ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема
До того, как американская социология тридцатых и сороковых годов нашего века синтезировала основные европейские традиции социальной мысли, они развивались во многом независимо. Европейские социологические школы, позже признанные международным научным сообществом как классические, изначально были связаны с национальными традициями. Прежде всего это касается немецкой социологии, центральной фигурой которой является Макс Вебер, и французской социологической мысли, основы которой заложил Эмиль Дюркгейм. Хотя проблемы понимания и объяснения в социологии уже не имеют столь четкой культурно-национальной специфики, актуален следующий вопрос: был ли в Англии свой оригинальный, отличный от немецкого и французского стиль мышления об обществе? Логично предположить, что и английская традиция общественной мысли – одна из наиболее старых и устойчивых – должна была дать социологии своего классика или классический способ постановки социологической проблемы. Если не причислять к социологии английских политэкономов, шотландских просветителей или моральных философов-утилитаристов (которых так любил высмеивать Ницше), получается, что английская мысль существовала в обособленном от социологии измерении, практически с ней не пересекаясь. На наш взгляд, такая традиция была. Принципиально отличаясь от немецкой и французской, она оказала сильное воздействие на стиль социологического мышления конца двадцатого века, хотя сама так и не была оформлена по образцу дисциплинарной матрицы социологии. Если немецкая и французская традиции были восприняты за океаном как собственно социология, то английская мысль дала толчок мощному развитию аналитической философии и философии обыденного языка[1]. Некоторые важные категории, традиционно разрабатывавшиеся в рамках этого направления (“практическое знание”, “практический навык”, “следование правилу”, “традиция”, “привычка”, “практика”), являются сегодня как исходным моментом критики основных социологических подходов, так и источником новых идей. Постановку проблемы “следования правилу” обычно связывают с именем Людвига Витгенштейна [2], а также именами Гилберта Райла [3], Майкла Оакшотта [4], Майкла Полани [5], Джона Остина [6] и других. Питер Уинч одним из первых показал связь проблематики следования правилу с концептуальными проблемами социального исследования [7]. Впоследствии американские философы Джон Сёрль [8], Сол Крипке [9] и Чарлз Тэйлор [10] сформулировали проблему следования правилу в терминах сообществ и институтов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|