Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система государственных органов Франции




Франция принадлежит к числу республик со смешанной формой правления, т.к. сочетает черты президентской и парламентарной республики. Элементами президентской республики являются непарламентский способ избрания Президента, наличие у него значительных полномочий в области исполнительной власти. Элементами парламентарной республики являются наличие поста Премьер-министра, политическая ответственность Правительства перед нижней палатой Парламента – Национальным собранием, право Президента распустить Национальное собрание.

В основу функционирования государственных органов положен принцип разделения властей. К системе общенациональных органов государственной власти относятся Президент Республики, Правительство, Парламент, судебные и квазисудебные органы.

Президент согласно Конституции занимает первое место в системе высших органов государства. Срок полномочий – 5 лет, избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. К кандидату в Президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату, избираемому в Парламент. Института вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената.

Наиболее значительными являются полномочия Президента в области исполнительной власти. Он назначает министров, других высших чиновников, председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые им, участвует в подготовке правительственных законопроектов.

Во взаимоотношениях с Парламентом, Президент созывает Парламент на чрезвычайные сессии, по предложению Премьер-министра вносит в палаты предложения об изменении Конституции, по его выбору палаты для ратификации поправок к Конституции образуют Конгресс или проводится референдум. Президент промульгирует закон в течение 15 дней после его передачи Правительству и до истечения этого срока может потребовать нового обсуждения палатами закона или его отдельных положений, т.е. обладает правом относительного вето. Президентское вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов в обеих палатах. Президент наделен правом роспуска Национального собрания – нижней палаты Парламента, за исключением следующих случаев:

В течение года после внеочередных выборов палаты, т.е. выборов, состоявшихся после последнего ее роспуска;

Во время действия чрезвычайного положения;

Если функции Президента осуществляет Председатель Сената или Правительство.

Президент имеет право назначать референдум. Президент назначает три члена Конституционного совета, обладает правом помилования, а также руководит Высшим советом магистратуры и назначает всех его членов.

Президент может единолично ввести в стране чрезвычайное положение, но этому предшествует официальная консультация с Премьер-министром, председателями палат Парламента и Конституционного совета. Также Президент обращается к нации с посланием о введении чрезвычайного положения в стране.

Президент заключает и ратифицирует международные договоры, аккредитует послов и дипломатических представителей в иностранных странах.

Неприкосновенность Президента Франции не является абсолютной, он не несет ответственности за действия, совершенные им при выполнении своих функций, кроме случаев государственной измены.

Официальная резиденция Президента Франции – Елисейский дворец.

Правительство Франции – это коллегиальный орган, состоит из Премьер-министра, назначаемого Президентом, и министров, назначаемых Президентом, но по представлению Премьер-министра. Заседание Совета министров проходит под председательством Президента.

Премьер руководит деятельностью Правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, назначает на военные и гражданские должности, после обсуждения в Совете министров ставит вопрос о доверии Правительству, замещает Президента в случае необходимости, обладает правом законодательной инициативы. Совет министров – это собрание министров под председательством Президента, а Кабинет министров – это собрание министров под председательством Премьер-министра.

Французская Конституция не устанавливает четко фиксированной заранее структуры Правительства, она зависит от соотношения сил в Национальном собрании. Правительство несет коллективную политическую ответственность перед Национальным собранием.

По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правительству, которая вносится группой депутатов численностью не менее 1/10 общего числа членов нижней палаты. Голосование проводится через 48 часов после внесения ее в бюро Национального собрания. В случае ее отклонения депутаты ее подписавшие, не могут в течение той же парламентской сессии внести новую резолюцию порицания.

Официальная резиденция главы Правительства – отель Мотиньон. При Премьер-министре функционирует большой вспомогательный аппарат. Его работой руководит Генеральный секретарь Правительства. Под началом Премьер-министра функционирует ряд важных государственных служб: Генеральный секретариат по вопросам планирования, служба контрразведки и др.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание включает 577 депутатов (555 от французских избирательных округов и 22 – от заморских территориальных коллективов). Они избираются единовременно сроком на 5 лет всеобщим и прямым голосованием совершеннолетних граждан по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором. Пассивным избирательным правом обладают французские граждане 23 лет.

Сенат состоит из 321 члена, из которых 12 – представители французов, проживающих за границей. Сенат формируется трехстепенными выборами (косвенно), особыми коллегиями выборщиков. Сенаторы избираются на 9 лет, обновление происходит на 1/3 каждые три года. Сенаторами могут быть избраны французские граждане 35 лет.

Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. Не подлежат преследованию за высказанное мнение или голосование при исполнении своих обязанностей. При вступлении в должность и при окончании срока мандата парламентарии представляют декларацию о доходах. Заседания палат открытые и дебаты публикуются в официальном издании – «Журнал офисьель».

Парламент - постоянно действующий орган. Он проводит одну очередную сессию ежегодно. Палаты заседают раздельно. Совместные заседания возможны только при создании Конгресса для ратификации конституционных поправок.

Работой каждой палаты руководит бюро. Оно состоит из Председателя, вице-председателей, секретарей и квесторов (ведают административно-хозяйственными и финансовыми вопросами).

Полномочия Парламента в целом аналогичны традиционно осуществляемым представительными органами в других демократических странах. Однако существуют некоторые особенности: несколько сужена возможность законотворчества Парламента в экономической и социальной сферах; исполнительная власть активно участвует в законодательном процессе, причем на всех его стадиях и оказывает существенное воздействие на порядок прохождения законодательных актов. Право законодательной инициативы на 95% монополизировано Правительством.

Важным полномочием Парламента является принятие государственного бюджета, проект которого вносится Правительством.

Парламент призван осуществлять контроль за деятельностью Правительства в форме устного и письменного вопроса Правительству. Ответы Правительства официально публикуются. При необходимости могут создаваться контрольные и следственные комиссии.

Важными полномочиями обладает Парламент в сфере внешней политики и обороны. Ратификация важных международных договоров и соглашений возможна только после принятия парламентского закона. Парламент объявляет войну, может на 12 дней продлить осадное положение, решение о котором принято в Совете министров.

Т.о., Правительство доминирует в государственном механизме Франции, но ни одно важное политическое решение не может быть принято без участия Парламента.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных