ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 16. ТУРИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА
Туризм — сложное общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого сложного и многогранного общественно-хозяйственного явления. Поэтому, как уже отмечалось выше, возникает необходимость концептуального, сущностного определения туризма. В советской географической науке была разработана принципиальная модель территориальной рекреационной системы (ТРС), в середине 70-х годов группой ученых под руководством В.С.Преображенского (1975) и получила дальнейшее развитие в работах Н.С.Мироненко и И.Т. Твердохлебова (1981). На Западе же принята концептуальная модель туризма, разработанная Г.Гуибилато (1983) и уточненная Г.Ваккерманном (1988). Согласно нее, туризм как система схематично изображен на рисунке 13. Система (сфера) туризма включает в себя две подсистемы: "субъект туристской деятельности" (туристы) и "объект туристской деятельности" (туристские ресурсы, туристские предприятия и организации). Познание природы и функций разных элементов (подсистем) этой системы, а также существующих связей между ними и внешней средой позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования. Туристы в рамках этой системы выступают в роли предъявителей спроса, или покупателей, которым противостоят продавцы — поставщики туристских услуг и товаров. Каждый турист, отправляясь в путешествие, выражает свой спрос на туризм, оплачивая услуги транспортных организаций, учреждений размещения для ночлега и питания, увеселительных и иных заведений. Следовательно, субъекту туристской деятельности - туристу — в системе противостоит объект туристской деятельности - "туристское хозяйство", которое и выступает производителем потребляемых туристом товаров и услуг. Всю совокупность последних можно объединить под общим названием - "туристские услуги". Иначе говоря, туристское хозяйство производит продукцию, которая называется туристские услуги. Туристское хозяйство подразделяется на две части: туристские ресурсы и туристская инфраструктура, куда входят туристские предприятия, организации и учреждения. Туристские ресурсы выступают средством производства и предметом труда, т.е. основой для производства туристских услуг. Инфраструктура же — непосредственным производителем этих услуг. В целом же туристское хозяйство в купе с другими отраслями народного хозяйства, неразрывно связанными с обслуживанием туристов, представляет систему, которую и называют "индустрией туризма". Иначе говоря, индустрия туризма -это комплексная система организации производства "туристского продукта". В свою очередь, туристский продукт - это комплекс услуг предоставляемых туристскими предприятиями населению (туристам). В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения: 1) предприятия, предоставляющие услуги ночлега (гостиницы, мотели, кемпинги- пансионаты, частные квартиры и дома; туристские базы, приюты; санатории, дома отдыха; другие средства размещения), 2) предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые, фабрики-кухни и др.); 3) учреждения, занимающиеся транспортным обслуживанием (автопредприятия, авиапредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного флота и др.); 4) туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские фирмы, туристские агентства, бюро реализации путевок); 5) рекламно-информационные туристские предприятия (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства); 6) производственные туристские предприятия (фабрики туристских сувениров, предприятия по производству туристского снаряжения, фабрики по производству туристской мебели и др.); 7) предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения, магазины по реализации туристских сувениров, пункты проката и др.); 8) предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.); 9) учреждения самодеятельного туризма (туристские клубы, альпинистские клубы, туристские велосипедные клубы, клубы водного самодеятельного туризма и др.); 10) органы управления туризмом (комитеты, управления и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения и др.); 11) учебные туристские заведения (высшие и средние специальные учебные туристские заведения, институты повышения квалификации и переподготовки, учебные курсовые комбинаты и др.); 12) научно-исследовательские и проектные учреждения (научно-исследовательские туристские институты, центры, лаборатории, институты по проектированию туристских предприятий, исследовательские туристские полигоны и др). И это далеко неполный перечень, ибо в индустрию туризма косвенно входят: предприятия морского, речного, авиационного, городского и других видов транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли, другие предприятия промышленности, сельского хозяйства и службы быта. Ведущей составной частью туристской индустрии выступают "туристские предприятия". Под туристским предприятием следует понимать такую организационную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (ресурсов, земли, труда, денег и др.) осуществляет подготовку, производство и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат целям удовлетворения туристских (рекреационных) потребностей населения. В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия: одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, для других туризм — это одно из нескольких направлений их коммерческой деятельности. Массовый туризм, который начал бурно развиваться с 50-х гг. нашего столетия, обусловил стандартизацию туристских услуг, создание заранее подготовленных, спланированных и откалькулированных "пакетов услуг". Этот набор услуг по единой цене предлагается вниманию потребителя в каталогах турфирм. Предварительное планирование маршрута поездки, размещения, питания, программы тура, то есть все, что раньше должен был продумывать сам турист, сейчас поставлено туристскими фирмами на "конвейерное производство". Ныне под организованным туризмом понимают предложение стандартизированных пакетов туристских услуг, которые в совокупности своей образуют "туристское путешествие". Туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания историко-культурных ценностей, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и т.