ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
2 страница. Поэтому только многочисленные пробные прослушивания и практический опыт звукорежиссера помогут получить хорошее звучание.Поэтому только многочисленные пробные прослушивания и практический опыт звукорежиссера помогут получить хорошее звучание. В общем случае можно рекомендовать певцу корректировать соотношение громкости звучания инструмента и голоса поворотом головы в сторону микрофона. Если позволяют технические условия, запись пения в сопровождении аккомпанирующего инструмента желательно проводить двумя однонаправленными микрофонами. Один микрофон устанавливают для аккомпанемента, другой для певца. Преимущества этого варианта очевидны — можно более четко разделить звуковые планы, провести коррекцию и обработать каждый сигнал в отдельности. Если возникает необходимость увеличить гулкость записи, можно использовать двунаправленные микрофоны, причем ориентировать их «мертвые углы» следует так, чтобы по возможности избегать воздействия прямых звуков от разных источников. При проведении записи пения под аккомпанемент гитары, аккордеона, баяна и других инструментов в общем случае можно руководствоваться указанными выше рекомендациями, учитывая особенности звучания каждого конкретного инструмента. Иногда по ходу сценического действия требуется показать приближающееся пение, предваряющее появление героя на сцене, или, наоборот, уход его со сцены должен сопровождаться удаляющимся пением. Самое простое решение в этом случае заключается в том, что регулятором постепенно увеличивают или уменьшают громкость звучания фонограммы, хотя такой «выход из положения» не соответствует естественному эффекту приближения (или удаления) источника звука. Сценическое действие заметно выиграет, если провести саму запись с естественным эффектом удаления или приближения, то есть нужно, чтобы актер пел песню и аккомпанировал •себе на гитаре или аккордеоне, двигаясь к микрофону или удаляясь от него по оси его чувствительности. Надо проследить, чтобы темп движения актера совпадал со временем сценического эпизода, для которого эта запись проводится, иначе впоследствии укоротить или, тем более, увеличить такую запись при монтаже фонограммы будет очень трудно. Возможно, актеру нужно будет «помочь» регулято- ром, увеличивая громкость по мере его приближения к микрофону. Необходимо проследить, чтобы актер при движении не создавал дополнительных шумов (скрип обуви или паркета и пр.). Естественно, проводить такую запись можно лишь в сравнительно больших помещениях — на сцене, в зрительском фойе, в большом репетиционном зале. Если запись идет в небольшом помещении, эффект «удаления» поющего актера можно получить с помощью второго микрофона, установленного в удаленном звуковом плане. При «удалении» актера регулятором начинают снижать уровень силы звука ближайшего к актеру микрофона. В этом случае в звучании голоса появятся отраженные звуки, воспринимаемые удаленным микрофоном. Подобный прием можно использовать и при создании эффекта «приближения». При записи певца в сопровождении инструментального ансамбля или театрального оркестра обычно используют два и более микрофонов. При записи одним микрофоном найти соотношение звуковых планов для певца и оркестра бывает довольно трудно. Дело осложняется тем, что при такой записи надо не только найти правильные звуковые планы, но, что не менее важно, правильно выбрать уровни громкости как для солиста, так и для сопровождающего его оркестра. В театральной практике это тем более важно, так как драматические актеры, не обладающие нужными вокальными данными, не могут перекрыть звучание оркестра и их не спасет никакая регулировка на пульте звукорежиссера. В этом случае часто пользуются раздельной записью вокалиста и оркестра. Сначала записывают оркестр, затем сигнал с магнитофона с малым уровнем подают на громкоговоритель или в наушники вокалисту, и он поет под фонограмму. Заключительный этап — сведение двух фонограмм, запись оркестра и запись солиста, в одну. Этот метод позволяет значительно сократить время записи и экономически более выгоден. Следует добавить, что драматический актер, не обладающий музыкально-вокальными данными и опытом работы с оркестром, с трудом «подстраивается» под оркестр. Раздельный метод записи позволит провести многократные репетиции, прежде чем начать запись. Однако надо учесть, что при сведении двух фонограмм в одну могут возникнуть трудности в синхронизации. Если позволяют технические условия, то раздельную запись можно проводить по следующей схеме: фонограмма оркестрового сопровождения с магнитофона подается для прослушивания вокалисту и одновременно на микшерский пульт звукорежиссера. На этот же пульт