Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТУРИСТСКИЙ СПРОС И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ




Туризм с экономической точки зрения вызывает к жизни новую форму потребительского спроса, который касается це­лого комплекса товаров и услуг и становится массовым, охва­тывая широкие слои населения.

Туристско-рекреационная миграция населения есть не что иное, как выражение общественно необходимой потребности людей в отдыхе и путешествиях, проявляющейся в форме спро­са на комплекс разнообразных услуг и предметов потребле­ния, позволяющих удовлетворить материально-бытовые, а так­же культурно-познавательные интересы. Комплекс услуг объе­диняет услуги транспорта, предприятий размещения, питания и торговли, музеев и культурно-просветительных учреждений, предприятий развлечения, спортивных, лечебных и других

учреждений. В туристские услуги входит также предоставление природно-климатических и социально-экономических ресурсов.

 

Углубленное познание туризма как рыночной системы начинается с базового понятия "туристского спроса". Эта простейшая экономическая категория в увязке с "туристским предложением" имеет основополагающее значение для понимания как отдельных проблем в туристском хозяйстве, так и механизма его функционирования в целом.

Большое разнообразие мировых культур и природных систем вызывает у людей безграничное желание путешествовать. Но реализовать его можно лишь частично, поскольку их возможности строго лимитированы. Среди множества туристских продуктов они приобретают только те, которые доставят им наибольшее удовлетворение в рамках существующих возможностей. Поэтому перед каждой поездкой туристы вынуждены делать свой потребительский выбор. Количество туристских услуг и товаров, которое потребители хотят и могут купить в конкретном месте и в определенное время, есть туристский спрос, или потребление.

Как категория потребительского спроса туристский спрос обращен на всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительных стоимостей, способных удовлетворить различные запросы туристов. Совокупность потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, принято называть "туристским продуктом". Содержание туристского продукта (услуги и предметы потребления) удовлетворяет комплекс потребностей человека, появившихся в период его туристского путешествия.

Туристский спрос является категорией социальной и массовой и характеризуется такими чертами, как динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, неравномерность во времени и пространстве и др. Он формируется под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Динамичное развитие туризма во всем мире обусловлено прежде всего действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических и научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающих вкусы и предпочтения потребителей (туристов), национальные традиции, мода, престиж и др.

Туристский спрос - категория динамичная, он меняется с развитием общества: некоторые из туристских потребностей отмирают, некоторые видоизменяются, возникают новые. Их круг постоянно расширяется, а сами потребности становятся богаче. Глубокие качественные и количественные сдвиги в потреблении туристских услуг произошли после второй мировой войны с прогрессом в науке и технике, переменами в политической, экономической и социальной жизни людей. Они нашли проявление в массовых временных перемещениях населения, придавших туризму современный облик.

Динамика туристского спроса определяется главным образом политическими и экономическими процессами в обществе. В целом туристское движение развивается интенсивно, но в то же время процессу потребления туристских услуг свойственна неравномерность, причем проявляется она как на глобальном, так и на национальном уровнях. Нарастание политической напряженности, либо ухудшение экономической конъюнктуры в отдельных странах и регионах приводят к спадам в международном и внутреннем туризме, улучшение же политической обстановки и экономической жизни наоборот способствуют росту туризма.

Чтобы понять многообразие и комплексность туристского спроса, необходимо уяснить, что во время своего путешествия турист потребляет услуги разного характера: общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности в жилье, питании, а также транспорте. В этой части спроса турист мало чем отличается от местного жителя.

Другая же часть спроса, собственно туристский спрос, обусловлен широким спектром побудительных мотивов его туристской поездки и носит специфический характер: рекреационный (поездки ради отдыха, развлечений, получения новых впечатлений), деловой (ради стремления удовлетворить профессиональные интересы), религиозный (ради потребности в совершении культовых обрядов) и др. Развлечения, лечение, отдых, удовлетворение профессиональных или религиозных интересов, учеба и некоторые другие — эти главные мотивы туристских поездок могут вступать в определенные комбинации между собой, порождая спрос на сопутствующие услуги. Например, участники симпозиумов, конференций, конгрессов и других совещаний предъявляют спрос на услуги не только основные, но и дополнительные, непосредственно не связанные с главным мотивом пребывания. Они охотно совмещают профессиональную деятельность с культурно-познавательным отдыхом, посещая местные природные достопримечательности, музеи, концерты, выставки, фестивали, карнавалы и т.п. В ряде случаев дополнительные услуги обеспечивают свыше половины всех денежных поступлений от конгрессного туризма. Многообразие и комплексность туристского спроса порождают предложение совокупной туристской услуги — "туристского тура".