д., то есть туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы. При этом туристы выступают как потребители основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Основные туристские услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К ним, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, экскурсионные услуги. Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема доходов. Сюда можно отнести: дополнительные услуги, не вошедшие в перечень основных услуг, физкультурно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др. К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирной продукцией, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др. Между дополнительными и сопутствующими услугами нет четкой границы. В высокоразрядных гостиницах и отелях число дополнительных услуг достигает 500 видов. Туристские предприятия подразделяются на "туроператоров" и "турпосредников". Туроператор — это туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый - самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет. Паушальный тур — пакет услуг из нескольких составляющих. Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему потребителя и предлагает его за одну общую стоимость. Туроператор собирает в пакет дополняющие друг друга услуги, которые производятся чаще всего разными предприятиями(исполнителями услуг). В этот продукт вводят также услуги турпосредника по консультированию и сбыту. Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей туристских услуг находят сбыт через турпосредников (турагентов). Турагентство теоретически отличается от туроператора тем, что осуществляет только посреднические услуги по розничной продаже как программных пакетов туроператоров, так и услуг отдельно взятых туристских предприятий (гостиниц, авиакомпаний и т.п.). Наряду со сбытом туристской продукции важной функцией турагентства (как правило, это бюро путешествий) является информирование клиента, консультации относительно предполагаемой цели путешествия, советы по организации тура и т.п. Обычно бюро путешествий являются связующим звеном между потребителем (туристом) и предприятием, производящим туристские услуги. Если в теории различия между туроператором и турбюро (турагентом) представляются достаточно ясными, то на практике эти две формы туристских предприятий нередко диффузируют и выступают как единое целое. Бюро путешествий, наряду с продажей услуг третьих лиц, предлагают собственный пакет услуг. В свою очередь, нередко крупные туроператоры имеют собственную сбытовую сеть — принадлежащие ему бюро путешествий. Важное место в системе туризма занимают "туристские организации". В различных источниках туристские организации называются по-разному и выполняют разные функции менеджмента и маркетинга туризма. С одной стороны, туристскую организацию можно определить как особый вид организационной структуры управления, которая берет на себя функцию координатора в туристском регионе. Для менеджмента важно, чтобы различные функции как отдельного предприятия, так туристского района координировались специальными организационными структурами. С другой стороны, туристские организации представляются туристскими посредниками, т.е. туристские организации данного типа должны выполнять маркетинговые функции, носить кооперационный характер и иметь возможность организовать работу как на государственном уровне, так и в частном порядке. В любом случае туристские организации формируют туристскую политику, т.е. они должны создавать выгодные для туризма рамочные условия и стимулировать его развитие в подведомственном районе. Такими организационными структурами являются туристские организации в виде частнохозяйственных (объединения) или государственных (управления) структур. Особым видом туристской организации может быть рекламный центр, который осуществляет свою деятельность на трех уровнях: национальном, областном и городском (коммунальном). Особым видом туристской организации может быть рекламный центр, который осуществляет работу по приглашению в страну иностранных туристов, т.е. организует рекламные туры и другие рекламные кампании. Таким образом, туристские организации предназначены для туристского управления, они охватывают государственные и частные структуры на региональном, национальном и международном уровне. Туристские организации необходимы для планирования и управления развитием туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта. Частные туристские организации создаются и финансируются негосударственными структурами (объединениями и союзами). Наибольший эффект в деятельности туристских организаций достигается тогда, когда государственные и частные предприятия объединяют свои интересы в рамках единого Союза. Расходуя свои средства, турист денежными знаками как бы "голосует" за дальнейшее развитие инфраструктуры. Вновь созданное туристское предприятие, как и любое другое, нуждается в ресурсах, т.е. средствах, с помощью которых оно будет производить туристские услуги. Это прежде всего земля. Она является одним из главных факторов производства туристских услуг и служит пространственно-территориальным базисом размещения туристских предприятий. От того, каким набором компонентов природной и культурной среды обладает территория, зависит выбор форм и видов туристской деятельности. Не менее важно наличие трудовых ресурсов с их рабочей силой, т.