подается сигнал с микрофона певца. Оба сигнала корректируются по уровню и частотной характеристике, смешиваются и записываются на втором магнитофоне. При таком способе отпадает необходимость в синхронизации при перезаписи. §3 Запись хора Хор—организованный певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Различают хоры однородные (мужские или женские), смешанные и детские. В каждом хоре обязательно должно быть несколько групп разных голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов. В музыкальной практике наибольшее распространение получил смешанный хор. Как правило, он состоит из четырех партий: сопрано (высокие женские голоса), альты (низкие женские голоса), тенора (высокие мужские голоса) и басы (низкие мужские голоса). Высокие голоса у мальчиков и девочек называют дискантами, низкие — альтами. По исполнительской манере и репертуару хоры подразделяются на академические (или хоровые капеллы) и народные. Академический хор выступает под управлением дирижера, строго придерживаясь авторской партитуры. Народные хоры поют в манере и характере, присущими традициям народного пения той или иной географической области. В практике хорового пения существуют две формы исполнения: пение с музыкальным сопровождением и пение без сопровождения. Пение без сопровождения называют a capella, оно требует от исполнителей большой певческой культуры и высокого технического мастерства. Аккомпанемент значительно облегчает исполнение хорового произведения. Он помогает хору чисто интонировать, выдерживать правильный темп, ритм и т. д. Да и сам музыкальный аккомпанемент — важнейшее средство музыкальной выразительности. По количественному составу хоры бывают весьма разнообразными, от восьми-десяти до нескольких десятков исполнителей. В отдельных случаях хор может включать в себя и более сотни певцов. Звучание хора характеризуется прежде всего точным ритмом исполнения, чистотой звука (по тональности), слитностью голосов, яркостью и красотой хорового тембра, содержательностью и выразительностью интонаций, отчетливой и ясной дикцией. Запись хора всегда сложна тем, что, во-первых, микрофон должен воспринимать разные голоса в правильном соотношении, во-вторых, должна быть обеспечена разборчивость текста, а это зависит от правильного выбора звукового плана, и, в-третьих, при записи хора особенно заметны искажения, возникающие при малейших: перегрузках микрофона. При записи хора обычно используют один или два микрофона помимо микрофонов, устанавливаемых у оркестра. При работе с одним микрофоном хор располагают полукругом, так, чтобы диаграмма направленности микрофона охватывала края полукруга. Расстояние от микрофона до певцов определяется из соображений равномерного восприятия звучания всех партий хора, чувствительности микрофона и условий естественного звукового плана. Чтобы выделить все голоса и избежать маскировки исполнителей в задних рядах передними, хористы располагаются на специальных подставках: женщины — впереди, внизу, мужчины — сзади, в верхнем ряду. Обычно однородные голоса группируются на одной и той же ступени или размещаются секторами в глубину. Например, справа налево относительно микрофона в следующем порядке: сопрано, альты, баритоны, басы. Микрофон располагают на средней высоте, несколько выше уровня голов певцов, стоящих в первом ряду, чтобы были восприняты и голоса певцов, стоящих в задних рядах. Этим обеспечивается равномерное звучание женских и мужских голосов. Если в группе хора четко выделить звонкие голоса трудно, у этой группы желательно поставить отдельный микрофон. Чтобы получить более четкую артикуляцию (при записи гимнов, песен и т. д.), хор располагают в стороне от оркестра, это дает возможность четче выделить хоровые голоса, не заглушая их оркестром. В этом случае можно несколько ограничить количественный состав хора и приблизить микрофон к исполнителям. При записи ораторий и других музыкальных произведений, не требующих большой четкости текста, и, в частности, когда певцы только интонируют с закрытыми ртами, хор может располагаться позади оркестра. В этом случае запись идет как через собственный, так и через оркестровый микрофон. В театральной практике такие записи можно проводить, как правило, только на сценической площадке. Поэтому при размещении хора на сцене необходимо повесить мягкие кулисы, иначе звучание голосов в голой сценической коробке будет очень гулким, размытым. Если в хоре есть солист, его следует несколько придвинуть относительно других участников к микрофону, так, чтобы хоровое сопровождение шло как,бы вторым планом, не заглушая солиста. Значительно проще произвести такую запись, если установить для солиста собственный микрофон. Конечно, учитывается и звуковой