атмосферы и конденсации паров из отработавших газов. Наличие воды усиливает окисление и вспениваемость ТСМ, ухудшает их смазывающие свойства, способствует возникновению коррозии | деталей, выпадению присадок и образованию осадка. При массовой доле воды в моторном масле 1,5... 2% скорость изнашивания деталей двигателя увеличивается в 1,5 раза. Испарение ТСМ обусловливает потерю легких фракций. Наибольшему испарению подвержены бензины, что приводит к ухудшению пусковых свойств, увеличению нагароотложений и ускорению изно-I са деталей двигателя. Испарение масел практически отсутствует. Основными причинами загрязнения ТСМ являются попадание | в них примесей из-за нарушения герметичности уплотнений в агре-I', гатах машины (сапунов, манжет и др.); использование неисправных заправочных средств и заправки открытым способом; низкое | качество фильтрации в агрегатах; образование продуктов изнашивания, окисления, коррозии и др. Как показывают исследования вследствие загрязнения рабочей жидкости гидросистем происходит 50... 75 % отказов гидроагрегатов, а их ресурс снижается более | чем в три раза. После фильтрации дизельного топлива с тонкостью I очистки от 24 до 13 мкм срок службы плунжерной пары дизеля подвышается более чем в два раза. Окисление снижает качество и ухудшает эксплуатационные свой-|сгва масел (повышается вязкость, ухудшаются низкотемператур-!ные свойства и др.). Смолистые вещества, содержащиеся в топли-| ве, при работе двигателя накапливаются в виде отложений на клапанном механизме, распылителях форсунок и других деталях, что ^снижает мощность двигателя, повышает расход (угар) масла и по- \ вышает износ двигателя.
Контроль качества нефтепродуктов в ЭП проводится в целях ^предупреждения их потерь, восстановления свойств, а также для Црценки технического состояния агрегатов машин при корректировке режимов ТО и ремонта. Он включает в себя приемочные, контрольные и полные анализы. Приемочный анализ проводится ЭП. При этом определяют цвет, ЦПрозрачность, плотность, вязкость, а также содержание механических примесей и воды в ТСМ. Контрольный анализ проводится |в лабораторных условиях для установления соответствия качества ^нефтепродуктов требованиям ГОСТов или ТУ. В этом случае на-f ряду с параметрами, определяемыми при приемочном анализе,
определяют основные физико-химические и эксплуатационные показатели ТСМ. Лабораторные методы анализа определяются соответствующими ГОСТами. Полный анализ проводится после длительного хранения нефтепродуктов, а также для определения их марки и сорта, если они поступили в ЭП без паспорта, в неисправной таре или с нарушенной заводской упаковкой. В ЭП для контроля вязкости, содержания механических примесей и воды, а также кислотного числа обычно применяют методы экспресс-анализа. Контролируют также зольность и щелочность моторных масел. Нормы показателей качества ТСМ устанавливаются в соответствующих нормативных документах. При экспресс-анализе используют переносные лаборатории, например ЛАМА-7, которые обычно включают в себя комплект пробоотборников; нефтеденси-метр (для определения плотности); вискозиметр (для определения кинематической вязкости) и другие приборы и химикаты (реактивы) для определения наличия воды, водорастворимых кислот, щелочей, углеводородов, температуры застывания, фактических смол. Методы восстановления качества ТСМ Возможно полное или частичное восстановление эксплуатационных свойств ТСМ. Полное восстановление (регенерация) ТСМ производится обычно на нефтеперерабатывающих предприятиях. ЭП выполняют обычно их частичное восстановление с помощью установок, отделяющих только механические примеси и воду. Для очистки ТСМ используются три основных способа: отстаивание, фильтрование и центробежное сепарирование. Для активизации
применяются электромагнитное и элетростатическое поля, ультразвук и другие методы.
Отстаивание - один из самых простых способов очистки, при котором вода и механические примеси оседают на дно резервуара (рис. 5.5). После отстоя топливо и масло перекачивают через фильтры в резервуары (тару). Отстаивание применяется как самостоятельный процесс восстановления качества ТСМ, а также как предварительный процесс, предшествующий фильтрации. При отстаивании из топлива удаляются частицы размером более 2 мкм, а из масла из-за его высокой вязкости только более 50 мкм.