е. физических и умственных способностей человека, применяемых в процессе создания туристских услуг. Обслуживание туристов как очень трудоемкая сфера экономики привлекает большое количество местного населения, а также приезжих из-за рубежа в поисках работы. Они предоставляют свою рабочую силу в обмен на заработную плату, часть которой иностранцы отправляют на свою родину. Кроме этого, туристским предприятиям для своего нормального функционирования необходимы капитальные вложения, или инвестиции. Обустройство новых рекреационных территорий, расширение туристской деятельности, строительство новых объектов туристской инфраструктуры требуют больших инвестиционных вложений. Крупные проекты, как правило, финансируются из разных источников: государственные структуры, национальные и зарубежные частные финансовые учреждения, совместные предприятия, международные организации и другие юридические и физические лица, все они в основном действуют на принципах долевого участия. Увеличение туристского спроса вызывает рост капитальных вложений и повышение реального объема производства туристских услуг. Это, в свою очередь, приводит к активизации всей экономической деятельности на данной территории. Импульс роста, зародившийся в сфере туризма, передается по цепочке другим отраслям народного хозяйства. В них разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов — зарплата, рента, процент и прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию к росту, поступает государству в форме налогов. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских проектов, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристских кадров и т.д. Государство и другие инвесторы, распределяя денежные средства на новое строительство и капитальную реконструкцию туристских объектов, стремятся получить выгоду от предоставления займов. Они рассчитывают в срок вернуть вложенный капитал, а также проценты на него и из полученной суммы выплатить зарплату своим работникам. Инвесторы, исходя из своего материального интереса, стараются найти наилучшие условия кредитования. Именно поэтому они выходят на зарубежные туристские рынки, становясь экспортерами капитала и выступая в качество звеньев международных цепей, транснациональных корпораций. Все это вместе взятое дает основание рассматривать систему (сферу) туризма как рыночную систему. Туристская система сама по себе представляет весьма сложное образование, но в отношениях с окружающими ее макросредами: экономической, социальной, технологической, политической и экологической она предстает как нечто целое. Внешний мир активно воздействует на систему туризма, но воздействие это проявляется двояко: в одних случаях это благоприятствует туристской деятельности, открывая перед ней широкие возможности, в других — препятствует и даже угрожает. Чтобы выжить и эффективно работать система туризма вынуждена приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении, варьируя свои отношения с каждой из макросред. Туризм оказывает благотворное влияние на развитие отраслей народного хозяйства соответствующих территорий страны, ускоряя формирование и развитие инфраструктуры, способствуя более равномерному размещению производительных сил и развитию сферы обслуживания не только в обжитых и высокоразвитых районах, но и на экономически слаборазвитых территориях, расширяя сферы приложения труда местного населения. О важности его может свидетельствовать факт, что проблематика эта являлась предметом обсуждения многих международных встреч специалистов, главным образом представителей сельскохозяйственных, экономических и географических наук, а также экономистов-регионалистов. Существует достаточно единодушный взгляд, что для большинства хозяйственно заброшенных деревень часто единственным путем их активизации является развитие туризма. Этот процесс определялся некогда в географической литературе как "агротуризм". Во многих регионах Европы, особенно в горных частях, местные власти предпринимают шаги, направленные на обновление покинутых хозяйств, отдавая часто их для туристского использования жителям городов. Вызванные этим приезды туристов влияют постепенно на переформирование структуры местного хозяйства, которое находит на месте относительно емкий (особенно летом) рынок сбыта (о роли производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения питания туристов (внутренних и заграничных) могут свидетельствовать результаты исследований югославских ученых, согласно которым каждые 100 тыс. туристских ночевок означают потребность в 33 вагонах свежей сельскохозяйственной продукции). В некоторых районах Италии фермеры продают туристам и туристским организациям около 20% годового производства овощей и фруктов, а также 30-40% молочных и мясных продуктов. Все чаще говорят о необходимости проведения расчетов экономической эффективности использования земель сельской местности сельским хозяйством и туризмом. Подробные исследования, проведенные в этом плане в отдельных районах юга Великобритании, показали, что на определенных территориях туристская деятельность приносит значительно большие экономические выгоды, чем сельское хозяйство. Туризм составляет важный источник доходов сельского населения. Связываются они, главным образом, с продажей туристам продуктов питания и предоставлением услуг ночлега. Проведенные исследования в районе Подгалья (Польша) позволили установить, что в масштабе всего туристского региона доходы населения от туризма составляют как минимум 30%, а часто и 40-50%. Во многих странах особенно большой упор делается на интенсификацию доходов сельского населения от предоставляемых услуг ночлега, которые играют важную роль в бюджете сельских жителей. Исследования, проведенные, например, в Австрии, показали, что чистый доход, полученный сельским жителем с I места ночлега туриста равняется доходу с I га сельскохозяйственных угодий. Приезды туристов и их расходы повышают уровень жизни сельских жителей. Это стимулировало в некоторых странах и регионах развитие жилищного строительства и сдачи жилья в наем в сельской местности. Современное жилищное строительство в деревнях, принимающих туристов, характеризуется большой степенью благоустройства, а сдаваемые туристам квартиры, могут быть использованы в течение всего года. Рядом с возведением новых жилых зданий (часто в несколько этажей) в деревнях наблюдается также процесс модернизации старых строений. Оказывает туризм также существенное влияние на территориальную структуру баланса денежных доходов и расходов населения, решая его в пользу рекреационных районов. Воздействие туризма на экономику пространственных туристских единиц в главной мере связано со спросом, а также туристским предложением. Величина спроса, как, собственно, и предложения зависит, прежде всего, от существующих в отдельных странах социально-экономических условий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|