план оркестрового сопровождения. В зависимости от сюжета записи оркестр и хор могут звучать в одном звуковом плане, как бы дополняя друг друга, или же для хора выбирается звуковой план несколько крупнее, чем для оркестра. Следует помнить, что при естественном звучании хора многие недостатки как самого исполнения, так и размещения исполнителей менее заметны, чем при прослушивании этого же произведения через электроакустический тракт. Поэтому в отдельных случаях, когда не удается добиться требуемой четкости звучания каждой партии голосов, можно пойти на снижение качества записи, конечно, в допустимых пределах. В частности, это возможно в тех случаях, когда фонограмму с записью хора предполагается воспроизводить на спектакле с малым уровнем и в удаленном звуковом плане, например, с арьерсцены или же с рабочих галерей. Запись музыкальных ансамблей § 1 Составы музыкальных ансамблей Самая малочисленная музыкальная группа — трио, чаще всего в него входят скрипка, виолончель и рояль. Струнный квартет обычно включает в себя две скрипки, альт и виолончель. Если в эту группу добавляется рояль, тогда ансамбль носит название фортепианного квинтета. Среди многообразных составов симфонического оркестра можно выделить два основных типа — малый, состоящий из 30—40 исполнителей, и большой — 60—90 исполнителей. Как малый, так и большой оркестры включают в себя все четыре группы инструментов: струнно-смычковую, деревянную духовую, медную духовую и ударную. Группа струнно-смычковых, как правило, включает больше половины всех инструментов симфонического оркестра. Такой перевес струнной группы вызван необходимостью динамического равновесия с другими, более сильными (медная) или более яркими по колориту (деревянная, ударная) группами. Специфическое звучание струнной группы определяет звучание всего симфонического оркестра. Эта группа инструментов — ведущая в оркестре и, как правило, несет на себе основную эмоциональную нагрузку. Богатейшие технические и художественные возможности определили высокую степень самостоятельности струнной группы. Самое распространенное использование деревянных — в качестве солистов на фоне струнных. Группа же в целом чаще всего звучит как красочное противопоставление струнной или медной. Количество медных в оркестре диктуется замыслом композитора и необходимостью громкого звучания оркестра в кульминациях, степенью крещендо, надобностью внезапных противопоставлений фортиссимо и пиано (пианиссимо). Обогащая симфонический оркестр в тембровом отношении и значительно расширяя его динамические возможности, медные духовые, весьма необходимые его участники, придают оркестровому звучанию самые разные оттенки выразительности, нередко выполняют они и мелодические функции. Главная функция ударных инструментов — ритмическая и динамическая. Мелодическая роль доступна лишь ксилофону, колокольчикам, челесте и набору колоколов. Не обладая самостоятельными выразительными свойствами или обладая ими в ограниченной мере, ударные инструменты тем не менее способны ярко подчеркнуть выразительность оркестрового звучания в самых различных его эмоциональных окрасках. Состав большого оркестра нередко несколько сокращается, особенно за счет уменьшения струнно-смычковой группы, но иногда, наоборот, пополняется за счет увеличения всех или отдельных его групп и добавления инструментов, не входящих в обычный состав, например: арфы, рояля или органа. Но, как уже говорилось, симфонические оркестры большого состава в условиях театра, как правило, не записываются. При необходимости запись подобных оркестров ведут в специализированных студиях. Разновидностью малого симфонического оркестра можно считать оЬкестр драматического театра, включающий все группы инструментов и состоящий обычно из 15—20 исполнителей. Струнно-смычкорая группа такого оркестра состоит из б—8 инструментов (4—5 скрипок, 1—2 альта, 1 виолончель, 1 контрабас). Деревянная группа ограничена 4—5 инструментами (1—2 кларнета, 1 фагот, 1 флейта, 1 гобой). Медная группа — две трубы, одна валторна, один тромбон и, наконец, ударные инструменты представлены обычно достаточно полно: одна-две литавры, большой и малый барабаны, тарелки. Кроме того, в театральный оркестр обязательно входят: концертмейстер-пианист, баянист (аккордеонист) и гитарист. В последние годы большую популярность завоевали так называемые камерные оркестры, в состав которых входит от 18 до 22 исполнителей. Основная группа такога оркестра — струнная (8—10 скрипок, 3—4 альта, 2—3 виолончели, 1 контрабас), деревянная группа обычно состоит из флейты, двух гобоев и двух фаготов. Медная духовая насчитывает всего две валторны. Эпизодически в состав камерного оркестра могут включаться и другие инструменты. Разновидностью