Отстаивание является медленным процессом расслоения, длительность которого зависит от вязкости ТСМ и состава загрязнений. Например, при температуре 20 °С для удаления из верхних слоев дизельного топлива механических примесей на 90...95% и воды необходимо 50... 100 ч. При этом все равно не оседают частицы примесей размером менее 15 мкм. При очистке для ускорения процесса отстоя масло подогревают до 60... 80 °С. Сильно обводненные моторные масла после удаления из них воды и осадков обычно мало пригодны для работы в двигателе, так как в воде растворяется значительная часть приса-р док. Поэтому их используют в гидросистемах навесного оборудования тракторов, воздухоочистителях и других агрегатах. Фильтрование производится с помощью пористых перегородок |{фильтров), пропускающих жидкость, но задерживающих твердые I «астицы. Фильтрацию обычно применяют для топлива и рабочих ржидкостей. Фильтрация моторных и трансмиссионных масел из-за |их высокой вязкости затруднена. Наиболее распространенными фильтрующими материалами {(Являются фильтр-диагональ, капроновая ткань, хлорин и др. Они ^обеспечивают очистку от механических примесей размером более ||0... 40 мкм. Значительно выше эффективность фильтрации нетка-
|шми материалами (тонкость фильтрации до 10... 20 мкм). Исполь-|ование бумажных фильтров позволяет очистить топливо от более Мелких примесей (свыше 5 мкм). Для очистки маловязких ТСМ (топ-рив и рабочих жидкостей) могут использоваться фильтры-сепараторы, основу которых составляют пакеты фильтрующих, коагулирующих и водоотталкивающих элементов. Конструкции фильтровальных установок различны, но обычно Врни включают в себя фильтр (одно- и многосекционный), насос с Шриводом от электродвигателя и систему подогрева.
Для очистки масел часто при-|меняется центробежное сепариро-ыание в тарельчатых и трубчатых центрифугах (рис. 5.6). В трубча-гом барабане осаждение частиц ^происходит под действием цент-эобежной силы со скоростью Fu 1ри скорости осевого движения e. В тарельчатой центрифуге во вращающемся роторе под неко-горым углом а к оси вращения юмещены тарелки. Жидкость юдается в барабан, выходя из ЯСГО, распадается На ряд СТруЙ
идущих по межтарельчатому зазору (0,7...0,8 мм), и выходит по концентрическому каналу, примыкающему к оси, на которой закреплен ротор. Центробежные очистители применяют для рабочих жидкостей на стационарных постах и строительных объектах. Большинство из них обеспечивают очистку до содержания механических примесей 0,005% по массе и обезвоживание до 0,06% по массе. По эффективности большинство центробежных очистителей эквивалентны пятимикронному фильтру, но они требуют меньших затрат на эксплуатацию за счет их большей грязеемкости и отсутствия необходимости смены фильтроэлементов. При небольших объемах баков (до 2 м3) и небольшом загрязнении масла очистка каждого бака осуществляется поочередно посредством перестыковки центробежного очистителя. Такая схема установки позволяет делать ее мобильной и присоединять к внешнему резервуару (рис. 5.7). Масло из бака многократно пропускается через центрифугу, очищается и после каждого прохода возвращается в бак. Процесс очистки значительно ускоряется, если очищаемую жидкость собрать в отдельную емкость, а затем, очистив систему промывочной жидкостью и удалив ее, залить через центрифугу рабочую жидкость из резервного бака. При использовании этой схемы
Рис. 5.7. Схема подсоединения маслоочистительной установки: 7, 3 - соответственно сливная и заливочная пробки (быстросъемные муфты); 2 - бак с очищаемой жидкостью; 4 - сливной рукав установки; 5 - маслоочистная установка; 6 - всасывающий рукав установки обычно требуется три емкости: для чистой рабочей жидкости, рабочей жидкости, требующей очистки, и промывочной жидкости. В ЭП применяются центробежные сепараторы типа СЛ, например СЛ-3 (производительность 5750 л/ч, потребляемая мощность 5,5 кВт), или передвижные стенды типа СОГ, например стенды СОГ-914, 913, 918, 922. Несмотря на несколько меньшую производительность, качество очистки масла с помощью стендов типа СОГ лучше, чем сепараторами. К стендам можно подключать приборы оперативного контроля чистоты жидкости на входе и выходе. Качество топлива с отклонениями по вязкости, плотности, температуре вспышки, зольности, содержанию серы или октановое | число бензина могут быть исправлены введением соответствующих присадок или смешением с одноименным продуктом, имеющим запас качества по исправляемым показателям. Соотношение про- | дуктов (в массовых единицах), необходимых для смешения, опре-* деляется в этом случае по формуле где д:зап, д:исп - показатели качества продуктов (имеющего запас качества и исправляемого); х - значение показателя качества, которое | нужно получить после исправления; F3an, FHcn- соответственно ко-р личество продукта, имеющего запас качества, и продукта, подлежа-|щего исправлению. Первоначально проверяется правильность расчета на небольшом |количестве смеси. Для обеспечения однородности смеси масел их {Предварительно подогревают и перемешивают, например перекачи-|вая не менее трех раз по схеме: резервуар -насос -резервуар.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|