Туристский спрос зависит от многих факторов, среди которых главное место занимают: доход потребителя (туриста), продолжительность его компактного свободного времени, цена на товары и услуги, качество и количество оказываемых туристских услуг и др. Поэтому туристский спрос может изменяться (возрастать или снижаться) в зависимости от изменений величины того или иного из факторов. Так, с введением регулярных оплачиваемых отпусков и повышением реальной заработной платы возрастает потребление туристских услуг и товаров. Или, например, с введением запрета на торговлю и потребление спиртных напитков в Эмирате Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты) в конце 80-х гг. туриндустрия этой страны лишилась наиболее состоятельных клиентов из стран Западной Европы и Америки.

Таким образом, можно сказать, что туристский спрос обладает такой особенностью как эластичность. Эта эластичность туристского спроса проявляется в возможности быстрого изменения структуры потребления туристских услуг при изменении уровня доходов потребителя, цены, качества или доступности туристских туров, политических, экономических, экологических, климатических или других ситуаций. По сути, пластичность туристского спроса представляет собой меру реакции одной переменной на изменение другой. Концентрация туристского спроса во времени и пространстве носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определенное время года и спадами в остальные месяцы. Пики туристской активности чередуются с межсезоньем и мертвыми сезонами. В эти периоды туристские потоки затухают и спрос на туристские услуги достигает своего нижнего предела (3-4%).

В странах умеренного климатического пояса основными туристскими сезонами являются: летний (июль-август), или "сезон-пик", зимний (январь-март), межсезонье (апрель-июнь, сентябрь) и так называемый "мертвый сезон" (октябрь-декабрь). Согласно статистическим данным за много лет, за два летних месяца туристские поездки совершают до половины жителей стран Западной Европы.

Колебания туристского спроса обусловлены разными факторами:

- климатическим и мотивационным — укоренившимся у июлей сознанием того, что лето является наиболее благоприятным временем для проведения отпусков;

- экономическим — распространенной на Западе практикой полного закрытия предприятий на профилактический ремонт в июле-августе, месяцы наименьшей производительности труда;

- социальным — стремлением родителей приурочить свой отпуск к школьным каникулам и отдыхать вместе с детьми;

- моды стремлением людей попасть на модный в то или иное время года курорт, которое, в свою очередь, диктуется соображениями целесообразности.

Сезонность оказывает негативное влияние на экономику туризма, она обусловливает неравномерную загрузку туристских предприятий и транспорта и порождает проблемы социального плана. Для сглаживания этого негативного влияния правительствами разных стран разработаны и разрабатываются комплексы специальных организационных и экономических мер.

Концентрация туристского спроса в пространстве проявляется в географии туристских потоков. Эти потоки представляют собой реализованный туристский спрос в натуральном выражении, который характеризуется большим разнообразием. Деловые поездки предпринимаются наряду с этническими, а рекреационные — соседствуют с движениями паломников или "зеленых" и т.д. Каждый вид туризма формирует свои потоки, которые имеют определенные направления и различаются пространственным распределением.

Наиболее массовыми являются потоки туристов с целью отдыха и развлечения, т.е. рекреационные потоки. Основная их часть зарождается в странах Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. На долю этих регионов приходится свыше 90% международного выездного туризма. Самым значительным "поставщиком" туристов остаются страны Европы, отсюда выезжают за границу до 70% туристов. Наибольшую активность проявляют туристы традиционных туристских стран - Германии, Великобритании, Франции, а после падения "железного занавеса" — Чехии, Польши, России, Румынии, Словении.

На втором месте после Европы поставщиком рекреационных туристов выступает Северная Америка, главным образом США, на долю которой приходится 15% туристского потока. Восточно-Азиатский и Тихоокеанский регион занимает третье место по числу туристов, отправляющихся на отдых за границу. Его доля в общемировом объеме зарубежных поездок достигла 10% и продолжает увеличиваться. В настоящее время это — наиболее динамично развивающийся рынок выездного рекреационного туризма.