симфонического оркестра можно также считать струнный оркестр. Обычно он состоит из струнно-смычковой группы большого симфонического оркестра: скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Состав такого оркестра — 50—60 человек. Исключение — ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Ю. Реентовича, состоящий из 16 скрипачей и пианиста-аккомпаниатора. В каждой республике существует оркестр народных инструментов, в который входят национальные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, гусли, баяны, жалейки. В отдельных случаях в состав оркестра дополнительно вводят и другие инструменты: литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, колокольчики. Духовой оркестр состоит из духовых и ударных инструментов. Основу такого оркестра образует семейство медных духовых. Специфические инструменты для духового оркестра — саксгорны, медные духовые мундштучные инструменты. Всего есть восемь разно- видностей этого инструмента, основные — альт, тенор и баритон. Роль баса в духовом оркестре выполняет геликон— инструмент, аналогичный тубе в симфоническом оркестре. Широко используются трубы, валторны, тромбоны, а также корнеты — инструменты, сходные с трубой. Как и симфонический, духовой оркестр можно разделить на малый и большой. Малый состав включает в себя 10—16 инструментов, большой — 30—40. Часто духовые оркестры бывают смешанными по составу инструментов, помимо медных и ударных в них входят также и деревянные духовые (флейты, кларнеты, фаготы). Эстрадные оркестры существуют в нескольких видах, из них можно выделить наиболее распространенные, составы которых стали типичными. По числу исполнителей они делятся также на малые {7—8 исполнителей), средние (10—12 исполнителей) и большие (15—16 исполнителей). Любой состав эстрадного оркестра (независимо от его величины) делится на три основные инструментальные группы: группа саксофонов (с кларнетами); группа медных духовых (трубы, тромбоны); группа ритма (ударные инструменты, гитара, рояль, контрабас). В практике часто встречается неполный состав группы ритма — без гитары. Первая и вторая группы выполняют в основном мелодическую и гармоническую функции. Группа ритма, как правило, несет аккомпанирующую функцию. Характерная особенность этой группы: каждый из инструментов, входящих в нее, может выступать и в качестве солирующего. В эстрадный оркестр могут быть введены струнно-смычковые, аккордеон или другие дополнительные инструменты (виброфон, ксилофон, колокола). Особый тип эстрадного оркестра представляет собой джаз-банд-ансамбль, исполняющий преимущественно джазовую музыку. Состав джаз-оркестра обычно невелик, он может колебаться от 3—5 до 10—12 исполнителей. Отличается джаз-оркестр от эстрадного лишь характером репертуара и профессиональной особенностью исполнения джазовой музыки. В джаз-оркестре используются те же инструменты, что и в эстрадном оркестре, за исключением колоколов и ксилофона. В последние годы довольно широкое распространение получили вокально-инструментальные ансамбли, состоящие обычно из двух-четырех вокалистов и музыкальной группы аккомпанемента (4— 8 исполнителей). В состав инструментальной группы входят рояль, контрабас, ударные, тромбон, труба и другие инструменты, используемые в эстрадных оркестрах. Нередко такие ансамбли имеют в своем составе и электромузыкальные инструменты. § 2 Некоторые особенности записи музыкальных ансамблей Запиеь музыкального ансамбля — самая сложная для звукорежиссера работа. В общем случае, при записи музыкального ансамбля необходимо решить две основные задачи. Во-первых, обеспечить слитное звучание как всего ансамбля, так и равновесие между отдельными группами инструментов. Во-вторых, нужно получить четкое воспроизведение мелодического рисунка. Для этого, как неоднократно уже говорилось, весьма важно создать хорошую акустическую обстановку. В частности, необходимо, чтобы акустическая обработка поверхностей, окружающих оркестр, обеспечивала зону однородной реверберации. Это позволит подчеркнуть полноту звучания всего ансамбля и выразительность тембра отдельных инструментов. Однородность поверхностей создает и благоприятные условия для самоконтроля исполнителей. Если оркестр размещен несимметрично относительно отражающих поверхностей или отдельные поверхности по-разному отражают звук, в записи это выявится в недостаточную слитность звучания, то есть создастся впечатление «оторванности» инструментов. При записи музыкального ансамбля, особенно симфонического оркестра, главная задача звукорежиссера — сглаживать неуравновешенность в звучании отдельных групп инструментов^ Неуравновешенность может вызываться несколькими причинами: оркестровкой музыкального произведения, количеством инструментов в каждой группе оркестра, их размещением, манерой исполнения, в большой степени зависящей от способности дирижера понять и сгладить эту неуравновешенность. Примером неуравновешенности звучания оркестра, в частности, может служить резкое выделение медных или литавр при форте. Если непосредственно в концерте неуравновешенность в звучании отдельных групп инструментов может несколько сглаживаться, то микрофон эту неуравновешенность особенно выделяет. Как бы ни размещали группы инструментов, струнно-смычковая всегда займет большую площадь, чем, например, деревянные духовые. В результате происходит следующее: если звуки от всех деревянных инструментов доходят до микрофона практически одновременно,.что создает впечатление одноплановости звучания, то звуки от струнных, которые и так не звучат синхронно, попадают в микрофон разновременно, создавая впечатление неодноплановости в звучании. Сбалансированное звучание оркестра характеризуется равновесием между струнными, с одной стороны, и деревянными духовыми и медными, с другой. Для выравнивания звучания оркестра наилучшее размещение отдельных групп инструментов находят опытным путем, учитывая особенности звучания каждой группы. Так, например, когда во время тутти инструменты играют форте, звучание деревянных духовых теряется. В концерте это не имеет существенного значения, зрение определяет их место, а слух восполняет звучание* Однако при записи с этим необходимо считаться. Неуравновешенность в звучании особенно характерна для оркестров драматических театров. В первую очередь это зависит от диспропорции между составами отдельных групп инструментов. В театральных оркестрах, как правило, более или менее полный состав медных и деревянных духовых, но относительно слаб состав струнной группы. При игре такого оркестра, расположенного в оркестровой яме или за кулисами, неуравновешенность в звучании заметна мало, но при записи этого оркестра, особенно при достаточно громкой игре, струнные звучат намного слабее деревянных духовых и медных. Поэтому при записи такого оркестра струнно-смычковую группу нередко усиливают дополнительными инструментами, в основном скрипками. В зависимости от характера записываемой музыки выбирают и стиль записи, который характеризуется совокупностью нескольких факторов. Главные из них: основной звуковой план для записи и большая или меньшая деталировка отдельных инструментов или групп инструментов. Например, музыке Моцарта свойствен интимный, нежный характер, звучание инструментов воздушное, прозрачное. При записи произведений этого композитора в большом зале, в удаленном плане, характерные особенности музыки могут пропасть. Поэтому запись музыки Моцарта проводят с достаточной деталировкой отдельных групп инструментов, с небольшим временем реверберации, выбирают естественный звуковой план. При за-пиби оркестровых произведений Бетховена, Брамса и других композиторов-романтиков, при условии четкой передачи темы, допускают некоторую потерю деталей. Обычно стремятся передать общее впечатление полноты звучания. Запись может быть с несколько расплывчатыми тембрами инструментов, но монолитной, насыщенной, она должна' иметь глубокую звуковую перспективу. Для музыки Чайковского, очень выразительной и, как правило, прекрасно оркестрованной, требуется совсем другой стиль: надо не потерять характерных особенностей в звучании отдельных групп инструментов и значительно больше детализировать звучание самих инструментов. .Классическую музыку к драматическим постановкам, как правило, специально не записывают. Нужное произведение проще переписать с грампластинки в исполнении лучших оркестровых ансамблей. Эти рассуждения приведены лишь для того, чтобы подчеркнуть необходимость творческого подхода к процессу записи того или иного музыкального произведения. Таким образом, при записи музыкального ансамбля следует придерживаться двух обязательных условий. Первое: предварительное изучение произведения как в нотном материале, так и в исполнении оркестра в период подготовки к звукозаписи. Второе: необходим продуманный рабочий исполнительский план проведения записи — 9—683 расстановка микрофонов, распределение музыкальных инструментов по каналам, технология микширования, обработка сигнала (коррекция, включение частотных фильтров, введение реверберации). Это позволит звукорежиссеру во время записи давать исполнителям свои замечания в ясной и лаконичной форме. §з Размещение музыкальных ансамблей при записи Для каждого музыкального ансамбля при выступлениях на эстраде существует относительно постоянная схема размещения музыкантов. Следует отметить, что если такое размещение дает наилучший результат непосредственно в концерте, то для записи это далеко не всегда так. Правильная оценка акустических свойств помещения, характера записываемого произведения, исполнительской манеры, технических возможностей микрофонов и пульта записи определяет соответствующую схему расположения исполнителей и расстановку микрофонов. Рис. 3. Схемы размещения струнного квартета при записи однонаправленным микрофоном (а, б) и двунаправленным (в): 1 — первая скрипка, 2 — вторая скрипка, 3 — альт, 4 —• виолончель Если у звукорежиссера нет достаточного опыта записи ансамбля данного состава, то лучше начать репетиционную пробу с общепринятой схемы размещения исполнителей, а затем, по мере выявления тех или иных недостатков в звучании, попытаться изменить это размещение. Возможность различной группировки исполнителей и свободного перемещения микрофонов создает благоприятные условия поисков оптимального звучания. При записи малых музыкальных ансамблей: трио, струнных квартетов (камерных), инструментальных групп (эстрадных)—типовым является расположение по дуге или группами попарно. На рис. 3 показаны три варианта размещения микрофона и испол- нителей при записи струнного квартета. Вариант «а» соответствует обычному расположению струнного квартета на эстраде — по дуге. Запись ведется однонаправленным микрофоном в среднем плане. При этом надо стараться, чтобы крайние музыканты не выходили за угол охвата диаграммы направленности микрофона. В противном случае звуковые планы боковых инструментов будут несколько смещены из-за неоднородной чувствительности микрофона в этих зонах. Чтобы охватить весь ансамбль, микрофон устанавливают на расстоянии 2,5—3 м от него. Можно также рассадить исполнителей группами по два, как показано в варианте «б». При этом первые инструменты не должны закрывать вторых. Расстояние между микрофоном и исполнителями выбирается от 2 до 2,5 м. В этом случае можно получить более крупный звуковой план, чем в предыдущем варианте.
Если используется двунаправленный микрофон, можно разместить исполнителей симметрично относительно микрофона (вариант «в»). При этом можно воспользоваться микрофоном с круговой характеристикой, но следует несколько приблизить к микрофону тех исполнителей, которые располагаются с его «тыла». Эти же варианты размещения можно использовать и при записи эстрадных инструментальных групп (рис. 4). Если в состав такой группы входят электромузыкальные инструменты, то расстояния между микрофоном и громкоговорителями необходимо увеличить, а при наличии вокальной группы желательно установить для нее отдельный микрофон.
При записи фортепианного квинтета используют разные схемы размещения исполнителей. Одна из возможных, с использованием двух микрофонов, показана на рис. 5. Микрофон mi устанавливается для рояля, а струнная группа размещается вокруг микрофона Ма и передается крупным планом. Подобным же образом можно разместить и инструментальный квартет эстрадного типа. В том и другом случаях существен правильный выбор расстояния между микрофоном mi и роялем. Исходя из того что рояль обычно аккомпанирует, для него часто ошибочно выбирают удаленный звуковой план, что нарушает естественную перспективу звучания всего музыкального произведения. 9* 219 Уже говорилось, что для записи малых музыкальных ансамблей обычно используют помещения сравнительно небольшого объема. При записи подобных ансамблей в больших театральных помещениях—в фойе, в большом репетиционном зале или на сцене — необходимо особенно тщательно выбирать звуковые планы при размещении исполнителей. Так, при сравнительном удалении исполнителей от микрофона у слушателя может создаться впечатление, что музыканты расположены в глубине большого зала, где звук «теряется». При размещении ансамбля сравнительно близко от микрофона, при игре пиано, этот ансамбль может восприниматься естественно, но при форте может зазвучать, как большой оркестр. Вместе с тем при правильном размещении малых ансамблей в сравнительно больших по объему помещениях можно получить более «воздушное» их звучание. В концертной практике существует несколько определенных схем размещения исполнителей симфонического оркестра. При записи же симфонического оркестра схемы размещения групп инструментов часто нарушаются. Обычно звукорежиссер старается найти компромисс между требованиями дирижера, по указанию которого рассаживаются музыканты, и акустическими возможностями помещения с учетом характеристик направленности применяемых микрофонов. Если акустические условия помещения достаточно однородны, используют один общий микрофон. Его ставят так, чтобы он обеспечил охват всего оркестра. Это позволит получить единство звуковой перспективы в звучании всех групп оркестра. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|