Основные рекреационные международные потоки не только зарождаются в экономически развитых странах, но тяготеют к ним: они устремляются в Европу и Северную Америку, на долю которых приходится примерно 75% всех прибытий с целью отдыха и развлечений. Самая посещаемая туристами страна Европы — Франция, которая принимает каждого пятого отдыхающего в Европе. После Европы целью путешествий рекреационных туристов являются Северная Америка (главным образом США) и далее Азия, Африка и Ближний Восток.

Деловой туризм формирует свои потоки, основная часть их падает на Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию. К этим же регионам и в такой же последовательности тяготеют потоки деловых туристов. Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей Европейского Союза.

В Америке потоки деловых людей устремляются в основном в США, а в Юго-Восточной Азии — Сингапур и Японию. Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-14 дней, внутри региона — 5-6 дней, а по своей стране — 3-4 дня.

Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка делового туризма является так называемый конгрессныи туризм. На общем фоне спада деловой активности растет число лиц, совершающих поездки на симпозиумы, конференции, совещания, семинары, а также ярмарки, выставки. Бизнесмены и ученые принимают участие в форумах, чтобы получить последнюю информацию, увидеться с коллегами и обменяться с ними мнениями, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе.

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация поездок. В настоящее время, например, только в Европе ежегодно отправляются в путешествия с культурными и культовыми целями более 40 млн. человек.

Существующему спросу должно соответствовать соответствующее туристское предложение, которое в максимальной степени могло бы удовлетворять потребности туристов. Нехватка в предложении ограничивает в высокой степени возможность формирования в данной местности туристской функции, даже в случае отмеченного спроса. Существующее в то же время предложение как бы автоматически придает местности туристский характер, даже тогда, когда в начальном периоде туристский спрос слабый либо еще вообще не существует. Отсюда такое значение приписывается туристскому предложению. Одновременно следует подчеркнуть, что желаемым явлением — как с точки зрения социально-экономической, так и охраны окружающей среды — есть опережение предложением туристского спроса.

Под туристским предложением понимается "совокупность ценностей и оказываемых туристских услуг".

Группу туристских ценностей составляют так называемые ценности основные, охватывающие совокупность туристских достоинств, а также ценности дополнительные, возникшие, либо организованные, для потребностей туристов и более известными под названием туристской инфраструктуры.

Иногда также совокупность туристских ценностей определяется как богатство (достояние) туристского региона и страны. Другим основным элементом туристского предложения являются услуги, создаваемые и оказываемые туристам отдельными звеньями туристской инфраструктуры. С точки зрения потребителя этих услуг (туриста) из совокупности туристских услуг выделяются те, которые имеют основное, дополнительное и сопутствующее значение. К основным туристским услугам относятся услуги, которые необходимы туристу (без которых он не может обойтись) уже во время его путешествия из места постоянного жительства до цели приезда, располагающей туристскими достоинствами, а также во время его пребывания там и во время возвращения до места постоянного жительства (транспорт, размещение, питание). Услуги дополнительные, связываются с использованием основных туристских ценностей, т.е. достоинств, и оказываются они в месте проявления этих ценностей (экскурсионные, оздоровительные, спортивные, культурно-зрелищные). Кроме того, они охватывают также услуги, связанные с деятельностью развлекательной, культурно-просветительной, а также туристским управлением (рис.16).

Большей частью туристское предложение зависит от трех основных элементов: 1) туристских достоинств; 2) транспортной базы и связанной с ней транспортной доступностью; 3) туристского хозяйства. Шкала величины этих элементов, в свою очередь, зависит как от условий природной среды, так и социально-экономических факторов. Сформировавшееся туристское предложение имеет много общих черт (почти идентичных) с популярным уже в географии туризма понятием туристской аттрактивности (привлекательности). Не подлежит сомнению, что предложение в основном решает вопрос о туристской привлекательности данного региона. Туристская потребность возникает и формируется при наличии соответствующих общественно-экономических условий и определенном уровне развития производительных сил. Для ее становления необходима относительно высокая величина национального дохода на душу населения. В масштабе всего общества расходы на туризм могут быть значительными только при достижении определенного уровня благосостояния общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных